[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 145 (671) от 6 августа 2003 г. [ N 144 ] [ N 146 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Конституционный суд Российской Федерации запретил судам общей и арбитражной юрисдикции решать, соответствует ли федеральным законам Конституция (Устав) субъекта РФ.
Корреспондент "ЛГ" попросил депутата Госдумы РФ Сергея Попова ответить на некоторые вопросы.
- Политики, юридическая общественность как-то нервно восприняли решение КС. А ведь, казалось бы, это сугубо внутрисудейское решение. Что, собственно говоря, такого произошло?
- Событие, прямо скажем, незаурядное. Это "запретительное" решение было ответом на запрос в КС законодательных органов Татарстана и Башкортостана. А до этого запрета ряд положений Гражданско-процессуального кодекса и Федеральный закон "О прокуратуре РФ" допускали возможность судам общей юрисдикции рассматривать дела о проверке законности нормативных актов органов государственной власти РФ и ее субъектов. Кроме того, Закон "О прокуратуре РФ" допускал возможность прокурору опротестовывать противоречащие закону правовые акты. Теперь это может делать только Конституционный суд РФ, хотя в Конституции РФ это и не было прописано.
- Все логично. Был в Конституции такой пробел, теперь его нет. Чего же возражать?
- Да. В конце концов, кто мы такие, чтобы обсуждать решения Конституционного суда России? В данном случае никто, потому что право официально толковать Конституцию имеет только КС. Будем считать, что если в Конституции что-либо неясно написано, то это наше с вами недостаточно глубокое ее прочтение. А КС прочитал ее более глубоко.
Но в таком случае получается вот что. В свое время Ельцин произнес бессмертный тезис о том, что субъекты могут брать столько суверенитета, сколько могут проглотить. Что из этого получилось, мы знаем и до сих пор расхлебываем. Способствует это упрочению российского государства? Нет, не способствует!
Конституция содержит, как теперь выяснилось, недостаточно прописанную норму. И вот теперь эта норма заставит многочисленные несоответствия региональных законодательных актов федеральным законам проверять на соответствие только в КС. И не случайно, что запрос по этой норме был послан от парламентов Татарии и Башкирии. Дело в том, что их конституции противоречат как Конституции Российской Федерации, так и федеральным законам.
- Но уже не раз заявлялось на всех уровнях, что противоречия между местными законами и Конституцией устранены, что все приведено в порядок.
- Да, но противоречий еще хватает!
- Вы беспокоитесь, что теперь КС будет завален мелочевкой окончательно? Можно будет вешать табличку на дверь - "КС закрыт: некуда складывать дела, тара кончилась"?
- Разумеется! И то утверждение, что сейчас регионы уже многое привели в соответствие с Конституцией РФ, ничего не меняет, поскольку проверять можно все что угодно: и не только то, что не соответствует, но и то, что соответствует, а это требует, бесспорно, времени. Рассмотрение каждого дела - это год как минимум.
Любопытно, что и ельцинский тезис о суверенитете субъектов, и его Конституция, а также нынешнее решение КС явились на свет незадолго до выборов.
Пропускная способность КС невысока. Решают вопросы две палаты и пленум. В среднем на одно дело уходит месяц. То есть в год от силы 30 дел, не больше.
- А есть ли выход?
- Нужно использовать внутренние резервы. В моем родном Петербурге есть Уставной суд. И там по инициативе председателя не стали повторять модель КС, когда все судьи уходят в отпуск одновременно, а это - перерыв на два месяца. Там рассудили таким образом, что для кворума достаточно пяти человек, чтобы дело было рассмотрено, это позволило поднять производительность. Скорее всего, и КС придется переходить на круглогодичную работу.
КС нужно сравнивать не с парламентом, который одновременно должен уходить на каникулы, а с правительством, которое работает постоянно.
Дело в том, что голосование в Думе - вопрос политический: каждый должен иметь возможность высказаться, а в суде есть кворум, и слава Богу. Вот в Верховном суде решения могут принимать три человека - и ничего. А в КС необходимо присутствие 2/3 членов.
- А может кто-то воспользоваться этим новым решением КС в своих целях?
- Конечно. Если захочет какой-либо субъект РФ теперь принять какое-то нужное решение, к примеру, о тарифах ЖКХ или регистрации, то он смело может внести это положение не в законе, а поправкой в своей Конституции или уставном документе, и дело о несоответствии этого положения Конституции РФ будет затянуто на долгие годы. То есть пока оно будет рассматриваться, нужная субъекту норма будет работать.
- Вертикаль власти не упала, но получила очередной удар?
- Судите сами...
Выпуск N 145 (671) от 6 августа 2003 г. [ N 144 ] [ N 146 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]