[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 189 (715) от 7 октября 2003 г. [ N 188 ] [ N 190 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
До завершения осенней сессии Госдума планирует рассмотреть во втором, а возможно, и в третьем чтении проект закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания".
Как выяснилось уже в ходе предварительного обсуждения документа, правозащитники и администрации тюрем и колоний абсолютно по-разному понимают функции общественных контролеров.
Президент Путин на представленном ему тексте законопроекта сделал пометку - "поддержать и доработать". Дума указание исполнила - 16 сентября законопроект в первом чтении одобрили 385 депутатов. Затем началась доработка.
Правозащитники захотели увеличить количество общественных контролеров. В проекте закона говорилось о списке из десяти проверяющих в каждом субъекте Федерации. Руководитель фонда "Социальное партнерство" Валерий Борщев предлагает увеличить их численность до 20, либо определять их количество из расчета один контролер на одну тысячу заключенных, находящихся в СИЗО и колониях региона. А директор Института прав человека Валентин Гефтер предлагает узаконить посещение колоний не по согласованному с прокуратурой трехмесячному плану, а в режиме "горячей линии" - "человека побили, он или его родственники позвонили - мы едем".
В свою очередь директор общероссийского попечительского совета уголовно-исполнительной системы Борис Сушков убежден, что частое появление контролеров дезорганизует работу сотрудников исправительного учреждения, у которых "и без них проблем выше крыши". А о посещении мест лишения свободы без предварительного согласования с администрацией вообще не может быть и речи. "Никакому удостоверению общественного контролера я не поверю, сейчас все документы подделать можно. Начну звонить, проверять, что это за человек", - заявил "Новым Известиям" начальник одной из колоний. А сотрудник администрации Дубравлага - расположенного в Мордовии крупнейшего в мире комплекса из 17 колоний, в которых одновременно отбывают наказание свыше 16 тыс. заключенных, считает, что закон необходимо дополнить пунктом об ответственности общественного контролера за "вступление в недозволенную связь с осужденным". Под "недозволенной связью" имеется в виду пронос в колонию спиртного и других запрещенных в местах лишения свободы вещей. Это особенно, по его мнению, актуально в связи с тем, что общественные контролеры будут обладать частичным иммунитетом - привлечь к ответственности их можно будет только с санкции прокурора соответствующего субъекта Федерации.
Что касается участия общественных контролеров в процедуре условно-досрочного освобождения из-под стражи, то Минюст считает его неконституционным, ибо общественная организация не имеет права участвовать в работе органов государственной власти. Правозащитники в свою очередь убеждены, что характеристики заключенных, предоставляемые администрацией суду, очень часто необъективны. Так, у одного осужденного числилось 11 нарушений режима, а на поверку оказалось, что он "не застегнул верхнюю пуговицу, не поздоровался с начальством и сделал из газеты пилотку".
За основу законопроекта об общественных контролерах был взят аналогичный закон Великобритании. Однако там к каждой колонии приставлены по два контролера, посещают они ее ежедневно и имеют собственные ключи от всех помещений, в которых содержатся заключенные. А российским правозащитникам приходится бороться даже за право общаться с заключенным наедине, в отсутствие "человека с ружьем".
Выпуск N 189 (715) от 7 октября 2003 г. [ N 188 ] [ N 190 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]