Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 12 (550) от 23 января 2003 г. [ N 11 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

"Займите кресло номер восемь!"

Наталья Ратиани
Известия, N 11

"В Америке почитают за честь быть избранным присяжным. В России для многих это некая повинность.

Люди не боятся - они просто не желают. Если бы исполнение обязанности присяжного заседателя было почетным, то у судов не было бы проблем со слушанием дела с их участием" - так выглядит ситуация с присяжными в глазах федерального судьи Елены Снегиревой, заслушавшей с участием присяжных не одно дело в Московском областном суде.

Монументальные залы с дубовой мебелью, возвышающаяся кафедра судьи, молоток для вынесения приговора и та самая скамья присяжных заседателей - вся эта целлулоидная обертка неотвратимости правосудия хорошо знакома нам в основном по американским фильмам. Реальная работа суда присяжных в России намного будничнее и прозаичнее. Здание Московского областного суда, в котором аж с 1993 года слушаются дела с участием присяжных заседателей, сейчас вовсю ремонтируется - готовятся к празднованию 80-летия. Однако в уже отремонтированных помещениях пока та же старая судейская мебель, свежевыкрашенные клетки для подсудимых и втиснутые между столом защиты и кафедрой для свидетелей два ряда офисных черных стульев для присяжных. На каждом из них белой краской выведен номер - присяжный строго занимает место, соответствующее его порядковому номеру в коллегии.

В зале N 14 - по размеру меньше, чем школьный класс, - слушается дело об убийстве и ограблении гражданки "Х". Стул одной из присяжных пустует - она не явилась на заседание. Судья предлагает запасной присяжной занять освободившееся место - та с трудом протискивается к стулу под номером восемь. На "скамейке запасных" заседателей остается один потенциальный присяжный. Это только второй день заседания по делу, а уже почти все запасные исчерпаны. Такое бывает часто. По опыту судейской практики иногда даже саму коллегию присяжных (12 человек плюс 2 запасных) сформировать бывает трудновато. Люди или просто не являются, или с порога заявляют, что боятся потерять работу, а это, как ни крути, для многих сейчас важнее, чем справедливое правосудие. Неработающие за один судо-день получают 90 рублей. К слову, присяжным, постоянно берущим самоотводы по делу, тоже платят - в суд-то они явились.

- Как правило, по каждому делу приходится созваниваться с начальниками отдела кадров или руководителями и объяснять, почему они должны своих подчиненных отпустить в суд. Судья применяет максимум дипломатии, и тогда присяжный остается в коллегии, - сетуют судьи.

Суды присяжных считают экзотикой пока многие адвокаты, а для судей это уже реальность и достаточно рутинная работа. Одноэпизодное дело с участием судьи можно рассмотреть за день. При участии присяжных процесс затягивается как минимум на неделю, и значительное количество времени тратится не на сам процесс, а на ожидание присяжных, свидетелей, адвокатов, даже защитников.

...Подсудимый - молодой парнишка 17 лет, буднично оперируя юридическими терминами, повествует о том, как нанес множество ножевых ранений. По тем вопросам, которые присяжные передают в письменном виде судье, становится понятно, что им небезразлично то, что происходит в зале судебного заседания. Одна из присяжных колючим взглядом смотрит на подсудимого. Невольно ловлю себя на мысли: а насколько объективны эти люди, путем случайной выборки попавшие на эти пронумерованные стулья?

- Конечно, душа другого - потемки. Но перед началом процесса мы всегда задаем вопрос: насколько вы уверены в том, что будете объективны? Некоторые потом берут самоотвод. Чем меньше присяжный знает закон, тем лучше для процесса, - говорит Снегирева. - Мы даже их просим на время слушания не заниматься юридическим самообразованием, они должны руководствоваться только излагаемыми на процессе фактами.

- И, что, слушаются? Русский народ ведь не любит следовать букве закона.

- По большей части выполняют, но бывало и по-другому. Но это легко вычислить.

Труднее проверить, на кого из присяжных оказывалось давление. Такие случаи бывали, неохотно говорят судьи, но ни одного официального заявления от присяжных пока не поступало. Тут же добавляют: сама статистика говорит о том, что суды присяжных принимают взвешенные и обдуманные решения.

Выпуск N 12 (550) от 23 января 2003 г. [ N 11 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]