[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 152 (678) от 15 августа 2003 г. [ N 151 ] [ N 153 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Московская милиция обязана быть "вежливой и внимательной", и не имеет права проверять документы без достаточных оснований. Но знает об этом только милиция.
Полгода назад ее начальник Владимир Пронин по своей доброй воле подписал сенсационный приказ N 98, запрещающий милиционерам устраивать проверки документов на улицах города без серьезных причин. Подчиненные приказ начальника не выполнили и продолжают останавливать всех подряд - и славян, и кавказцев, и мужчин, и женщин. А те до сих пор не знают, как правильно на это реагировать. Правозащитники из организации "Восход" даже засомневались, существует ли этот документ на самом деле. Вчера Тверской суд решал, могут ли горожане ознакомиться с содержанием приказа N 98, и постановил: не могут.
В рейтинге московских страхов горожане поставили милиционеров сразу после кавказцев. Согласно соцопросу, проведенному на прошлой неделе РОМИР-Мониторинг, больше, чем милиции и кавказцев, москвичи боятся только потери близких, работы, и деградации нации. С учетом того, что на улицы российской столицы каждый день выходят 150 000 милиционеров (для сравнения: город Лондон, где угроза терроризма не меньше, защищают 27 000 невооруженных полицейских, город Токио - 36 000, город Нью-Йорк - 40 000), можно утверждать, что каждый москвич, не говоря уже о приезжих, имеет опыт беспричинных проверок документов, почти всегда связанных с беспричинными унижениями и хамством. Появление приказа г-на Пронина с красивым названием "О мерах по усилению контроля за соблюдением сотрудниками профессиональной культуры, вежливому и внимательному обращению с гражданами" позволяло надеяться, что беспредел на дорогах когда-нибудь закончится. В приказе якобы черным по белому указано, что сотрудники милиции и вневедомственной охраны могут проверять паспорта и удостоверения личности только у тех, кого они действительно подозревают. "Якобы" - потому, что текст приказа до сих пор не видел никто, кроме милиционеров. Милиционеры приказ прочли и отказались выполнять.
- Каждый второй из тех, кто к нам обращается - татары, калмыки, дагестанцы, башкиры, и москвичи, жалуется на бесконечные проверки паспортов, - рассказал "Столичной" руководитель правозащитной организации "Восход" Евгений Бобров. - И мы их понимаем, они же должны знать, как вести себя в случае проверок. Поэтому решили распространить среди населения копии приказа начальника ГУВД Москвы N 98.
Правозащитники обратились к начальнику управления воспитательной работы ГУВД Москвы Николаю Волкову с просьбой выдать им копию приказа. Но господин Волков отказался, сославшись на внутриведомственный характер документа, который "полностью соответствует закону РФ "О милиции".
Члены "Восхода" начали сомневаться, что этот приказ вообще существует, и направили запрос первому заместителю начальника главного управления обеспечения общественного порядка ГУВД Москвы Михаилу Артамошкину. Он подтвердил, что документ есть и действует: "Руководящим составом служб и подразделений ГУВД города Москвы взято под контроль невыполнение сотрудниками органов внутренних дел должностных обязанностей посредством унижения достоинства граждан, беспричинными проверками документов, удостоверяющих личность". Получив такой ответ, г-н Бобров
обратился в суд на неправомерные действия Николая Волкова.
Во время заседания представители московской милиции снова объяснили, что приказ N 98 подписан для служебных целей, а не для массового читателя. Евгений Бобров возразил, что содержание ведомственного документа не относится к государственной или иной, охраняемой законом тайне, поэтому ему не понятно, чем руководствуется Николай Волков. Однако судья Наталья Маркина посчитала, что претензии правозащитников к нему не обоснованы и прав именно милицейский чиновник: документ - не для посторонних глаз. После процесса Евгений Бобров сообщил, что намерен обжаловать это решение в Мосгорсуде и не сомневается в победе.
Пока не поставлена точка в этом теоретическом споре, 150 000 практиков не видят особенной проблемы. В Главном управлении собственной безопасности МВД РФ, куда каждый день поступает не меньше 300 жалоб на необоснованные проверки, "Столичной" заявили:. "Никаких мер мы принимать не можем, поскольку в действиях сотрудников милиции нет никакого состава преступления. Они руководствуются законом "О милиции", где эти права четко прописаны. Если у человека нет паспорта или удостоверения личности, сотрудник милиции может доставить его в отделение милиции и в течение трех часов устанавливать личность задержанного. Граждане, которые краем уха слышали о приказе начальника ГУВД, должны выполнять требования как и раньше. Этот документ предназначен для личного состава московской милиции".
Заместитель начальника Управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Кирилл Мазурин подтвердил слова работника ГУСБ: "Приказ Владимира Пронина касался только личного состава милиции. Никакого заявления для москвичей не было: они по-прежнему должны выполнять требования милиционеров, и если понадобится, предъявлять документы".
Дмитрий Аграновский, адвокат
Любые нормативные документы, затрагивающие права человека, должны обязательно быть опубликованы для того, чтобы их содержание стало доступным для граждан. В противном случае, люди не будут знать, на что конкретно они имеют право и чему обязаны или не обязаны подчиняться. Вряд ли приказ ГУВД вряд ли состоит лишь из одного пункта основания проверки удостоверений личности у граждан. И, по всей видимости, трактовать его можно как угодно. Или как удобно сотрудникам милиции. Но в любом случае, согласно Конституции и федеральному законодательству, любой противоречащий им акт, а тем более, нормативный, может быть оспорен вышестоящим органом власти или в суде.
Выпуск N 152 (678) от 15 августа 2003 г. [ N 151 ] [ N 153 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]