[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 162 (688) от 29 августа 2003 г. [ N 161 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Как правило, служители российской Фемиды считают недостойным и ненужным "выносить сор из избы" и предавать гласности свои проблемы.
Но, как показывает жизнь, иногда лучше нарушить традицию, призвать на помощь общественность, вместо того, чтобы продолжать делать вид, будто бы в "датском королевстве все спокойно", потворствуя тем самым самодурству и безнаказанности людей, считающих себя в высшей степени "неприкасаемыми"...
Легендарный судья
Жумабай Калидуллаевич Рамазанов или для простоты - Михаил Николаевич - именно такой "неприкасаемый". Он судья - известный. Работал в Верховном Суде СССР, потом в ВС РСФСР, вернулся в Астрахань председателем областного суда. Правда, о его участии в судебных процессах сегодня мало кто помнит. Он был назначен на эту должность восемь лет назад, но с тех пор, как уверяют коллеги, не рассмотрел ни одного дела: ни уголовного, ни гражданского, не участвовал ни в одном заседании кассационных коллегий.
Из письма судей Астраханского облсуда председателю Верховного Суда РФ Лебедеву В.М.: "Руководство Рамазановым Ж.К. коллективом судей осуществляется по принципу поощрения самых отрицательных качеств, не свойственных высокому званию судьи: угодничества и наушничества. Люди именно с такими качествами становятся его приближенными и пользуются материальными благами от областного суда. Так, при распределении экономии по заработной плате учитываются не профессиональные качества судей, не их вклад в дело по отправлению правосудия, а иные заслуги судей в собственном понимании председателя областного суда.
Таким образом, весь коллектив судей оказался разделен на две группы: те, у кого суммы были значительные, получали деньги в одной ведомости с председателем, остальные - по другой ведомости".
"Такое несправедливое распределение денег вносит раздор в коллектив,- рассказывали мне судьи, просившие не называть их фамилий.- В конце квартала, те, кто работал больше, но не относится к приближенным Рамазанова, получили в 3-4 раза меньше денег, чем его "свита".
В частных разговорах астраханские судьи не скрывают, что председатель облсуда вмешивается в решения по многим делам, которые они рассматривают: "Он берет список дел назначенных на ближайшее время. Против некоторых из них ставит галочку, а затем приглашает председателя коллегии и дает четкое указание как решать каждое дело: какое "поломать", какое нет. Но при этом он, как правило, не знает существа дела."
Справедливости ради стоит отметить, что большинство местных судей долгое время мирились с таким положением вещей, держась за свои места. Они знали: если Рамазанов разгневается, им придется уйти. А на другую работу в Астрахани с "волчьим билетом" от предоблсуда устроиться будет практически невозможно.
Судейский бунт
"Все началось в июне прошлого года, на очередной конференции судей,- рассказывает судья Трусовского районного суда Ольга Ершова.- В повестке дня было около десяти вопросов, которые под пристальным наблюдением Рамазанова были рассмотрены за 2 часа. Заминка вышла лишь с выборами состава квалификационной коллегии судей. Рамазанов в нарушение закона заставил всех проголосовать открыто за каждую кандидатуру, внесенную в бюллетень. Сын Рамазанова, судья военного суда Астраханского гарнизона предложил голосовать открыто и за весь список, но заместитель председателя облсуда Ш.Колпакова и другие разъяснили, ссылаясь на закон, что голосование может быть только тайным и с приложением избирательных бюллетеней".
В результате 80 из 152 судей Астраханской области посмели вычеркнуть в бюллетене кандидатуру судьи С.Сокровищук, а некоторые проголосовали против кандидатуры судьи В.Игнатенко, выдвинутой лично Рамазановым. Через несколько дней Жумабай Калидуллаевич вызвал своего заместителя судью Шарбану Колпакову и, обвинив ее в организации заговора против него, предложил уйти в отставку по собственному желанию.
Начались репрессии в отношении тех судей, которые поддерживали какие-либо отношения с Колпаковой. Для многих из них вызов к Рамазанову "на ковер" кончался прединсультным состоянием. Зам.пред.областного суда Колпакова пролежала в больнице четыре месяца, а когда она оттуда выписалась, к врачам приходили из областной прокуратуры и интересовались историей ее болезни.
Постепенно обстановка в судейском сообществе Астрахани стала столь невыносимой, что, некоторые судьи взбунтовались. И, если первое письмо председателю ВС Лебедеву и председателю Высшей квалификационной коллегии судей РФ Кузнецову с жалобой на Рамазанова подписали 8 судей, то второе уже - 20.
По первой жалобе в Астрахань с проверкой приехал член Высшей квалификационной коллегии М.Коротков. Правда, пообщавшись с судьями, он не нашел подтверждения сведениям, изложенным в жалобах. Поэтому он попытался примирить Рамазанова и "заговорщиков". А как только он уехал, на них начались новые гонения со стороны председателя облсуда. В квалификационную коллегию судей Астраханской области поступили материалы сразу на несколько судей, посмевших не согласиться с методами руководства, осуществляемого Рамазановым.
"За полтора года можно разобраться со всеми..."
"Из четырех председателей районных судов трое на больничном,- рассказывает судья Трусовского районного суда Ольга Ершова.- После того, как четверо из моих коллег подписали письмо к Лебедеву, а четверо других отказались поставить свои подписи в поддержку Рамазанова, в нашем суде начались жесткие проверки. Работа практически парализована. Бригада из 9 судей областного суда вскрывает сейфы, изучает описи дел, находящиеся в производстве. На наши возражения о том, что такие действия комиссии являются незаконными и могут быть расценены как обыск, от членов комиссии последовали оскорбления: "Вы еще не пуганы. Не таких вызывали на квалификационную коллегию и прекращали полномочия".
"Во время проверки, осуществляемой в такой форме, грубо нарушаются нормы ГПК и УПК, - считает судья в отставке Лариса Заярнова. - Но Рамазанов руководит судьями так же, как он привык руководить, работая еще в обкоме партии, не считаясь с законами. Я понимаю, что суд - закрытое сообщество. Но здесь речь идет уже о другом правосудии."
"На что вы надеетесь, ведь ваш противник намного сильнее вас?"- спросила я у "заговорщиков " из числа судей областного суда.
"Вступив в открытую борьбу с Рамазановым, мы перестали бояться. Ведь сколько человеческих судеб им сломлено, сколько людей уволено. Мы надеемся достучаться до Верховного Суда", - ответили они мне.
В заочной полемике с "бунтовщиками" на судейском семинаре 6 июня 2003 года Рамазанов заявил: "Рамазанов в судейском сообществе России своего рода легенда... И в Москве об этом знают, и при учете ваших жалоб учитывают. Поэтому Рамазанов неуязвим. Мне по закону положено работать до 30 декабря 2004 года... За эти полтора с лишним года можно разобраться со столькими, что потом будете считать, не пересчитать..."
С корреспондентом "РК" председатель облсуда встретиться отказался. Его помощник Олег Станиславович Шумный, внимательно изучив мою визитную карточку, сообщил, что у Жумабай Калидуллаевича сейчас очень много работы, так что принять меня даже на полчаса он не сможет.
Слухи уголовно наказуемы
Параллельно со скандалом в областном суде Астрахани разворачивается другой, не менее крупный скандал.
В начале июля этого года прокуратура Трусовского района Астрахани возбудила уголовное дело по статье 129,ч.2 УК РФ ("клевета в СМИ") по факту нескольких публикаций в еженедельнике "МК в Астрахани". Эти заметки затрагивали судью Рамазанова. Большая часть обидной для него информации
была напечатана под рубрикой "Астраханская молва" и, по мнению редакции, не должна быть уголовно наказуемой.
"Мы публикуем слухи, за достоверность которых не несем ответственность", - объясняет мне редактор выпуска "МК в Астрахани" Владимир Никонов.
А Дамир Батыршин, генеральный директор издательского дома "Медиа-Престиж", выпускающего газету, считает, что, поскольку в Астраханской области нет независимой прессы, читателями крайне востребована та "суррогатная" информация, которая содержится в слухах, и которую кроме "МК в Астрахани" ни одна газета не осмелится опубликовать.
В середине июня сотрудники редакции и издательского дома "Медиа-Престиж" обнаружили, что за ними ведется наблюдение, и их телефоны прослушиваются. Как потом выяснилось, 8 июля следователь прокуратуры Трусовского района и Р. Жумагалиев направил в одну из телефонных компаний письмо с просьбой предоставить все номера телефонов лиц, причастных к появлению неприятных для "легендарного" судьи публикаций в газете.
14 июля сразу по двум адресам, имеющим отношение к изданию и распространению еженедельника, были проведены обыски. В здании по адресу ул.Урицкого, 7, где располагается редакция, обыск проводили оперативники из отдела по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом УФСБ по Астраханской области и управления по борьбе с организованной преступностью областного УВД. Оперативники изъяли два системных блока компьютеров, фотоархив. Все это до сих пор не возвращено.
Обыски прошли также и на квартирах у руководителей редакции. Везде искали "документы, содержащие информацию об авторах клеветнических статей". Ничего найдено не было. Сотрудники издательского дома "Медиа-Престиж" считают, что обыски были акциями устрашения.
29 июля в астраханской газете "Волга" было напечатано заявление правления Астраханской региональной организации Союза журналистов России "Силовой нажим на прессу недопустим". Авторы обращения задали областной прокуратуре несколько вопросов: "Для чего в проведении обысков в рамках уголовного дела по факту клеветы участвовали сотрудники УФСБ? Связаны ли подобные действия с тем, что в публикациях упоминался не только председатель областного суда Ж.Рамазанов, но и прокурор области Сергей Еремин?"
Ответил журналистам и.о. прокурора В.Зинык. Пожурив правление Астраханского Союза журналистов за "однобокую" оценку событий, он объяснил, что больше всего не понравилось в публикациях еженедельника: голословные обвинения местных судей во взяточничестве и упоминание о якобы "готовящейся отставке главного судьи области".
В результате этого затянувшегося судейского конфликта крайними оказались журналисты. "А что же губернатор? - вправе спросить читатель. - Он - то на чьей стороне?"
Губернатор Анатолий Гужвин, разумеется, в курсе событий. Но в конфликте внутри судейского сообщества глава области никак не участвует. Позиция удобная. Он как говорится, "над схваткой", хотя от самой этой схватки лихорадит всю вверенную ему территорию.
Астраханские судьи, вступившие в борьбу со своим председателем, надеются, что их услышат в Москве. И они бесспорно, правы: ситуация, сложившаяся в местном судейском сообществе нуждается в немедленном реагировании и глубоком изучении всех обстоятельств дела со стороны Верховного суда и Высшей квалификационной коллегии судей. Иначе "астраханские узлы" не развязать.
Астрахань-Москва
Выпуск N 162 (688) от 29 августа 2003 г. [ N 161 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]