Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 194 (720) от 14 октября 2003 г. [ N 193 ] [ N 195 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Наконец ментов заставят платить

Алексей Потапов, Екатерина Минеева
Россiя, N 174

Суд удовлетворил иск матери, чью дочь расстрелял обезумевший страж порядка. Репортаж из Челябинска.

В суде Центрального района Челябинска состоялось заседание по гражданскому иску Тамары Бельской. Ее дочь Мария погибла от рук пьяного оперуполномоченного Александра Чоботова. За моральные и нравственные страдания мать убитой намеревалась отсудить у главного финансового управления администрации Челябинской области и Калининского РУВД 1 миллион 55 тысяч 942 рубля. По полмиллиона -- в качестве компенсации за нанесение морального ущерба матери и сестре расстрелянной девушки.

19 августа 2001 года Челябинск вздрогнул от страшной новости: 23-летний оперуполномоченный Калининского РУВД Александр Чоботов на улице Братьев Кашириных расстрелял троих человек и тяжело ранил одного. По одной из версий, в роковой день парень узнал, что заражен ВИЧ-инфекцией. Возможно, именно это послужило причиной агрессии, отчета в которой, по утверждению судебных психиатров, он себе не отдавал. Сначала опер стрелял в дверь квартиры, где, по его мнению, проживала девушка, которая наградила его ВИЧ. Потом, выйдя из дома, обстрелял супружескую пару -- к счастью, промахнулся. Возле дома N 132а на улице Братьев Кашириных увидел 20-летнего Сергея Тимошенко и 15-летнюю Машу Бельскую. Приказал ребятам встать на колени и хладнокровно выстрелил им в головы, 48-летнего Н., пытавшегося предотвратить убийство, обезумевший Чоботов тяжело ранил в пах. А через несколько минут во дворе дома N 33 на улице Чичерина он несколькими выстрелами в спину убил 19-летнюю Ирину Итолкину. Девушка была беременна, в ближайшие дни должна - была состояться свадьба...

Стационарная судебно-медицинская экспертиза в Челябинской областной психоневрологической больнице признала Чоботова невменяемым. Ее диагноз подтвердили семь экспертов Института Сербского, в течение двух месяцев обследовавшие преступника. По закону больной человек не может подвергаться судебному преследованию. В данный момент Чоботов находится в закрытой психиатрической больнице специального типа в Ярославской области. Сколько он там пробудет, зависит от его состояния и заключения специалистов. Не исключено, что через несколько лет милиционера-убийцу признают неопасным для общества и переведут в обычный диспансер.

...Защите пришлось дважды просить перерыв для совещаний. У представителя главного финансового управления (ГФУ), одного из соответчиков, возникли вопросы. В частности, ГФУ отказывалось возмещать часть материального ущерба, понесенного семьей Бельских. Некая сумма была потрачена на лекарства для Тамары Вадимовны, купленные после похорон Маши. Кроме того, мать убитой должна была представить отчетные документы, подтверждающие, что на организацию похорон, поминок, а также покупку памятника было потрачено из личных средств более 50 тысяч рублей. Между тем эти чеки и справки остались подшитыми в уголовном деле и изъятию не подлежат. Поэтому истцам пришлось отказаться от требований компенсации материального ущерба.

Кроме главного финансового управления Челябинской области, соответчиком по гражданскому иску признано РУВД. Именно там работал оперуполномоченный Чоботов, получив на руки табельный пистолет марки ПМ с номером 1629. Однако заместитель начальника отдела кадров Калининского РУВД Людмила Попкова заявила на суде, что с требованиями истцов милиция согласна, но лишь частично. А поскольку уголовный розыск у нас финансируется из федерального бюджета, то платить за моральный ущерб должен представитель государства, то есть главное финансовое управление. А представитель ГФУ вообще попросила отклонить иск. Чоботов совершил преступление поздно вечером, не будучи "при исполнении", а посему на момент убийства не мог считаться сотрудником уголовного розыска -- госслужащим и ответственным лицом.

Другими словами, убивал он как обычный человек, а не как милиционер, и с государства взятки гладки...

Суд, заслушав доводы обеих сторон, удалился на совещание.

Итог дела: выплатить 400 тысяч рублей компенсации Тамаре Бельской и еще 50 тысяч -- ее дочери Анастасии. Средства взыскать с Министерства финансов России за счет государственной казны. Как стало известно, адвокаты Тамары Бельской не удовлетворены решением суда, который лишь частично удовлетворил иск потерпевшей. Возможно, пересмотра потребует и главное финансовое управление Челябинской области, которое из трех соответчиков по делу осталось "крайним".

Говорят родители погибших

Тамаре Вадимовне Бельской в эти часы пришлось заново пережить те страшные события. Отвечая на вопросы судьи, она не смогла сдержать слез, тем не менее старалась держаться. Ободряла и дочь Настю, которой тоже пришлось выдержать тяжелую судебную процедуру, вспоминая убитую сестренку.

-- В мае 2001 года Чоботов прошел очередную медкомиссию, был признан полностью годным, -- недоумевает Тамара Вадимовна, -- а через несколько месяцев, в августе, он поднял пистолет на безоружных. К тому же практически на детей! Он ведь признавался поначалу, что виноват, что был пьяный... А после того как ему наняли адвоката, Чоботов стал давать совсем другие показания. Естественно, что с приговором суда я осталась не согласна. На мой взгляд, тот, кто убил мою девочку, был абсолютно вменяем. У меня до сих пор руки дрожат, когда заполняю документы, связанные с Машей. А его признание в уголовном деле написано спокойным и ровным почерком...

Мама Сергея Тимошенко рассказала, что ее 20-летний сын поздно вечером 19 августа вышел погулять во двор. Там он встретился с Машей Бельской.

- Лучше бы нам наших ребятишек живыми вернули, бог с ними, с этими деньгами, - вытирает слезы Галина Владимировна. - Мы уже третий год правды не можем добиться. Даже Верховный суд признал Чо-ботова невменяемым, оставив приговор без изменения. И знаете, что самое обидное? Скоро он (Чоботов. -- Ред.) живой и невредимый будет гулять на свободе, а я своего мальчика больше не увижу...

Галина Тимошенко вместе с журналистами ждала в коридоре, когда закончится суд. Ведь следующее заседание назначено по ее иску. А пока судья готовил вердикт по ходатайству семьи Бельских, Галина Владимировна показала маленькую фотографию Сережи, которую бережно хранит вместе с православной иконкой.

-- Я за 20 лет ни разу от него даже запаха спиртного не ощущала. Отец ему стакан пива предлагает -- Сережка отказывается. Он на свадьбу к другу собирался, а попал вот, видите, совсем на другую "свадьбу"...

По словам убитой горем женщины, никто не хочет брать на себя ответственность за действия Чоботова. Галина Тимошенко также уверена, что оперуполномоченный, застреливший в тот вечер троих человек, на самом деле понимал, что делает. Якобы в своего сослуживца он при встрече не стал стрелять, а вот в безобидных и безоружных людей -- смог...

- Мы не знаем, где сейчас находится Чоботов, нам не говорят. Может быть, вы подскажете? - напоследок спросила Галина Тимошенко.

Выпуск N 194 (720) от 14 октября 2003 г. [ N 193 ] [ N 195 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]