[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 179 (705) от 23 сентября 2003 г. [ N 178 ] [ N 180 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Дело было громким, подробности - шокирующими. Мало того что у немолодую жительницу Таганрога убили в собственном частном доме изуверским способом, так еще и убийцами оказались внешне благопристойные мальчики-братья.
Но и это еще не все: жители Ростова-на-Дону 17-летний Женя Михайлин и его 14-летний брат Костя оказались членами сатанинской секты "Черный дракон". И расправились с женщиной, у которой снимали флигель, в ритуальных целях.
Учащийся лицея при Ростовском государственном строительном университете Евгений Михайлин по приговору Таганрогского суда попал на принудительное лечение в орловскую психбольницу, а его брат-школьник Константин получил семь с половиной лет заключения. Сейчас он находится в воспитательной колонии для несовершеннолетних N 4 в городе Азове.
Казалось бы, злодеяние раскрыли, злодеев покарали. Но дело получило неожиданное продолжение... в Европейском суде по защите прав человека в Страсбурге. Жалобу на незаконный приговор и примененные во время следствия к Михайлиным пытки направили в Страсбург мать братьев Наталья Евгеньевна и их представитель Станислав Великоредчанин.
Казалось бы, родственники осужденных подростков просто пытаются вызволить их из заключения, вот и предпринимают любые, даже крайние, меры. Однако не все так просто...
"Костю пытали и хотели... убить!"
- Прежде всего, прямых доказательств вины братьев Михайлиных следствию найти не удалось, - говорит Станислав Великоредчанин. - Обвинение строилось лишь на основании косвенных улик, а именно отпечатков пальцев Михайлиных, Найденных во флигеле, который они снимали у погибшей гражданки Дейченко. Несмотря на явный недостаток улик, суд признал подростков виновными. Кроме того, по имеющимся данным, к Константину Михайлину во время предварительного следствия применялось физическое воздействие...
Разговоры о "физическом воздействии" также можно отнести к попытке добиться признания невиновности подзащитных. Но кое-что настораживает...
Наталья Михайлина два года безуспешно добивалась возбуждения уголовного дела по поводу избиения ее сына во время следствия. И только после вмешательства региональной общественной организации "Христиане против пыток и детского рабства" матери удалось добиться вызова младшего сына в суд, где был произведен его опрос относительно пыток. Почему правоохранительные органы Ростовской области столь упорно "отфутболивали" женщину с ее претензиями (причем весьма серьезными!)?
Еще один интересный момент. Во время слушания по вышеупомянутому поводу в Ленинском райсуде Ростова вдруг выяснилось, что прокуратура уже... семь раз проводила проверки, которые не подтвердили факт избиения несовершеннолетнего подследственного. Однако ни об одной проверке не было сообщено ни матери осужденного, ни его законному представителю и адвокату, ни... самому Косте Михайлину.
- Вскрылись и другие ужасные факты, - рассказывает Наталья Михайлина. - Костю с целью получения признательных показаний в таганрогском следственном изоляторе держали в карцере. Заметьте: его туда затолкали не за нарушение режима, а лишь потому, что не хотел признаваться в убийстве! Более того, в том же СИЗО Костю заставили написать объяснительную с признанием, что якобы он собирался совершить побег, взяв заложника. И это 14-летний пацан!
По словам представителя Михайлиных Станислава Великоредчанина, располагая таким письменным "признанием" подростка, в СИЗО могли не только изувечить, но и убить, заявив позже: хотел бежать, вот вам документик!
- Даже обладая такой абсурдной объяснительной, суд Ленинского района постановил, что факт принуждения с применением физической силы не доказан. Если, мол, признание написано самим Костей, то все в порядке, - возмущается представитель обвиненных братьев. - В соответствии с российским законодательством, по заявлению о предполагаемых пытках, примененных во время следственных действий, должна проводиться серьезная и объективная проверка, к которой необходимо привлечь независимых медицинских экспертов. В случае с Костей Михайлиным эти законодательные нормы были нарушены. Наша жалоба уже принята и зарегистрирована Европейским судом. Ответчиком в данном деле выступает Российская Федерация.
А если злодей на свободе?!
- В соответствии со ст. 3 Конвенции по защите прав и основных свобод человека, если при разбирательстве с жалобами относительно пыток государственные органы допустили нарушение пунктов Конвенции, то Европейский суд признает государство виновным. Даже если нет прямых доказательств совершенных пыток, -говорит московский независимый юрист Артем Мольшанов. - В этом случае российская власть должна наказать не только непосредственных исполнителей пыток, но и тех лиц, в чьем подчинении они находились. В данном случае это лица, которые в то время занимали должности начальника Главного управления исполнения наказаний по Ростовской области и прокурора города Таганрога.
Данная публикация - не утверждение, что братья Михайлины не повинны в жесточайшем убийстве жительницы Таганрога. Виновность или невиновность кого-либо может установить исключительно суд. Дело в другом: каждый российский гражданин согласно Конституции и прочим законам РФ вправе рассчитывать на объективное рассмотрение жалоб о нарушении его прав. Тот факт, что жалобы эти рассматриваются кое-как, весьма тревожен.
Если 14-летнего Костю Михайлина действительно истязали в изоляторе, - это страшно. Но страшно вдвойне, если братья и вовсе не виновны. Получается, что на свободе разгуливает настоящий злодей.
А пока не настала очередь рассмотрения иска Михайлиных в Европейском суде, представитель семьи направил жалобу в Федеральное управление Министерства юстиции по Южному федеральному округу. В ней утверждается, что на Костю в колонии оказывается психологическое давление, дабы склонить подростка к отзыву жалобы из Страсбурга.
Выпуск N 179 (705) от 23 сентября 2003 г. [ N 178 ] [ N 180 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]