Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 178 (704) от 22 сентября 2003 г. [ N 177 ] [ N 179 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Раньше они уводили, теперь - разводят

Константин Полесков
Новая газета, N 70

КТО И КАК ПРЕВРАТИЛ ФСБ В ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

Давно шутят, что Генпрокуратура и ФСБ превратились в хозяйствующие субъекты, участвующие в экономических баталиях против других субъектов -- компаний и корпораций -- по заказу субъектов третьих, которые очень хотят выиграть выборы, сколотить политический -- и не только -- капитал, удержаться у власти или эту власть захватить.

В последнее время, правда, начало казаться, что хвост административного ресурса в виде правоохранительных органов и спецслужб зажил собственной жизнью, стараясь подчинить собаку своим потребностям...

Если говорить серьезно, не впадая в правозащитный пафос, -- это миф. Точно такой же, как и миф о возрождении былого величия главной спецслужбы страны, которая на самом деле сейчас больше нуждается в защите, нежели в системной обструкции.

Можно не любить ФСБ -- это право каждого, но невозможно не отдавать себе отчета в том, что существуют национальные интересы, которые необходимо защищать, и национальная безопасность, которую надо обеспечивать. Причем в этой формуле слово "национальная" -- вовсе не синоним "государственной". Поскольку, как выясняется, именно деятельность государства и управляющих им политических и бизнес-кругов опасна для страны в целом и для спецслужб в частности.

Именно частные интересы различных группировок, по иронии судьбы оказавшихся у руководства огромным государством, заставили наследников КГБ выполнять несвойственные им функции -- участвовать в политических интригах и обеспечивать экономический передел -- сначала в одну сторону, потом -- в другую.

И ФСБ в итоге постигла участь отечественного ВПК, который под видом конверсии дошел до элементарного краха. Как авиазавод, растеряв всех своих основных специалистов, превратился в главного производителя оградок для могил, так и ФСБ стала выступать в роли силового арбитражного судьи, или, говоря проще, -- банального разводящего.

Если посмотреть на скудный список достижений этой спецслужбы, то мы увидим, что уровень оперативной реализации тех дел, которые непосредственно касаются обеспечения безопасности страны, неумолимо стремится к нулю. До сих пор не выявлены каналы финансирования террористов, хотя всем известно, что основные их средства аккумулируются в Москве.

Нет, конечно, все подконтрольные террористам, чеченским группировкам, подконтрольные криминальным структурам банки и финансовые империи давно известны и многократно описаны в оперативных отчетах, но никто не может себе позволить разрушить эту сеть. По той простой причине, что с банками этими, с этими корпорациями тесно связана наша власть.

Ни одно следствие по терактам -- а их начиная с 1994 года было более 40, и в них погибли несколько сотен человек, -- не доведено толком до конца. А вы что-нибудь знаете о суде над теми, кто устроил взрыв в переходе на Пушкинской площади, взрыв в Каспийске, взрыв моста на Яузе?

Вместо конкретных организаторов и заказчиков этих преступлений перед судом предстают в лучшем случае посредники, и то -- на весьма хлипких основаниях. Дела рассыпаются в суде, как в случае с терактом 9 мая в Каспийске, просто потому, что следствие, стараясь поскорее отчитаться, хватает первых попавшихся и выбивает из них показания, не удосужившись даже сверить даты и сроки. Так было и со взрывами на Гурьянова и Каширке...

О серьезной оперативной и агентурной работе, направленной на предотвращение терактов как таковых, и говорить не приходится. Нет этой работы. Как иначе объяснить "Норд-Ост", взрыв в Тушине, Магасе, Моздоке?

Зато огромные силы и средства направляются на спецоперации против тех олигархов, которые в силу разных причин попали в немилость, чтобы вынудить их договориться и поделиться. И чтобы хоть как-то оправдывать свое существование, выбивать финансирование из скудного бюджета, управлениям ФСБ приходится срочно лепить потешные дела-обманки: дело Пасько, Никитина, Лимонова, еще -- ученого, который зарабатывал на написании аналитических статей, собирая данные для них в газетах и журналах. Ведь гамбургский счет идет не по головам ограбленных бизнесменов, а по количеству пойманных изменников, шпионов и заговорщиков. В итоге судьи смеются, общественность -- негодует.

Начиная с 1991 года ФСБ пережила массу реорганизаций, в результате которых на улице оказались тысячи специалистов, обладающих еще той -- и весьма неплохой -- советской школой оперативной работы. Лучшие из них оказались востребованы бизнесом. Именно сотрудники ФСБ составили костяк служб безопасности крупнейших корпораций: "Газпрома", "Менатепа", "ЮКОСа", "ЛУКОЙЛа", "МОСТа", ОНЭКСИМбанка, СБС-Агро...

Центральный аппарат ФСБ был обескровлен. А те, кто ушел, стали использовать прежние связи и своих прежних подчиненных на все сто процентов: для сбора компромата, проверки по оперативному учету клиентов того или иного банка, а также "подпрягать" оперов для мнимых проверок в рамках мнимых уголовных дел. Так спецслужба почувствовала запах денег. И запах этот было трудно перебить, поскольку зарплата тех, кто остался на службе, не превышала порог выживаемости.

С тех пор прошло десять лет. Бывшие подчиненные стали начальниками, бывшие начальники служб безопасности -- политиками и крупными бизнесменами, и сами стали устанавливать правила игры. А связи остались. И взаимные обязательства тоже.

В итоге в "конторе" место грамотных специалистов заняли посредственности, а боевые подразделения возглавили бывшие конторские служащие. Запах денег заставил и их на свой страх и риск искать подработки. И понятие "фээсбэшная крыша" прочно вошло в лексикон мелких, средних и крупных предпринимателей.

Начали торговать информацией, создавая консалтинговые фирмы на подставные имена, устраивать родственников в банки и фирмы, сколачивая первоначальный капитал, входя в чей-то бизнес, доводить его до банкротства, чтобы потом подминать под себя, вовлекать своих бизнес-партнеров в заведомо опасные сделки, естественно, с тем же результатом.

Именно тогда вся основная, прописанная в законах и служебных инструкциях деятельность была фактически парализована. Последствия оказались фатальны -- война в Чечне.

На вольные хлеба вырвались сотни бывших штатных и внештатных агентов ФСБ -- ими просто некому было заниматься, некоторые, как Макс Лазовский (причастный, кстати, по некоторой информации, к самым первым взрывам в Москве), прочно слились с криминалом.

Шло время, хотелось большего, и вот уже в крупнейших корпорациях появились офицеры-"подкрышники" -- сотрудники ФСБ, внедренные или официально пришедшие на службу в банки и нефтяные компании под лозунгом обеспечения национальной безопасности. И на Лубянку стала потоком стекаться корпоративная информация от конкурирующих бизнес-структур.

То же самое происходило и на уровне регионов, только сотрудники на местах разруливали местные экономические проблемы и обслуживали местных олигархов и местные властные элиты. Это были те времена, когда руководителей субъектов Федерации призывали брать столько суверенитета, сколько они смогут унести. И брали -- вместе с ФСБ, МВД и судами. Властная вертикаль стала распадаться, а вместе с ней зажили своей жизнью региональные УФСБ, все более отдаляющиеся от федерального Центра. А в регионах было что делить -- скважины, металлургию, порты, месторождения, гиганты советской индустрии.

ФСБ превращалась в аморфную структуру, чьи составные части постепенно отходили к новым хозяевам. И вот уже в одном управлении разные сотрудники обслуживали интересы конкурирующих фирм, а генералов из центрального аппарата стали ловить с туго набитыми конвертами. Деньги могли быть от одной группировки в окружении президента, а ловили те, кто исполняет волю другой, -- но тоже коллеги.

ФСБ стали делить на сферы влияния, практически поделили, и в такой ситуации говорить о серьезной оперативной работе стало практически невозможно.

Но вскоре показалось -- в 2000-м году, -- что в Кремль пришли свои, и шутку президента об успешном внедрении во власть многие восприняли с облегчением. Не только потому, что понадеялись на новые дивиденды, а потому, что для некоторых профессиональная честь -- это такая штука, которую не всегда перебивает даже шорох купюр.

Не тут-то было. Роль ФСБ осталась прежней, только... Теперь ее сотрудников стали пристегивать к любому делу, которое было необходимо разрешить в максимально короткие сроки, невзирая на средства, -- начался новый передел. И если Генеральной прокуратуре в этом процессе отводится роль знаменосца и толкователя воли хозяина, то ФСБ -- роль экзекутора. И награды теперь чекисты получают не за предотвращение терактов, а за "спецоперацию" против телеканала НТВ. И неслучайно все чаще и чаще в коридорах Лубянки начинают говорить об очередных подставах, с тем же "ЮКОСом" например.

Ожесточение подковерной борьбы в администрации президента вообще поставило ФСБ на грань внутренних междоусобиц, поскольку часть руководства ангажирована питерскими, часть -- семейными, часть -- бывшими коллегами из все еще мощных бизнес-структур, а кто-то под шумок пытается создать свои. В этом компоте тонет все, что не имеет отношения к "делу", -- вернее, к тому, как его понимают заказчики, обеспокоенные президентскими выборами 2008 года.

Вместе с экономическим разделом ФСБ произошел и раздел политический. Как следствие этой структуре практически перестали доверять: и система "ГАС-выборы", которая должна была отойти именно к ФСБ для контроля за административным предвыборным ресурсом, переходит к Федеральной службе охраны.

И если посмотреть на Федеральную службу безопасности как на вертикально-интегрированную бизнес-корпорацию -- что при таком раскладе логично, -- провести анализ ее деятельности с точки зрения эффективности менеджмента и маркетинга, то вывод можно сделать только один: это мощнейшее государственное унитарное предприятие находится на грани банкротства и нуждается в жестких антикризисных мерах.

И еще, как ни странно, -- в нашей с вами защите, поскольку самостоятельно не в состоянии справиться с валом проблем. У защиты этой есть название -- парламентский и общественный контроль.

Но вместо детального разбора полетов и шоковой терапии, в которой, безусловно, нуждается ФСБ, спецслужбу опять пытаются превратить в гигантского монстра, добавив ей обязанностей, с которыми она справиться не в состоянии, поскольку не справляется толком и с тем минимумом, что ей поручен, и еще -- добавив денежных потоков, которые она уже не в силах переварить.

В этой связи слияние ФСБ с пограничниками, частью агентства правительственной связи, попытка подчинить этой спецслужбе таможню -- решения заведомо провальные, способные разрушить ее окончательно. Ведь никакому приличному менеджеру и в голову не придет укрупнять разваливающуюся, бизнес-империю вместо того, чтобы проводить ее реструктуризацию. Просчет это или затеяно корысти ради -- покажет будущее. И не такое далекое, как кажется.

Для многих аналитиков стало очевидно, что ФСБ нуждается в жестких реформах. А именно:

1. Четко ограничить правовое поле ее деятельности -- ведь не может так быть, чтобы сама спецслужба определяла, что является сферой ее интересов, а что -- нет.

2. Чем больше в государстве спецслужб, тем лучше контроль за ними. Об этом свидетельствует мировая практика. Пусть они не ладят между собой, но именно это -- залог объективности информации, которую получает исполнительная и законодательная власть.

3. Бюджет спецслужб должен быть открыт для специальных парламентских комиссий, а за расходование средств руководители специальных ведомств должны отчитываться постатейно. Именно так происходит в той же Америке, к опыту которой пытаются теперь апеллировать, укрупняя Федеральную службу безопасности.

4. Бывшие сотрудники спецслужб только в исключительных случаях должны занимать руководящие государственные посты, поскольку в нашей ситуации политика и национальные интересы государства -- вещи практически несовместимые.

5. Ни при каких условиях, кроме тех, что оговорены в законах, сотрудники спецслужб не должны привлекаться к расследованиям экономических преступлений и контролировать бизнес.

Выпуск N 178 (704) от 22 сентября 2003 г. [ N 177 ] [ N 179 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]