Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 170 (696) от 10 сентября 2003 г. [ N 169 ] [ N 171 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Негуманная гуманность

Сергей Громов
Литературная газета, N 37

Принят в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", смягчающий наказания за ряд преступлений.

Проект вызвал споры среди законодателей и в правоохранительных органах. Многие считают: закон не соответствует российским реалиям. Разгул преступности приобрел катастрофические масштабы, и гуманность к лицам, совершившим тяжкие правонарушения, может дать новый толчок к повышению уровня преступности. Вот что думает об этом зампредседателя Комитета Госдумы по законодательству Валерий ВОРОТНИКОВ:

- Документ депутаты окрестили законом о "гуманизации уголовного права". Он носит революционный характер и предполагает внесение существенных изменений не только в статьи Уголовного кодекса, а и в сами принципы судебного наказания. Настоящий УК действует с 1997 г. и считается гуманным и либеральным.

Каждый, нарушив закон, должен понести соответствующую кару. Вроде бы все ясно, но на деле порой получается далеко не так. Статистика правонарушений формируется под давлением конъюнктуры и не всегда объективно отражает истину. Чаще статистику формируют те, кто должен бороться с преступностью. Порой, чтобы создать о себе хорошее впечатление, отделения внутренних дел "рисуют" приятную для глаза начальства картину, занижая число и остроту правонарушений. Но истину не спрячешь и не закрасишь, она не зависит от тех, кто "делает" статистику.

Положение с преступностью остается чрезвычайно напряженным. Особенно важно - растет доля квалифицированной преступности, преступлений, совершенных профессиональными преступниками.

Что касается малозначительных преступлений, совершенных по неосторожности, то действующее законодательство уже включает много либеральных норм, позволяющих отфильтровать от рецидивистов граждан, совершивших необдуманный проступок, который можно рассматривать как административное правонарушение. Наказание за это вполне может ограничиться штрафами, и не обязательно при этом нормального человека, ставшего жертвой обстоятельств, лишать свободы.

- Данный законопроект вовсе не нужен в наше непростое время?

- Правоведы оценивают этот законопроект положительно с теоретической точки зрения, но на практике многие статьи и положения неприемлемы.

К примеру, предлагается исключить из Уголовного кодекса положение, касающееся "неоднократности преступлений"... Действующий УК усиливает наказания в отношении лиц, совершивших несколько раз одно и то же преступление, что совершенно справедливо. Когда человек ворует, грабит ради наживы, то такой тип должен быть изолирован от общества.

В новой версии меры за повторные преступления смягчаются. Изменен методологический подход к понятию "рецидивист", оно стало "размытым". Выведен ряд преступлений из состава тяжких. В действующем УК рецидиву посвящена отдельная статья, где четко сказано, что при совершении умышленного преступления человек наказывается лишением свободы, если ранее он дважды был осужден за подобные действия.

Теперь предложено в разряд рецидивистов зачислять только тех лиц, которые ранее были осуждены за особо тяжкие преступления. Это в основном убийства, а кражи, мошенничество, вымогательство, хулиганство и прочие экономические преступления уже не засчитываются в рецидивистский стаж. Меня очень настораживает это "новшество", так как оно дает лазейку многим негодяям уходить от наказания.

Подобное явление вызывает недовольство в обществе. Честные люди оказываются беззащитными перед грабителями, вымогателями, хулиганами, насильниками. Нетрудно понять обиду тех, которых жестоко избили на улице, ограбили, у кого разгромили дачу, квартиру... Их обидчики, даже попав в руки милиции, через некоторое время оказываются на свободе. Это рождает неверие в государство, развивает правовой нигилизм, более того, вынуждает многих граждан искать защиту от распоясавшихся преступников у других бандитов...

Показателен в этом отношении эпизод из фильма "Крестный отец", когда отец просит отомстить за честь дочери не у правосудия, не в полиции, а у мафии... Подобное происходит уже не только в Италии и Америке, но и в нашей стране.

- В новом законопроекте отменяется конфискация имущества как мера наказания?

- Еще одно новшество, вызывающее у многих депутатов протест. Ворам предоставляют возможность сохранить огромные ценности, добытые нечестным и даже преступным путем. Конфискацию предлагают заменить штрафами до миллиона рублей. Но разве это сопоставимо с масштабами награбленного, иногда исчисляемого в миллиардах? Эти штрафы выглядят как своеобразное отпущение грехов. Жуликам, награбившим миллионы долларов, ничего не стоит заплатить миллион рублей.

Хотя в законе и есть оговорка, что если будет доказано, что имущество нажито преступно, то оно подлежит конфискации. Но попробуй доказать в наше время, что вор - это вор. Искушенные жулики переписывают свои владения, особняки, машины на посторонних лиц, дальних родственников. Следствие располагает данными, что человек - жулик и вор, а документально доказать оно не имеет возможности.

Задача уголовного права в том, чтобы каждый гражданин, который вступает на скользкий криминальный путь, был бы предупрежден: сколько веревочке ни виться, а конца не миновать и все наворованное будет возвращено обществу. Международное право по-прежнему настаивает на том, чтобы конфискация как вид наказания должна быть сохранена в национальных правовых системах. Непонятно, почему Россия стремится бежать впереди паровоза...

- Вы будете вносить поправки в законопроект "о гуманизации уголовного права"?

- Несомненно. Гуманизация в сфере наказания должна иметь разумные пределы, иначе закон вместо блага принесет вред. Законы должны соответствовать реальностям жизни, чтобы, следуя им, общество могло быть благополучным и цивилизованным. Но о какой цивилизации может быть речь, если в обществе будут заправлять отморозки и воры и не будет на них никакой управы?!

Преступность проникла уже в правоохранительные органы. Свидетельством тому - дело об оборотнях в милицейских погонах. Общество погрязло в коррупции. Страну надо очищать от коррупционеров и вымогателей, вырывать их, как сорняки с поля, а не давать послабления в виде якобы гуманных законов, принятие которых может разрушить государство и общество. Люди все более перестают уважать власть. Как следствие растет число избирателей, голосующих на выборах "против всех".

Это протест электората против произвола криминала в стране, с которым не может бороться государство. Пока государство не научится принимать понятные людям меры против преступности, авторитет власти будет падать.

Либерализация и гуманность мер, смягчающие жесткость наказаний за неумышленные проступки людей, нужны, но те, кто воровство и бандитизм сделал профессией, должны нести суровое наказание.

5 сентября в павильоне N 70 ВВЦ (Москва) ГУИН Минюста РФ совместно с государственным унитарным предприятием г. Москвы "Московской центр внедрения достижений науки и техники "Москва" была открыта выставка - ярмарка "Товары и технологии предприятий уголовно-исполнительной системы".

Выпуск N 170 (696) от 10 сентября 2003 г. [ N 169 ] [ N 171 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]