[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 166 (692) от 4 сентября 2003 г. [ N 165 ] [ N 167 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
На первом же заседании осенней сессии Мосгордумы отдохнувшие за лето депутаты удивительно быстро и единодушно приняли в первом чтении законопроект "Об общественных пунктах охраны порядка", который в прессе уже окрестили "законом о стукачах".
Народные избранники, в июне потратившие несколько часов на обсуждение моральной стороны этого закона, вчера одобрили его так быстро, что приглашенному на рассмотрение главе столичного ГУВД Владимиру Пронину не пришлось даже замолвить слово в защиту этой инициативы, -- он застал лишь голосование.
Напомним, что законопроект предусматривает создание на базе действующих в столице 600 пунктов охраны общественного порядка, уже давно превратившихся в офисы участковых милиционеров, новых структур -- общественных пунктов охраны порядка (ОПОП). Согласно законопроекту председатель совета ОПОП, выбираемый из числа наиболее активных граждан, за фиксированное вознаграждение будет налаживать взаимодействие населения с правоохранительными органами.
Несмотря на то что в законе четко прописана обязанность членов общественных пунктов "фиксировать" правонарушения и сообщать о них куда следует, разработчики документа депутаты Инна Святенко и Олег Бочаров не жалели сил, чтобы всячески откреститься от обвинений в пропаганде стукачества. Депутат Святенко подчеркнула, что в законе нет никаких упоминаний о сотрудниках МВД или ФСБ, отметив при этом, что донесение о готовящемся теракте, например, является гражданским долгом для каждого. Олег Бочаров поддержал коллегу, заявив, что все аспекты деятельности секретных сотрудников и осведомителей спецслужб прописаны в законе "Об оперативно-розыскной деятельности" и в доработках не нуждаются. По его словам, закон вообще ничего принципиально не меняет, а лишь создает условия для общественной деятельности на правоохранительном поприще тех граждан, которые испытывают в этом потребность. По его оптимистическим оценкам, в Москве 8--10% жителей готовы безвозмездно участвовать в охране общественного порядка.
Остальные депутаты, правда, не разделили энтузиазма авторов проекта и не скупились на скептические замечания. Евгений Бунимович призвал коллег разобраться, во что именно законодатели "втягивают население", а также предложил не торопиться с принятием закона, а провести сначала эксперимент в ряде районов на базе простого распоряжения правительства Москвы. Михаил Москвин-Тарханов отрицательно оценил законопроект, отметив, что в нем "речь идет о пережитках общинного сознания, а не о подлинном местном самоуправлении", в связи с чем предложил совместить ОПОП с пунктами приема стеклопосуды. Такая мера, по его мнению, привлечет население, которое будет сдавать тару, делиться информацией и получать за это деньги. "Попутно будет решена проблема социализации алкоголического контингента", -- пояснил он. Развивая эту мысль после заседания, спикер Мосгордумы Владимир Платонов предложил вкладывать в бутылки записки.
Поупражнявшись в остроумии, депутаты высказали и более серьезные замечания: к примеру, Виталий Ковалевский отметил непроработанность правовых аспектов проекта. В частности, из документа не ясно, как члены ОПОП должны "фиксировать факты правонарушений", если составлять протоколы имеют право только соответствующие правоохранительные органы? А чтобы "требовать от граждан прекращения нарушения правопорядка", по его мнению, совершенно не обязательно быть членом ОПОП.
В итоге депутаты приняли законопроект за основу, чтобы, не спеша, доработать его, а также найти ответ на вопрос, какие именно преимущества при охране общественного порядка дает гражданину удостоверение члена ОПОП.
Выпуск N 166 (692) от 4 сентября 2003 г. [ N 165 ] [ N 167 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]