Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 145 (671) от 6 августа 2003 г. [ N 144 ] [ N 146 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Зачетка для зэка

Александра Самарина
Время МН, N 130

Редакционное предисловие Исполнилось два года смелому пенитенциарному эксперименту -- летом 2001-го в институты страны в соответствии с новыми дополнениями в Уголовно-исполнительный кодекс РФ поступили первые абитуриенты из мест не столь отдаленных.

Благородный административный почин был подхвачен вузами страны. К почти единственному праву осужденного (на жизнь) добавилось право на высшее образование.

Часто -- бесплатное. Эксперимент был обречен на успех. Чем еще заняться заключенному, кроме как тренировать свои маленькие серые клеточки? Однако многие вопросы остались нерешенными и тормозят процесс умственного оздоровления заключенных. Начинание требует денег и дальнейшего "окучивания" законодателями.

Российская пенитенциарная система образования сегодня выходит на новые рубежи: заключенные становятся студентами.

На вопросы корреспондента "Времени МН" отвечает первый заместитель начальника управления по воспитательной работе с осужденными ГУИН Минюста РФ Виталий Полозюк.

-- Какие законы позволяют осужденным учиться и насколько это необходимо?

-- Не будь системы образования для заключенных, наши труды пойдут насмарку. Сегодня все понимают, что если эти люди вернутся из мест заключения теми же, что и ушли, снова пострадают невинные люди, будут загублены новые судьбы. Вопросы образования расписаны в Уголовном кодексе РФ, принятом в 1996 году. Федеральным законом от 9 марта 2001 года внесено существенное дополнение в ст. 108 УИК РФ, позволившее нашим подопечным получать высшее профессиональное образование. Первым откликнулся Северо-Западный заочный технический университет в Петербурге (ректор -- В.Гурецкий). Они и сегодня обучают -- бесплатно! -- до ста человек в год. В двух исправительных учреждениях созданы филиалы университетской библиотеки. Инициативу поддержали в Подмосковье: появились свои студенты в зеленоградской колонии ИКА-2, можайской женской колонии ИКА-5. Мы заключили соглашения с рядом московских институтов. Отделение открывается в той колонии, где есть не менее пятнадцати студентов, -- иначе это будет нерентабельно для вуза.

-- Как выглядит учебный процесс?

-- В МЭСИ разработали кейс-метод: по каждому предмету выдается пособие, и когда студент освоит программу из 46 предметов, получает диплом. Преимущество такого метода -- нет временных рамок. Можно учиться 10 лет, а можно и за 3 года закончить. Все зависит от способностей и желания. Но обязательно должно быть полное среднее образование.

-- Как и кем оплачивается обучение?

-- Если обучение платное, деньги переводятся с лицевого счета заключенного по его заявлению. Бывает, у него нет таких средств. У нас, к сожалению, серьезная безработица среди осужденных, лишь процентов 50 имеют возможность трудиться. Тогда помогают родители, родственники, общественные организации. Размер оплаты колеблется в пределах от 3 до 5,5 тысячи рублей за семестр. Бывшие осужденные должны иметь возможность после освобождения продолжить образование в этом же вузе. Существенное препятствие на этом направлении сегодня -- отсутствие средств у осужденных. Потому возможности эти используют у нас немногие. Да и не только в деньгах дело: будущему студенту часто надо сначала получить образование, соответствующее возрасту.

-- Еще 10 лет назад в каждом исправительном учреждении полагалось иметь собственную школу. Сегодня что-то изменилось?

-- Число неграмотных осужденных с каждым годом увеличивается. Это один из печальных побочных эффектов процесса демократизации. Если раньше педагоги боролись за второгодников, надоедали родителям, подключали комиссию по делам несовершеннолетних, то сегодня ребят просто выгоняют.

-- Как и кем финансируется система образования в колониях?

-- Мы отвечаем за учебную базу и ее содержание. Органы управления образования субъектов Федерации платят зарплату учителям. В последнее время здесь возникли большие проблемы. Два года назад вышел новый Бюджетный кодекс, ст. 84 которого предусматривает финансирование федеральных структур из федерального бюджета. Руководители регионов сразу за это уцепились. Забросали нас и Минобразования бумагами: закрываем профучилища и школы, прекращаем их финансирование. С точки зрения закона они правы, но с точки зрения человеческой... Извините, 90 процентов осужденных -- те, кто совершил преступления на своей территории. Особенно усердствуют законодатели и исполнительная власть Иркутской области. Мы встречались с министром образования Филипповым, направили письмо с предложениями премьеру Касьянову. Мы готовы стать учредителями школ и профучилищ, но при условии выделения средств из бюджета на их содержание. В первую очередь речь идет о содержании 7,3 тысячи преподавателей. Общие затраты приближаются к миллиарду рублей. Пока нам никто денег не обещает.

-- В других странах малыши учатся вместе?

-- Нечто подобное у нас уже есть. Калининградская область находится в таком положении, что увозить осужденных в другие регионы практически невозможно. Шесть осужденных девочек учатся в одной школе с мальчиками, а живут на изолированном участке. В начале 90-х произошел резкий наплыв осужденных, и от нас потребовали перепрофилировать под общежития многие помещения. Сегодня мы с большим трудом добились, чтобы 60 процентов исправительных колоний имели средние школы и профтехучилища.

-- В какой вуз может сегодня поступить ваш "выпускник" -- есть с кем-то договоренность на этот счет?

-- Ректор Московского госуниверситета культуры и искусства Татьяна Киселева заявила о готовности бесплатно обучать ежегодно одного-двух освободившихся ребят. Условие: обязательное среднее образование и склонность к учебе по профилю университета. По инициативе Гильдии кинорежиссеров они участвовали в творческом конкурсе на кинофестивале "Сталкер". Победители участвовали в финальном конкурсе в Доме кино, где выступали с авторской песней... Многие не могли в это поверить!

Досье

По данным судебного департамента Верховного суда РФ в 2001 году было осуждено 142,8 тысячи подростков. Из них 29,6 тысячи осуждено к лишению свободы. В стране 62 подростковые колонии, из них три -- для несовершеннолетних женского пола: в Рязани, Новом Осколе и Томске. Треть всех преступлений, совершенных осужденными подростками, относится к разряду тяжких и особо тяжких. Пример: из 330 девочек, находящихся в Ново-Оскольской колонии, 90 осуждены за убийство. Год назад в воспитательные колонии России в среднем за месяц прибывало по триста человек. В мае 2003 г. численность учреждений увеличилась на пятьсот подростков. В июне -- на 600.

Сегодня в исправительных учреждениях Минюста России функционирует 510 профессиональных училищ и их филиалов, в которых более 82 тысяч осужденных ежегодно приобретают рабочую профессию, а также 445 вечерних общеобразовательных школ и учебно-консультационных пунктов, где обучают 57 тысяч осужденных.

Рецидив среди отбывших срок наказания -- свыше 30 процентов, среди бывших учащихся и студентов -- 5 процентов.

Выпуск N 145 (671) от 6 августа 2003 г. [ N 144 ] [ N 146 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]