Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 116 (642) от 26 июня 2003 г. [ N 115 ] [ N 117 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Кому станет дороже арбитраж

Александр Линьков, Сергей Трусевич
Парламентская газета, N 115

Утверждены поправки в конституционные законы "О судебной системе РФ" и "Об арбитражных судах в РФ", продолжающие судебно-правовую реформу в России.

На вчерашнем заседании Совет Федерации одобрил четыре федеральных конституционных закона. Причем, как и положено, абсолютным большинством.

Утверждены поправки в конституционные законы "О судебной системе РФ" и "Об арбитражных судах в РФ", продолжающие судебно-правовую реформу в России. Эти два взаимосвязанных правовых акта касаются арбитражных кассационных и арбитражных апелляционных судов и направлены, как заметил председатель Комитета по правовым и судебным вопросам Александр Евстифеев, "на концептуальное совершенствование российского законодательства о судебной системе в части оптимизации структуры арбитражных судов, приближения правосудия к месту жительства лиц, судебную защиту которых обеспечивают арбитражные суды". Поправки в Закон "О судебной системе РФ" вводят статьи, которые определяют понятие и устанавливают компетенцию арбитражных апелляционных судов, а во втором законе непосредственно прописана процедура создания в России арбитражных апелляционных судов, формируемых по окружному принципу. Последние, в частности, направлены на то, чтобы, по словам Александра Евстифеева, "развести первую и апелляционную инстанции и исключить положение, при котором в одном и том же суде принимается решение, осуществляется проверка его законности и обоснованности".

- В этих двух законах нам предлагают выделить апелляционную инстанцию в самостоятельные арбитражные апелляционные суды, каковых будет создано на территории страны двадцать дополнительно к существующим, - заявил, выступая против одобрения этих законов, нижегородский сенатор Дмитрий Бедняков. - Это приведет к тому, что ухудшится возможность обращения за защитой к правосудию. Причем, это вызовет увеличение государственных расходов на содержание федеральных судов. И никто не сказал конкретно, какая вообще сумма потребуется для реализации этой идеи. Наверное, она будет достаточно большой.

Дмитрий Бедняков считает, что эти деньги было бы лучше направить на повышение зарплаты судьям тех же арбитражных судов и их помощникам. Тем более что при этом никто не считает издержки сторон, потому что, по его словам, гражданам "помимо первой инстанции придется обращаться еще в другие, испытывая определенные трудности". В связи с этим он предложил отклонить эти законы и в согласительной комиссии исключить все нюансы относительно судов апелляционной инстанции. Впрочем, процедура рассмотрения федеральных конституционных законов не предусматривает создания согласительных комиссий.

- Как раз эти законы обеспечат гарантии прав и интересов хозяйствующих субъектов, - "категорически не согласился" с приведенными доводами представлявший законы Александр Евстифеев. А по поводу "удорожания арбитражного процесса" заметил: с этим вряд ли можно согласиться. Может быть, удорожание будет для тех, кто оказывает адвокатские услуги. Но, наверное, неплохо, если судебное законодательство будет обеспечивать прежде всего профессиональные интересы участников конкретных хозяйственных споров, а не адвокатов, которым, безусловно, удобнее работать и по первой, и по второй инстанциям в зданиях одного и того же суда.

За последнюю "адвокатскую" реплику коллеги обиделся Дмитрий Бедняков, в свое время немало лет проработавший адвокатом. "Никаких таких особых пристрастий по поводу принятия или отклонения этих законов у меня нет", - заявил он.

- Законы как раз и направлены на предупреждение коррупции в судебной системе, - выступил за продолжение судебно-правовой реформы и липецкий сенатор Анатолий Лысков.

В свою очередь Александр Евстифеев относительно поправок к "арбитражному" закону еще раз подчеркнул, что их смысл в "приближении правосудия к месту жительства лиц, судебную защиту которых обеспечивают арбитражные суды". И заметил, что одна треть участников процесса в судах первой инстанции не обращаются с апелляционными жалобами, а сразу идут в кассационную. Все это свидетельствует, считает сенатор, о "недостаточной проработке" судебной системы. В итоге с совершенствованием последней согласилось конституционное большинство палаты и законы были одобрены.

На вчерашнем заседании Совет Федерации поправил и федеральные конституционные законы "О Государственном гербе РФ", "О Государственном флаге РФ" и "О чрезвычайном положении".

Утвержденными изменениями и дополнениями, как заметил председатель Комитета по конституционному законодательству Юрий Шарандин, органам государственной регистрации актов гражданского состояния "дозволяется проставлять на документах изображение Государственного герба Российской Федерации", размещать его в залах торжественных церемоний ЗАГСов, а также уточняются наименования органов, осуществляющих защиту и охрану государственной границы. Эти как отмечалось чисто юридико-технические "символические" поправки были единогласно приняты без каких-либо возражений.

Выпуск N 116 (642) от 26 июня 2003 г. [ N 115 ] [ N 117 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]