Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 12 (550) от 23 января 2003 г. [ N 11 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Посаженные отцы. И матери

Екатерина Григорьева, Наталья Ратиани
Известия, N 11

Суд присяжных грядет

В наступившем году около 2 миллионов россиян имеют шанс испытать себя в новом качестве - стать присяжными заседателями. С 1 января суды присяжных из кинематографического антуража превращаются в распространенную реальность - они пока не везде, но уже на большей части территории страны. С их работой связано решение одной из главных морально-политических проблем - быть или не быть смертной казни. Как это должно быть, знают все: двенадцать человек за красивой резной перегородкой оценивают изощренную интеллектуальную схватку защиты и обвинения - захватывающую, как в "Адвокате дьявола" с Киану Ривзом. Чтобы потом коротким "да, виновен" или "нет, невиновен" вершить судьбы подсудимых. Первые опыты работы российских судов присяжных (до 1 января суды присяжных действовали только в девяти регионах России) оказались действительно захватывающими, но совсем не так, как в киношных детективах. Пока к ним с большой опаской относятся и судьи, и прокуроры, и адвокаты, да и сами присяжные.

1 января 2003 года, через десять лет после принятия соответствующего закона, для 60 регионов России наступило время суда - суда присяжных заседателей.

"Самое дорогое для государства удовольствие - это дешевое правосудие" - одна из любимых присказок в Верховном суде. Суды присяжных недешевы во всех отношениях - и по деньгам, и по обилию усилий всех, кто имеет отношение к правосудию, и по тому давлению, которое государству пришлось приложить для их появления. Однако основная помеха эффективной работе судов присяжных в России - не столько финансовые затраты государства, сколько моральная и правовая неготовность наших граждан стать присяжными. Практика работы судов присяжных показала, что гражданский долг и помощь правосудию для большинства не более чем красивые слова. И стоящий перед присяжным выбор между долгом участия в правосудии и материально-личными стремлениями пока делается не в пользу суда.

Еще в середине декабря считалось, что с 1 января суды присяжных появятся в каждом регионе. Принятый под самые новогодние праздники закон рассудил иначе и установил пятилетнюю очередность введения института присяжных заседателей в субъектах федерации. Официальное объяснение - разная степень готовности. В девяти регионах он уже работает, для большинства остальных очередь наступила сейчас, последним суд присяжных будет введен в Чечне - в 2007 году.

С материальными затратами все более-менее просто. По данным судебного департамента Верховного суда, для того чтобы создать для присяжных хотя бы минимальные условия, в 2002 году, кроме предусмотренных целевой программой 111 миллионов рублей, было дополнительно направлено из бюджета еще 66 миллионов. Основные статьи расходов - переоборудование зданий (хоть и без особой роскоши, но отдельные, как и отдельная совещательная, места присяжным нужны), оплата работы самих присяжных, дополнительное обучение судей. Здания в принципе подготовлены в 76 субъектах, и даже в Чечне подходящее помещение уже найдено.

Сложнее с готовностью самих судей. Проблема стала тенденцией в тех девяти регионах, где суды присяжных в полном соответствии с законом 1993 года уже есть - до сих пор они считались скорее экспериментальными, на их примере теперь и пытаются избежать основных ошибок. Ситуацию прокомментировал "Известиям" Алексей Шурыгин, председатель кассационной палаты судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда, в последние годы курирующий деятельность судов присяжных:

- Согласно статистическим данным, в девяти "экспериментальных" регионах суды присяжных работали в 2002 году лучше, чем обычные суды, у них меньше процент отмены вынесенных приговоров. Анализ причин отмен приговоров свидетельствует о том, что они происходили по вине профессионалов-правоприменителей. Это, например, неправильные формулировки вопросов, неправильные процедуры проведения заседания, нарушение тайны совещательной комнаты (здесь повлияла характерная на первых порах необустроенность судов). В отличие от судей-профессионалов граждан-присяжных готовить к этой процедуре не требуется, наоборот, закон не допускает включения в присяжные лиц, которые работали в суде, милиции, прокуратуре, то есть тех, кто обладает специальной подготовкой. От этого усложняется задача председательствующего судьи -- он должен спуститься с юридических высот и объяснять все простым доступным языком. К этому многие судьи оказались психологически не готовы. А сами присяжные как наши сограждане, с учетом их компетенции, за девять лет по существу ни одной ошибки не допустили.

К масштабному наступлению судов присяжных сами судьи готовились весь минувший год - конференции в каждом федеральном округе, обучение по проблематике судов присяжных в Академии правосудия, выпуск методических пособий и даже учебный фильм, демонстрирующий российские основы состязательного процесса. Обобщением практики после почти повсеместного появления судов присяжных Верховный суд планирует заняться в середине года - сейчас новые коллегии присяжных только приступают к рассмотрению дел.

12 заседателей в судебном зале перестают быть заморской экзотикой

Те условия, в которых начинают работать присяжные, заставляют многих усомниться в возможности объективного рассмотрения дел. По закону труд присяжного оплачивается из расчета среднемесячной заработной платы, получаемой им на основном месте работы. Уже распространилась теория - при таком раскладе заседать будут сплошные дворники и посудомойки, на более высокооплачиваемых и соответственно более образованных присяжных у судебной системы денег не хватит. Но, как пояснили "Известиям" в Московском областном суде (по закону суды присяжных действуют только по тем делам, которые подсудны областному суду, то есть по особо тяжким преступлениям), это не более чем теория. Мособлсуд рассматривает дела с участием присяжных с 1993 года - в списках коллегии присяжных значатся и менеджеры, и преподаватели, и банковские служащие. Были случаи, что и руководители фирм, отобранные в присяжные, с честью исполняли свой гражданский долг.

Штрафуют только сознательных

Финансовую часть теории лишь слегка подкашивает обилие зарплат "в конвертиках" - в счет идут не реальные, а официальные доходы. Хотя судьям знакомы и случаи присяжных с большими "белыми" зарплатами - им за работу присяжными государство платит больше, чем профессиональным судьям. А если, скажем, все менеджеры с приличной "белой" зарплатой станут сознательными? Тотальное введение суда присяжных всерьез может ударить и по карману государства. Впрочем, дешевого правосудия не бывает.

Проблема тем не менее не столько в профессии присяжного, сколько в его правовой сознательности и уважении к суду. А этого пока от наших граждан, волею случайной выборки из избирательных списков попавших в присяжные, добиться сложно, почти невозможно. По Конституции выполнение функций присяжного - это долг каждого гражданина, тяжело вздыхают судьи. Но большинство просто "забывают" о повестках. Или, как поделился с "Известиями" судья, рассматривающий дела с участием присяжных, приходят по повестке и с порога говорят - где у вас тут штраф надо оплатить за отказ от участия в заседаниях, я готов. Оплачивать не приходится - санкций за отказ стать присяжным не существует, штрафовать за неявку можно только уже официально вошедших в коллегию (по новому УПК - до 25 минимальных окладов). Никакие уговоры - что нельзя жить в обществе и быть от него свободным - не помогают. "Явка порядка 10-20 процентов. Те, кто приезжает и соглашается стать присяжным, в основном люди сознательные", - делятся своими выводами в Мособлсуде.

Из двух жертв меньшая

Знающие проблему присяжных не понаслышке в один голос говорят, что настало время законодательно прописать не столько долг быть присяжным, сколько гражданскую обязанность быть присяжным. Дело не в штрафах - только ими в суд никого не загонишь. Возможность наложения взыскания на присяжного, по мнению судей, не способствует объективности процесса.

Однако стать присяжным означает "пожертвовать" собственной работой - как минимум на пару недель, что для многих сотрудников среднего и высшего звена действительно большая жертва. А то и насовсем - не каждый руководитель примирится с длительной отлучкой подчиненного. Для многих боязнь потерять работу намного важнее гражданского долга.

Судьи, слушающие дела с участием присяжных, не скрывают - когда эта практика начнется по всей стране, будет караул. Сейчас и так коллегию из 12 основных и двух запасных собрать сложно, а потом начнутся сплошные звонки судей по отделам кадров. Уже сейчас на судей легла огромная и не относящаяся к их основной деятельности работа - скорым от этого суд присяжных отнюдь не становится.

Рабочие и интеллигенты

- Что касается разговоров о влиянии социального статуса... Есть интересное, но пока неполное исследование, - говорит Шурыгин. - Вот пример из него: был отменен по процедурным причинам приговор суда присяжных, причем в первом вердикте, так прошел отбор, отвечали (на вопрос судьи - "виновен или невиновен"? - Прим. "Известий") в основном рабочие, при вторичном рассмотрении дела скамья присяжных состояла преимущественно из интеллигенции. Результат оказался одинаковым. Опасаются влияния социального статуса те, кто не совсем усвоил эту форму судопроизводства. Главный смысл суда присяжных в том, что обычные граждане отвечают на предельно понятно поставленные вопросы.

Явно положительный момент - перемены в поведении всех тех, кто причастен к судебному процессу. Суд присяжных приближает знакомую больше по детективам состязательность процесса - в споре защиты и обвинения выигрывает тот, кто представит наиболее убедительные и наиболее бесспорные (в том числе и с процедурной стороны) доказательства.

- Суды присяжных требуют от участников состязательного процесса максимума профессионального мастерства, - считает Шурыгин. - Обвинители в девяти "экспериментальных" регионах несоизмеримо подняли свои профессиональные навыки, качество следствия в этих регионах подтянулось, стало меньше нарушений. Никакие нормы следствия из-за введения суда присяжных не менялись, но состязательность процесса, став реалией, заставляет всех участников быть более ответственными.

Милосердие и коррупция

Суды присяжных оказались отнюдь не более милосердны, чем обычные, - количество вынесенных ими оправдательных приговоров в принципе соответствует традиционным показателям (с учетом возникшей и без присяжных тенденции к большей. Возможно, причина в том, что на рассмотрение присяжных выносятся только тяжкие преступления, те, которые теоретически могут привести к смертному приговору. Присяжными ни один смертный приговор вынесен не был.

В колебаниях "за--против" смертной казни - одна из главных причин поэтапного введения судов присяжных. Пока хотя бы в одном регионе отсутствует суд присяжных, высшая мера наказания не может быть приведена в исполнение. Так что по крайней мере до 2007 года все рассуждения на эту тему бессмысленны.

И тем не менее пока, выбирая из всего многообразия форм судебного процесса (либо присяжные, либо единоличное рассмотрение дела судьей, либо судья с двумя народными заседателями или, с 2004 года, тремя профессиональными судьями), обвиняемая сторона сам суд присяжных выбирает не часто. Причин на то две - приговор присяжных нельзя отменить, если он вынесен без нарушения норм УПК. И сама долгота процесса. Но в справедливости суду присяжных пока причин отказывать нет. По крайней мере суд присяжных теоретически можно, но очень сложно купить - семь человек (в России решение принимается большинством голосов) разных по профессии, по отношению к жизни и к самому правосудию.

Выпуск N 12 (550) от 23 января 2003 г. [ N 11 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]