Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 152 (678) от 15 августа 2003 г. [ N 151 ] [ N 153 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Геннадий Селезнев, председатель Госдумы: Дамоклов меч для террористов

Известия, N 146

В начале июля Председатель Государственной Думы, лидер Партии Возрождения России Геннадий Николаевич СЕЛЕЗНЕВ заявил о необходимости ужесточения наказания лиц, причастных к совершению террористических актов. Вплоть до вынесения смертных приговоров.

Сенсационности заявлению Г.Н. Селезнева придал тот факт, что сегодня в России действует мораторий на вынесение смертных приговоров.

-- Геннадий Николаевич, ваше недавнее заявление в Роттердаме европейские парламентарии приняли, скажем так, без особого восторга?

- Реакция была неоднозначной. Когда во второй половине 90-х годов шла речь о вступлении России в Совет Европы, мало кто предполагал, что это обернется для нашего государства жестким давлением со стороны различных международных и, в частности, европейских институтов. Но в Европе зачастую не имеют адекватного представления о процессах, происходящих в нашей стране. Это во многом объясняет, почему, например, чеченские боевики так долго воспринимались в Европе в качестве благородных идейных повстанцев, а не сепаратистов, угрожающих целостности России.

-- В своем заявлении вы сказали, что террористы заслуживают самого сурового наказания...

- Хотелось бы сразу оговориться: я озвучил не столько свою личную позицию, но позицию возглавляемой мной Партии Возрождения России. Вступив в Совет Европы, Россия приняла на себя ряд обязательств, среди которых было и обязательство отменить смертную казнь. Однако Конституция России содержит норму, согласно которой международные договоры России не должны противоречить самой Конституции, а также недвусмысленно указывает на казнь как на, увы, необходимое исключение из нормы, подтверждающей право каждого человека на жизнь. В то же время взрывы в Тушине и Моздоке, не говоря о более ранних трагедиях, показывают, что мы сейчас находимся в исключительных обстоятельствах. Те силы, которые добиваются своих целей путем массовых убийств ни в чем не повинных россиян, путем создания в обществе атмосферы страха, фактически пытаются лишить страну будущего. Благоразумно ли в таких условиях действовать строго в соответствии с буквой даже не нашего, а европейского закона?

-- Подкрепляя свою позицию, вы сказали, что большинство россиян выступают за сохранение смертной казни...

- Да, это было одним из аргументов. Повторюсь, для европейцев права человека являются чем-то вроде священной коровы. Но ведь существует еще и проблема безопасности человека. Я ведь не призываю к внесудебным расправам, а к такому применению закона, которое обеспечит выполнение тех же прав человека, права на жизнь. Из опыта работы региональных отделений нашей партии мы знаем, что население все больше требований выдвигает к власти. И требование безопасности, поверьте, не последнее из них.

-- Геннадий Николаевич, почему вы не считаете, что пожизненное заключение могло бы адекватно заменить смертную казнь?

-По нашему мнению, такое наказание оставляет преступникам надежду на изменение их участи. Это гуманно, но не справедливо. В первую очередь с позиции тех людей, кто потерял родных и близких.

СПРАВКА

СЕЛЕЗНЕВ Геннадий Николаевич - лидер Партии Возрождения России, Председатель Государственной Думы Федерального собрания РФ, Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, член Совета Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ, Вице-президент Парламентской Ассамблеи ОБСЕ.

14 августа в Мосгорсуде завершился первый в столице процесс с участием суда присяжных, который оправдал подсудимого, обвинявшегося в убийстве.

Выпуск N 152 (678) от 15 августа 2003 г. [ N 151 ] [ N 153 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]