[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 153 (679) от 18 августа 2003 г. [ N 152 ] [ N 154 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Уникальный для российской судебной практики случай произошел в Ростове-на-Дону, где был оправдан человек, отсидевший 8 лет за преступление, которого он не совершал.
В июле 1995 года на окраине Ростова было совершено убийство, по обвинению в котором на 13 лет осудили младшего сержанта внутренних войск 19-летнего Олега Бондаренко. Спустя 6 лет был задержан настоящий убийца, но на исправление судебной ошибки ушло еще 2 года.
Олег ушел в армию после 3-го курса ростовского железнодорожного техникума, надеясь после прохождения службы завершить обучение в техникуме и поступить в школу милиции. Но случай изменил всю его жизнь.
В ночь на 17 июля 1995 года недалеко от Ростовского водохранилища в автомобиле "Нива" из охотничьего ружья был застрелен ростовчанин В.Замотайлов. Спустя месяц по подозрению в убийстве были задержаны четверо человек, включая Олега Бондаренко, дезертира из Чечни Кунгурцева, гражданина без определенного места жительства Троицкого и несовершеннолетнюю Козыреву. Остается только догадываться о методах проведения следственных действий Первомайской прокуратуры Ростова, но только все задержанные признались, что были на месте преступления и что выстрел произвел Кунгурцев, который сам сознался в совершении преступления, оговорив себя. Позже дело было передано на дополнительное расследование в военную прокуратуру Ростовского гарнизона. С этого момента единственным подозреваемым становится Бондаренко, поскольку все остальные задержанные неожиданно "вспомнили", что из ружья стрелял именно он.
В феврале 1997 года Северо-Кавказский окружной военный суд приговорил Олега Бондаренко к 13 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Однако Военная коллегия Верховного суда РФ отменила приговор вследствие "односторонности и неполноты судебного следствия" и направила дело на доследование. Спустя какое-то время Северо-Кавказский военный суд под председательством судьи Ершова вновь приговаривает Бондаренко к 13 годам лишения свободы. При этом не были учтены показания супругов Соколовых, которые сообщили, что Олег жил у них с 11 по 18 июля и в день убийства никуда не выходил из дома. Бондаренко продолжал оставаться в одной из воркутинских колоний.
Еще больше недоумения вызывает ситуация, сложившаяся вокруг дела Олега Бондаренко после того, как в убийстве Замотайлова сознался рецидивист Менд, отбывавший наказание за другие преступления (Олег к тому времени уже отсидел 6 лет). Военной прокуратурой было вынесено постановление об отказе в возбуждении производства по вновь открывшимся обстоятельствам за отсутствием объективных данных, доказывающих невиновность Бондаренко. Только в октябре прошлого года Главная военная прокуратура отменила постановление прокуратуры Северо-Кавказского военного округа.
В мае этого года состоялся третий суд по делу Олега Бондаренко. На процессе были допрошены все свидетели, которые заявили, что ранее давали ложные показания под давлением следствия. Результатом слушаний стали отмена приговора и признание за Олегом права на реабилитацию. При вынесении окончательного решения по этому делу председательствующий извинился перед Олегом Бондаренко за своих коллег.
Сам Олег Бондаренко, несмотря на перенесенные испытания, смотрит в будущее с оптимизмом. В колонии, пытаясь найти пути для доказательства своей невиновности, он перечитал много юридической литературы и теперь намерен свою дальнейшую жизнь связать с юриспруденцией.
Выпуск N 153 (679) от 18 августа 2003 г. [ N 152 ] [ N 154 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]