[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 19 (557) от 3 февраля 2003 г. [ N 18 ] [ N 20 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
В Госдуме готовится к рассмотрению в первом чтении законопроект "Об участии граждан РФ в охране общественного порядка".
Если этот документ вступит в силу, на улицах российских городов могут снова появиться народные дружинники. Правда, пока не совсем ясно, кого именно они будут защищать.
Пятнадцать лет назад аббревиатура ДНД была хорошо знакома большинству советских граждан. Многие из них по настоятельной просьбе администрации своего предприятия отправлялись охранять покой соотечественников. Но сейчас далеко не каждый молодой человек знает, что за этими буквами скрывается название "добровольная народная дружина". Депутаты законодательного собрания Краснодарского края вспомнили о славном прошлом и внесли в Думу проект закона "Об участии граждан РФ в охране общественного порядка".
Что можно
Основные правила, которые должны соблюдать граждане, желающие участвовать в охране общественного порядка, изложены в ст. 1 законопроекта. Юридической основой такой деятельности является право граждан "на необходимую оборону и действия в условиях крайней необходимости". Эта норма содержится в Уголовном кодексе и разрешает россиянам защищать себя любыми подручными средствами, если существует реальная угроза их жизни. Правда, не совсем понятно, применимо ли это положение к мелким правонарушениям вроде распития спиртных напитков в общественном месте или нарушения тишины в ночное время.
Цифра закона
С помощью активистов народных дружин в России в 2002 году выявлено 400 тыс. административных правонарушений и раскрыто свыше 25 ТЫС. преступлений.
Статья 2
Участие граждан в охране общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным. Индивидуальное участие граждан может осуществляться в следующих формах:
а) непосредственная реализация гражданами своих прав на защиту от противоправных посягательств;
б) содействие органам внутренних дел в распространении правовых знаний и проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений;
в) внештатное сотрудничество с органами внутренних дел;
г) участие в деятельности общественного пункта охраны порядка;
д) оказание иной помощи органам внутренних дел в формах, не запрещенных законодательством.
Коллективное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в следующих формах:
а) членство или участие в деятельности общественных объединений, уставные цели которых предусматривают оказание содействия органам внутренних дел;
б) работа в составе народной дружины.
Другой принцип охраны порядка заключается в соблюдении "законности, добровольности, гуманизма и уважения личности". Но и у него может быть много толкований. Добровольность, как показала советская практика, бывает разная -- например, в форме разнарядки по учреждению, когда работник "имеет право уклониться от выполнения гражданского долга, но во избежание проблем с начальством ему лучше этого не делать. Гуманизм тоже понятие относительное. Кто-то сочтет, что доставить сильно нетрезвого гражданина с улицы в вытрезвитель -- верх гуманности (может ведь и замерзнуть), а кто-то, предвидя печальные последствия пребывания в этом заведении, посчитает такой шаг проявлением особой жестокости.
Чего нельзя
Некоторые действия гражданам, охраняющим общественный порядок, категорически запрещены. Во-первых, они не должны "осуществлять деятельность, отнесенную законодательством к исключительной компетенции органов внутренних дел",-- например, оперативно-разыскную. Во-вторых, им нельзя "выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел", что, очевидно, заметно снизит силу воздействия на нарушителей выдаваемых дружинникам "корочек". Наконец, охраняющие покой россиян граждане не должны "создавать препятствия служебной деятельности органов внутренних дел". Реализовать на практике этот запрет, видимо, будет сложнее всего. Таким препятствием органы вполне могут посчитать вполне законные действия граждан, которые действительно затрудняют милиции жизнь,-- например, желание дружинника обязательно зарегистрировать некое незначительное правонарушение. А этого в органах очень не любят -- подтвердит любой, кто хоть раз пытался написать заявление в милицию о краже из сарая мешка картошки.
Если охраняющие порядок граждане все-таки допустят противоправные действия, им придется нести ответственность, "установленную законодательством РФ". Разъяснений в законопроекте нет, но речь судя по всему идет прежде всего о превышении пределов необходимой обороны, которое легко допустить, пытаясь защитить покой сограждан от не вооруженных, но яростных нарушителей. Возмещать вред, причиненный при этом физическим или юридическим лицам, дружинникам придется самим.
Что из этого получится
Все вышеназванные меры, возможно, способны повысить уровень защищенности граждан от уличной преступности. Однако законопроект не дает ответа на один из главных вопросов: не будут ли народные дружины и иные антикриминальные общественные объединения использоваться в интересах отдельных политических или экономических структур?
В краснодарском проекте никаких разъяснений на этот счет не содержится. В нем лишь сказано, что порядок создания и деятельности народных дружин устанавливается органами местного самоуправления, а контроль за деятельностью граждан по охране общественного порядка возложен на органы госвласти и местного самоуправления. Те же органы могут "применять различные формы морального и материального стимулирования" граждан, активно участвующих в охране порядка. То есть единственный шанс для дружинника заработать состоит в том, чтобы точно следовать установкам руководства. А уж за это ему воздается-- как минимум правом бесплатного проезда в общественном транспорте, как максимум денежными премиями и госнаградами.
Но органы, которым подчиняются народные дружины, нередко ангажированы политическими партиями или бизнес-структурами. Значит, и созданные ими дружины могут действовать в интересах не общества в целом, а отдельных лиц и групп. Во всяком случае, прямого запрета на подобную деятельность в проекте нет. Поэтому нельзя исключать, что, например, дружественный мэру бизнесмен попросит у него помощи при переделе собственности -- благо привлечение дружинников обойдется явно дешевле, чем услуги охранных фирм.
Впрочем, даже наличие в законе политических ограничений не гарантирует реальной деполитизации народных дружин. Например, московский закон о народной дружине запрещает ее деятельность "в интересах отдельных политических партий и движений". В то же время эта структура полностью подчиняется городским властям, у которых, разумеется, есть свои экономические и политические интересы. Легко догадаться, какие инструкции получат дружинники, если им вдруг придется обеспечивать порядок во время массовых мероприятий анти-мэрской направленности.
От автора
Олег Михайлов, депутат законодательного собрания Краснодарского края
Поначалу документ задумывался как закон Краснодарского края. Как показала жизнь, ДНД нужны, без них не обойтись. Новый закон должен был дополнить пакет законов о казачестве, в которых предусматривалась охрана общественного порядка силами казачьих дружин. Но там отсутствовал механизм, который бы регламентировал меры защиты и безопасности членов этих объединений. А ведь люди нешуточно рискуют. Поэтому возникла необходимость в законодательном закреплении мер защиты добровольных помощников. Но при разработке проекта органы юстиции сделали нам замечание: субъект федерации не может регулировать вопросы охраны общественного порядка -- это прерогатива федерального центра. Кроме того, мы вычистили из текста все упоминания о казачестве, так как участвовать в общественных объединениях по поддержанию порядка имеет право любой гражданин любой национальности и социальной принадлежности,-- так мы заранее сгладили острые все углы.
За
Андрей Метельский. депутат Мосгордумы
Безусловно, такой документ на федеральном уровне необходим. Обладающие активной жизненной позицией и желающие по мере сил помогать правоохранительным органам граждане должны получить такую возможность. Москвичи ее уже получили: в июле прошлого года был принят закон "О Московской городской народной дружине". По нему дружинником может стать любой гражданин России, достигший 18 лет и проживающий в столице. Сейчас в Москве 116 районных народных дружин, в которых состоит около 17 тыс. человек. Их работа приносит свои плоды: в 2001 году дружинники задержали 133 839 правонарушителей. В этом году на содержание московской народной дружины планируется потратить свыше 10 млн руб. Поэтому мне кажется, что на общероссийском уровне опыт Москвы сыграл бы положительную роль. К тому же граждане, участвующие в охране общественного порядка, позволили бы органам милиции сосредоточиться на раскрытии тяжких преступлений.
Против
Сергей Юшенков, независимый депутат Госдумы
Я очень скептически отношусь к воссозданию народных дружин. У нас попытки подобного рода всегда оборачиваются чем-то, прямо противоположным задуманному. Цель вроде благая. У нас есть определенные угрозы, которые милиция предотвращать не в состоянии: и угрозы общественной безопасности, и угроза терроризма. Рассчитывать только на бдительность граждан в этой ситуации не приходится. Но во что это может вылиться? Ведь народные дружины можно использовать в политической борьбе -- во время демонстраций, да и просто для задержания и предъявления обвинений представителям политических партий. И тогда дружины становятся политическим орудием. В законе, видимо, есть рациональное зерно, но в мире подобные проблемы решаются по-другому -- созданием муниципальной милиции. У нее определен круг ответственности и обязанностей, это профессионально. А народные дружины -- это любительщина, это может позволить себе только нищее государство.
История вопроса
Первые народные дружины в РСФСР появились в 1918-1922 годах при исполкомах местных советов. В 1928 году они получили название "добровольные общества содействия милиции" (ОСОДМИЛ), а в январе 1930 года Совнарком РСФСР специальным постановлением узаконил деятельность ОСОДМИЛ и описал правовые нормы их организации. В апреле 1946 года МВД СССР переименовало ОСОДМИЛ в бригады содействия милиции, которые просуществовали до конца 1950-х. В конце 1958 года на предприятиях Ленинграда возникли добровольные народные дружины по охране порядка (ДНД), узаконенные постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 2 марта 1959 года. Активисты ДНД поощрялись благодарностью, почетной грамотой, занесением на Доску почета, награждением денежными премиями и подарками. Администрации предприятий также предоставляли им дополнительные оплачиваемые отпуска сроком до трех суток в год. В 1971 году в СССР насчитывалось около 173 тыс. дружин численностью 7 млн человек. В 1970-1980 годы участие в ДНД стало из добровольного принудительным, а постановление Совмина СССР от 12 марта 1987 года отменило дополнительные отпуска за участие в дружинах. Численность дружин резко сократилась: к середине 1990-х она составляла по всей России 68 тыс. Закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 года отменил документы о статусе и функциях ДНД. В итоге к началу 2000 года число дружин снизилось до 20 тыс. Однако их деятельность постепенно возрождается по инициативе региональных властей: правовые акты о деятельности дружин приняты в 49 субъектах РФ. Сейчас в России около 35 тыс. дружин численностью около 320 тыс. человек.
Мировая практика
Добровольные организации граждан, помогающие компетентным органам в борьбе с преступностью, известны во всем мире. Считается, что первые народные дружины появились в Англии в середине XVII века. Общенациональных народных дружин в Британии нет. В первую очередь, потому, что в стране нет и единой полицейской системы. Британские народные дружины (они могут носить самые разные названия) действуют при полицейских силах графств или даже при местных полицейских участках. Полиция дает дружинникам помещение, обеспечивает их тренировку. Никаких льгот им не положено. Дружинники обладают правом гражданского ареста -- которое, впрочем, распространяется и на всех граждан страны. Похожие организации существуют во многих других европейских странах. В США с 1972 года по инициативе Национальной ассоциации шерифов была создана программа "Соседский дозор", финансируемая из федерального бюджета. Отделения дозора действуют во всех штатах и во всех округах страны. На время выполнения обязанностей дружинники наделяются правами шерифа, то есть могут арестовывать подозреваемых, производить обыски и охранять место преступления.
В большинстве стран Латинской Америки и Африки попытки организовать добровольные народные дружины привели к созданию "эскадронов смерти", а потому гражданские формирования по оказанию помощи полицейским строго запрещены. В Иране вскоре после исламской революции 1978 года были созданы отряды басиджей, аналог наших добровольных народных дружин. Отряды находятся в подчинении корпуса стражей исламской революции и проходят регулярную военную подготовку. Они патрулируют улицы и следят за соблюдением норм исламской морали. Басиджи в своих правах приравнены к служащим корпуса стражей исламской революции, имеют право на ношение и применение оружия. Во время ирано-иракской войны они неоднократно привлекались к участию в боевых действиях.
Выпуск N 19 (557) от 3 февраля 2003 г. [ N 18 ] [ N 20 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]