[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 177 (703) от 19 сентября 2003 г. [ N 176 ] [ N 178 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Россия уже пять лет находится под юрисдикцией Европейского суда по правам человека - такое напоминание не раз звучало на прошедшем в четверг пленуме Верховного суда.
Он был посвящен обсуждению практики по применению судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров при рассмотрении гражданских и уголовных дел.
- В юридической науке четкого понятия общепринятых принципов и норм пока не разработано, - огорошил корреспондента "Известий" председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев. - Мы попытались дать такое определение, но его еще будет дорабатывать редакционная комиссия.
Проблема в том, что международное право формируется на основе множества различных документов, от Декларации прав человека и Устава ООН до региональных конвенций (например, Европейской конвенции "О защите прав и основных свобод человека" 1950 года), межгосударственных и даже межведомственных договоров. Поскольку, согласно российской Конституции, общепринятые нормы международного права имеют приоритет перед национальным законодательством, наши судьи при принятии любых решений должны ими руководствоваться. Но для того, чтобы так поступать, им надо хотя бы знать, о чем идет речь в международных документах.
- У судов нет полноценной информационной базы в области международного права, - посетовал судья Верховного суда Республики Татарстан Аркадий Сычев. - Когда мы рассматриваем дела об усыновлении детей иностранными гражданами, мы вынуждены принимать от них копии законодательных актов других стран по этому вопросу.
Самым простым решением вопроса было бы перечисление в постановлении пленума всех международных актов, содержание которых должны знать российские судьи. Такое решение предложил председатель Вологодского областного суда Иван Бараев. Однако это не только невозможно технически (список занял бы толстенный том), но и бессмысленно. Вячеслав Лебедев в своем докладе подчеркнул, что судьи должны при вынесении вердиктов руководствоваться не только нормами права, но и практикой их применения, в частности решениями Европейского суда по правам человека, который работает не покладая рук. Каждое его решение, особенно в отношении России (наша страна проиграла уже три дела по жалобам своих граждан), становится частью отечественной правовой системы. А раз так, то речь идет почти о революции, о частичном переходе к системе прецедентного права, распространенного преимущественно в англосаксонских странах.
Насколько далеко все это от отечественных реалий, рассказали сами блюстители закона. По мнению судьи Санкт-Петербургского городского суда Ильи Рогачева, в судах первой юрисдикции (районных) к международному праву прибегают эпизодически, хотя это необходимо делать регулярно, особенно в делах по защите чести, достоинства и деловой репутации. Но тот же Рогачев привел конкретный пример участия европейского законодательства в российской жизни. Прокурор оспорил решение муниципального совета, согласно которому его депутатам, работающим не на постоянной основе, полагались денежные выплаты - они не предусмотрены российским законом. Однако судья не счел за труд найти и прочитать Европейскую хартию местного самоуправления и, опираясь на ее положение, принял решение в пользу депутатов.
Присутствовавший на пленуме генеральный директор по правам человека Совета Европы Пьер-Анри Амбер не поскупился на комплименты в адрес руководства Верховного суда, назвав его инициативу очень важным этапом на пути вхождения России в европейское пространство. Но позже в кулуарах отметил, что больше всего в российской правовой системе его волнует проблема независимости наших судей.
Выпуск N 177 (703) от 19 сентября 2003 г. [ N 176 ] [ N 178 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]