[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 158 (684) от 25 августа 2003 г. [ N 157 ] [ N 159 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
На днях окружной военный суд Северо-Кавказского военного округа оправдал проходящих по делу о хищении и незаконном хранении боеприпасов старшего прапорщика Чинчара Гаджиева и жителя города Буйнакска Юсупа Таймуразова.
Ранее суд первой инстанции (Махачкалинский городской военный суд) признал невиновными проходящих по этому же делу подполковника Ахмеда Рамазанова, капитана Павла Науменко и прапорщика Алимбека Ханалиева.
Вышел на свободу также старшина контрактной службы Арсанали Солтанбеков...
Из восьми человек, проходящих по делу, которое первоначально пытались связать с террористическим актом 9 мая прошлого года в Каспийске, осуждены двое: начальник инженерной службы 136-й мотострелковой буйнакской бригады подполковник Николай Ямковой (четыре года лишения свободы за незаконное хранение взрывчатых веществ) и лейтенант Андрей Ведерников (3 года и 6 месяцев лишения свободы за халатность, повлекшую гибель двух военнослужащих во время планового подрыва деформированных боеприпасов).
Дело двух этих осужденных офицеров, как доказано судом, также к каспийской трагедии никакого отношения не имеет.
Но ведь все семеро военнослужащих и восьмой, штатский житель Буйнакска, Юсуп Таймуразов прошли в период предварительного следствия через унижения и пытки... Шестерых, признанных в конце концов невиновными, продержали под стражей более года. Многие потеряли здоровье, ведь их пытали так, что подследственные теряли сознание, а подполковника Николая Ямкового вынуждены были после нанесенных ему увечий и переломов даже лечить в стационаре.
Мы подробно писали об этом в предыдущих публикациях: "Накрытые взрывной волной Каспийска" ("Новая газета" N 28 от 21 апреля 2003 года) и "Пыль после взрыва" ("Новая газета" N 46 от 30 июня 2003 года).
Сегодня мы, как и военный суд, ставим вопрос перед Генеральной прокуратурой и руководством Федеральной службы безопасности о расследовании и привлечении к ответственности тех, кто проводил предварительное следствие с серьезными нарушениями УПК (так сказано в определении военного суда), а фактически применял пытки к подследственным.
Это следователь прокуратуры Зайнутдинов, офицеры ФСБ Колесников, Ким, Амутиев, Цветков и, безусловно, руководитель следственной бригады начальник отдела прокуратуры Республики Дагестан Сейфутдин Казиахмедов.
И еще один человек должен нести ответственность за то, что были жестоко наказаны невиновные, а виновные по сей день не найдены и не осуждены. Это главный куратор расследования каспийской трагедии заместитель генерального прокурора России Владимир Колесников. Именно он своими действиями оказывал давление на следствие хотя бы тем, что давал в СМИ непроверенную информацию о якобы задержанных виновниках террористического акта в Каспийске.
И последнее. Казалось бы, можно порадоваться. Справедливость в отношении шестерых наших героев восторжествовала. Но что-то щемит сердце.
14 августа оправдательный приговор окружного суда Северо-Кавказского военного округа в Ростове-на-Дону в отношении прапорщика Чинчара Гаджиева и жителя Буйнакска Юсупа Таймуразова вступил в законную силу, но... только в прошедшую пятницу, 22 августа, их выпустили на свободу из следственного изолятора в Махачкале.
Восемь дней "спасительная грамота" неведомыми путями шла из Ростова в Махачкалу. Это к вопросу о приоритете прав и свобод граждан России, закрепленных во 2-й статье нашей Конституции. От Ростова-на-Дону до Махачкалы -- примерно 800 км. Если разделить на восемь дней, или 192 часа, то получим скорость движения свободы и справедливости по территории России.
Это примерно 4 км в час.
Выпуск N 158 (684) от 25 августа 2003 г. [ N 157 ] [ N 159 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]