Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 140 (666) от 30 июля 2003 г. [ N 139 ] [ N 141 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Видимость наказания

Александр Чуйков
Россiя, N 130

На днях был вынесен обвинительный приговор по делу бывшего главного финансиста Министерства обороны генерала Георгия Олейника.

Московский гарнизонный военный суд приговорил его к пяти годам лишения свободы за превышение должностных полномочий. Это заставило задуматься: а часто ли в России такого рода дела, в которых фигурируют высокие чиновники, доходят до суда и тем более оборачиваются реальным тюремным сроком?

В июле из нижнетагильской колонии, в которой обычно отбывают наказание сотрудники правоохранительных органов, был досрочно освобожден бывший вице-губернатор Псковской области Владимир Ивченко. В 2000 году он был арестован, а год спустя - осужден Псковским городским судом на 7 лет лишения свободы по ряду обвинений: начиная от "совершения неоднократных насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетней" и "причинения имущественного ущерба собственнику путем обмана и злоупотребления доверием" и заканчивая "мошенничеством с использованием своего служебного положения".

Вместо семи лет Ивченко провел за решеткой 3 года 5 месяцев 14 дней. Правда, виновным себя за все эти годы он так и не признал. Случай с вице-губернатором, который отсидел всего половину срока, не исключение, а правило. Редкий российский чиновник, даже если он каким-то чудом и попадет под суд и понесет наказание, будет сидеть весь срок.

Банный министр

Валентин Ковалев не был первым крупным российским чиновником, против которого было возбуждено уголовное дело. Вместе с ним в "достойном ряду" были: и.о. генерального прокурора Алексей Ильюшенко, экс-глава Госкомитета по имуществу, затем вице-премьер Альфред Кох, Петр Мостовой, Сергей Беляев, Анатолий Собчак, Сергей Станкевич, еще один генеральный прокурор Юрий Скуратов и еще много-много других лиц, только рангом пониже.

Все эти уголовные дела были под тем или иным предлогом прекращены. И только министр юстиции Ковалев сменил чиновничий кабинет с комнатой отдыха на тюремные нары. Правда, сидел он недолго -- с 3 февраля 1999 года по 4 апреля 2000 года бывший министр юстиции украшал своей персоной знаменитые Бутырки.

Вот что он писал в жалобе на имя прокурора: "Я рассматриваю факт помещения бывшего председателя межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по борьбе с преступностью и коррупцией именно в Бутырскую тюрьму, переполненную обвиняемыми в общеуголовных преступлениях, больными СПИДом, сифилисом и туберкулезом, как акцию устрашения".

По словам тюремной администрации, положенные при помещении в СИЗО анализы Ковалев сдавать отказался: "Это нарушает мою телесную целостность". Бесконечными жалобами Ковалев так всем надоел, что в конце концов его отпустили под подписку о невыезде.

В 2001 году наконец-то состоялся суд. Признав экс-министра виновным в хищении полумиллиона долларов и взятках примерно на сорок тысяч долларов, Мосгорсуд не удивил приговором - девять лет с испытательным сроком. Ковалев вышел из зала суда с поднятыми в приветствии руками. Попытка посадить высокопоставленного взяточника в очередной раз не удалась. На память о недолгом министерском труде осталась видеопленка, на которой министр в бандитской сауне развлекается с проститутками.

Отгрузка гранат бочками

Недавно старшеклассников одной из московских школ пригласили на экскурсию в легендарную Таманскую дивизию. Военные хотели лицом показать тот товар, который многим из парней придется узнавать в течение двух лет службы.

"Папа, а нам гранаты или патроны не нужны? Недорого продают!" - спросил один из школьников вечером после поездки у отца. Отец поинтересовался, где находится тот магазин, в котором сыну, словно конфеты или колбасу, предложили "ходовой товар". Оказалась, что, как только пацаны отошли от сопровождающего офицера, их окружили солдатики, которые за несколько пачек сигарет предлагали школьникам боеприпасы всех видов.

То, что Российская армия нищая, -- общеизвестная и горькая истина. Но даже из тех финансовых крох, которые государство выделяет на нужды "могучей и легендарной", далеко не все доходит до солдата. Огромная часть военного бюджета разворовывается подлецами в погонах.

То, что Российская армия нищая, -- общеизвестная и горькая истина. Но даже из тех финансовых крох, которые государство выделяет на нужды "могучей и легендарной", далеко не все доходит до солдата. Огромная часть военного бюджета разворовывается подлецами в погонах.

Генеральские дела - самая горячая тема в разговоре между журналистами и сотрудниками военной прокуратуры. "Зачем вам генералы? Пишите о чем-нибудь другом", - говорят прокуроры. Поэтому информацию об этом приходится добывать всеми честными и нечестными методами.

Журналисты одного из российских центральных изданий подсчитали примерное число осужденных генералов и адмиралов. Подсчитали и ахнули - по тем или иным причинам к уголовной ответственности были привлечены более 140 генералов и адмиралов. Всего же высших офицеров в Российской армии 1380. То есть десятая часть из них сидели на скамье подсудимых, пусть даже фигурально. Причем половина из этих, с позволения сказать, командиров избежала уголовной ответственности благодаря амнистиям, указы о которых принимали их сослуживцы в думских креслах.

Досье

Самым известным и высокопоставленным военным чиновником, попавшимся на взятке и ушедшим от наказания, по праву считается генерал армии Константин Кобец. Путь к самому высокому воинскому званию не был для будущего генерала устлан розами: Киевское военно-инженерное училище связи; Ленинградская военная академия связи; Академия Генерального штаба Вооруженных сил СССР. Разные, в том числе и отдаленные, округа. С 1987 года - начальник войск связи Вооруженных сил СССР - заместитель начальника Генерального штаба. Во время августовской попытки государственного переворота в 1991 году Константин Кобец возглавил оборону Белого дома. Тут же последовала награда - воинское звание генерала армии. В сентябре 1992 года указом президента он был назначен главным инспектором Вооруженных сил РФ. В 1993 году стал заместителем министра обороны РФ. И чуть не занял министерское кресло. Но Лев Рохлин публично озвучил то, о чем в стране говорили давно: "Кобец - взяточник и вор".

16 мая 1997 года Константину Кобецу было предъявлено обвинение по трем статьям Уголовного кодекса РФ: в получении взятки в размере одного миллиарда четырехсот миллионов рублей, в злоупотреблении служебным положением, а также в незаконном хранении огнестрельного оружия. Очередная амнистия пришлась как раз кстати.

Справка

Условные приговоры по тяжким преступлениям выносятся нужным людям достаточно часто. Сын бывшего начальника ГУВД МО генерал-полковника Александра Куликова, будучи старшим лейтенантом ОМОНа МУВДТ (московское УВД на ж/д), совершил несколько тяжких преступлений. В 2001 году был приговорен к 10 годам условно.

Недавно Московский городской суд вынес приговор бывшему следователю Басманной прокуратуры Александру Жуку, который решил совместить приятное с полезным, вымогая деньги у матери подследственного и склонив ее к сожительству прямо на своем рабочем месте. Суд приговорил Жука к 8 годам условно, лишив его права занимать должности в правоохранительных органах.

Выпуск N 140 (666) от 30 июля 2003 г. [ N 139 ] [ N 141 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]