Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 116 (642) от 26 июня 2003 г. [ N 115 ] [ N 117 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Преступность в России превратилась в народный промысел

Эрик Котляр
Московская правда, N 113

В ряде областей России были проведены эксперименты по программе "Альтернатива тюремному заключению". "СК" давно пишет о том, что передача мест исправления и тюрем в ведомство Минюста была полной ахинеей.

Вот уж воистину, если переиначить народную поговорку, надень на дурака колпак демократии - он от усердия лоб расшибет...

Пенитенциарная система складывалась годами в органах внутренних дел. ВНИИ МВД и академии отрабатывались специальные методики по трудовому перевоспитанию людей. Проводилась гигантская работа, основанная на проверенной трудотерапии, основу которой заложил еще Антон Макаренко. Конечно, далеко не все было безупречно. Но главная цель достигалась - преступники уважали карающий закон и боялись властных органов, выступающих в его защиту, у преступного мира складывался определенный менталитет порядка, нарушить который было невозможно. Это понимали, кстати, и "большие воры", не в их интересах был беспредел. Слово, которое в то время использовали только в тюремном лексиконе. Что бы там ни говорили авторы современных новаций, но преступность была вполне управляема. И мера зависимости ее от органов правопорядка всегда варьировалась по норме государственных требований.

Сейчас, когда много сделано, чтобы перевалить недовольство населения разгулом преступности на плечи органов правопорядка, якобы как результат их скверной работы, откровенно проявляется парадоксальная черта власти, заигрывающей с преступностью. В истории страны это удивительный случай, когда власть враждебна по отношению к органам, ее защищающим, ив то же время крайне милостива, если даже не потворствует, преступным институтам. При этом применяются технологии обмана общественного мнения. Задавать провокационный вопрос при опросе населения, что делать с семнадцатилетним парнем, если он украл у крестьянина курицу с голодухи, по крайней мере, некорректно. Ответ ясен. И действительно, парня надо не сажать, а просто накормить. Но самое гадкое, что под такой ответ подгоняется необходимость отказаться от тюремного заключения вообще.

Миллион заключенных, о которых сегодня заботится "нянька" Минюст, должны выйти из-за решетки и принять участие в общем построении правового и демократического государства на разграбленных просторах, где высятся руины некогда процветающих предприятий.

Авторы альтернативы тюремному заключению ссылаются на мировой опыт. У нас нищее государство, и мы просто-таки обязаны сбросить ярмо содержания миллиона людей в неволе с госбюджета.

В этом постоянно убеждает президента министр юстиции. И президент постепенно привыкает к мысли о том, что ведь, право же, надо не сажать больше, а миловать... Как на Западе...

Но, во-первых, на Западе далеко не так уж все гладко. В США, например, не только не милуют, а строго наказывают за то, что в России вообще неподсудно. Возьмем ту же педофилию. За океаном за такой "фокус" полагается пожизненное заключение. В России вскоре будет "альтернатива" тюремному сроку, а может, и вообще педофилию полностью исключат из перечня наказаний.

В США, между прочим, часто приговаривают к смертной казни, о чем в России правозащитники стыдливо молчат. Мы во всем учимся у США, но тут впереди на целый корпус. Может, глядя на Россию, и США отменят у себя смертную казнь? Не отменят, потому что там берегут право личности и любое покушение на гражданина рассматривается как тяжкое преступление. У нас уже за убийство можно получить полтора года "химии" с дальнейшим амнистированием.

Авторы милосердных идей хотя бы задумались, почему в России махровым цветом распускается преступность?

Впрочем, это понятно теперь любому школьнику, у которого не хватает денег на жвачку и он готов ее потихоньку стырить с лотка...

Правильно, у нас, догадливый читатель, от нищеты. От нищеты невиданной и беспросветной ширится и множится преступность, незаметно превращаясь в криминальную индустрию, где в отличие от индустрии умерщвленной требуются кадры.

Преступность незаметно стала всенародным Промыслом. И это, естественно, в стране, где отсутствует полноценная экономика, производящая и воспроизводящаяся, требующая постепенного прилива рабочей силы. Какая же тут аналогия с Западом, где, например, в Голландии, если в тюрьме больше десяти задержанных, приспускают на флагштоке государственный флаг. Говорят, случаются годы, когда он реет все 363 дня! Ну да, там, конечно же, можно проводить альтернативу суровым мерам.

Но при чем здесь Россия, где каждый вечер нам преподносит телевидение последние новости и в этих новостях только последние криминальные новости, да еще какие - с изуродованными телами, отрезанными конечностями, расстрелянными в кроватках младенцами и зверски изнасилованными женщинами.

И вы хотите, чтобы авторы этих зверств сажали цветочки на городских газонах во время кампаний по озеленению? Отличная идея! Прежде за такие идеи отправляли на Канатчикову дачу для поправки здоровья...

Вор должен мести улицы, а не сидеть в тюрьме! Замечательная мысль. Вы лучше постарайтесь добиться того, чтобы не было воров. Когда г-н Касьянов убеждает президента и население, что доходы людей выросли во много крат и жизнь стала невероятно зажиточной, он, наверное, забывает некоторые вещи. Сорок миллионов нищих России ежедневно плодят преступность. Добавляют тяжкие преступления и нищие гости из стран СНГ.

При огромном прошлогоднем урожае отдельные областные правительства просят разрешения ввести у себя хлебные карточки. Эта военная мера без войны, по-видимому, тоже включена в понимание повышения уровня жизни народа и, следовательно, будет рассматриваться как одно из последних достижений на пути мира и согласия в обществе, а потому как предупредительная в отношении преступности. Справедливое распределение хлеба умерит амбиции некоторых граждан, готовых от отчаяния выйти на большую дорогу... При карточной системе голодных в России не останется. Г-н Касьянов будет следить за каждым глотком!

На Западе, с которым пытается во всем соревноваться Россия, кроме уровня народных доходов, нет олигархов, а крупные капиталисты создают реальную экономику. Даже если ее потрясают кризисы, все равно это производящая экономика, где желающий всегда найдет применение своим рукам.

Российские олигархи не только не интересуются, в отличие от капиталистов на Западе, своим государством, они открыто не желают помогать ни в чем народу, перекладывая на него все социальные заботы - от пенсий до проржавевшего по их прямой вине жилищного хозяйства. Им, захватившим все государственные доходы, плевать на народ и само государство. Двенадцать лет активно воровали деньги, предназначенные на капвложения, и вдруг прозрели, когда стало очевидно - дома превращаются в трущобы.

Но деньги на капитальные ремонты зданий уже овеществлены в личные особняки, и их теперь никак не положишь на место. Олигархи махнули рукой: черт с ними, больше того, что даем в бюджет, не дадим! Пускай сами платят и как хотят выкручиваются...

То, что нищета плодит преступность, - расхожая истина. Чем можно остановить ее рост в бедняцкой России? Если эту бедность при существующем порядке никак не преодолеть? Уж, конечно же, не милостивым отношением к убийце. Хотя культивируется такая тенденция: прощать убийц, не думать об их жертвах. Особенно, если эти жертвы простолюдины. А если они из славной когорты преуспевающих при демократическом строе, тогда как?

Тогда это громкие, "резонансные" преступления, вокруг которых столько "дымовых шашек", что раскрыть их просто невозможно. Так, может, в этом-то и все дело? Тут и зарыта собака?

Власть потому и сочувствует преступникам, придумывает оправдывающие их кодексы, находит дни святых, по которым объявляют амнистию, что, утвердив право на дикую наживу, сама борется за неправедный кусок пожирней. И принимает на вооружение приемы и понятия коллег из уголовного сословия.

Расстрелы крупных чиновников и банкиров - это все мелкая галька по сравнению с расстрелом г-на Климова, представителя так называемой "питерской команды", которая давно уже отстаивает право на свою долю у "семейных". Отнять то, что приватизировано, не получается.

Гарант Конституции твердо предупредил: итоги приватизации пересматриваться не будут. И сослался на Конституцию, против которой не попрешь...

Тогда что остается? Только госкусок. Это, конечно, не то, что дармовые сырьевые доходы, но все же здесь есть над чем поразмыслить. Но и тут желающих слопать пирожок более чем достаточно. И вот вам пожалуйста - молодой человек, еще вчера помощник крупного кремлевского чиновника питерского призыва, обливаясь кровью, опускается на асфальт возле своего дома. За молодым мужчиной колоссальные международные контракты по импорту вооружения: единственное, что пока еще чудом производится в России.

Столкнулись интересы государственных олигархов. Государственные олигархи - это новенькое в российских буднях. В нашем понимании олигарх - человек, обретший несметное богатство бессовестным путем. А вот госолигарху придумать определение пока трудновато. Но тем не менее...

Интересно выступила газета "Известия" по поводу убийства и. о. гендиректора "Антей" - "Алмаз" Климова. Газета оценила ситуацию таким образом, что выяснение отношений идет уже между высшими слоями государственной элиты, где участвуют личный аппарат президента, члены правительства и парламента ("атипичные разборки"). И единственные пути разрешения этих конфликтов: подковерные решения спора, разборка по понятиям (интересно, на каком языке будут изъясняться участники конфликта, уж не по фене ли?), и, наконец, расстрел у подъезда (самый распространенный в преступном мире способ сведения счетов). Ну что ж, какая власть, такая и жизнь под ней. А "Известиям" мы не можем не верить. Все-таки флагман правительственной прессы!

Тогда что удивительного в том, что по заказу власти принимают особые УПК, по словам тех же "Известий", специально для преступников и их адвокатов, придумывают альтернативы тюремному заключению и всерьез размышляют над закрытием тюрем вообще. Неудивительно, что при таком повороте дел все делается для развала спецслужб, противостоящих преступности.

Может, и впрямь розыск сегодня не нужен? Только почему представители элиты сразу бегут к "народным защитникам", когда что-нибудь у них происходит, угнали авто или обокрали квартиру?

Когда подонки совершили убийство сына крупного деятеля из "ЛУКойла" Панакова и дочери профессора МГУ Добренькова, родители потребовали смертной казни для палачей своих детей. Г-н Добренькое резонно задал вопрос: почему я как налогоплательщик должен содержать выродков? Сыщики МУРа полностью разделяли позицию родителей жертв. Власть отказала. Более того, приговор вынесли на первый случай необъяснимо мягкий...

А ведь речь идет об элитарных потерпевших. На что же могут надеяться простые "россияне", где им искать защиту?

Плохо жить в стране, где власть заодно с преступностью против собственного закона!

Выпуск N 116 (642) от 26 июня 2003 г. [ N 115 ] [ N 117 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]