[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 114 (640) от 24 июня 2003 г. [ N 113 ] [ N 115 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
На прошлой неделе в Башкирию с ведомственной проверкой выехала комиссия МВД РФ. Роты у проверяющих будет много. Из республики уже давно поступают тревожные сигналы о связях верхушки башкирской милиции с криминальным миром.
В МВД Российской Федерации обращались башкирские милиционеры, которые подробно рапортовали о царящем в республиканских органах произволе.
Однако этих безобразий наверху долгое время будто и не замечали. По-видимому, ободренные такой позицией федерального Центра, башкирский министр и его первый зам. решили, что ответственности за пренебрежение к закону можно не бояться.
Впрочем, понервничать все же пришлось. Например, первый замминистра Патрикеев сильно разволновался после того, как на одном из интернет-сайтов появилась снабженная подлинной аудиозаписью распечатка его телефонных разговоров с неоднократно судимыми гражданами Фомичевым и Глуховым. В беседах с авторитетами генерал милиции жаловался на свои неудовлетворенные сексуальные потребности, требуя помощи в решении вставшей проблемы. Как выяснилось, Патрикеев звонил криминальным браткам с квартиры судимой за кражу Светланы Федоровой, которая привлекалась Советским РУВД Уфы по уголовному делу N 9080160 в 1999 году. В прошлом году Светлану вновь угораздило стать фигурантом уголовного дела, возбужденного по той же статье. Но на этот раз молодой женщине повезло. Ее приметил генерал Патрикеев - и уголовное дело будто по мановению волшебной палочки было приостановлено. Правда, с тех пор жилье Федоровой превратилось в т.н. место оперативных встреч первого замминистра внутренних дел Башкирии... Теперь, когда оглашены разговоры Патрикеева, стало ясно, что это были за встречи.
Иной человек в мундире после такого, не дожидаясь оргвыводов свыше, написал бы рапорт об увольнении. Но башкирскому генералу Патрикееву не привыкать к пятнам на мундире. Пару лет назад он точно так же попался на участии в грязной истории, которую не удалось сохранить в тайне. Дело было в уфимском "Президент-отеле", в ресторане которого Патрикеев - тогда еще полковник - решил отдохнуть с друзьями. Посиделки со спиртным закончились битьем посуды, дракой и попыткой изнасилования официантки гостиничного бара Светланы Князевой. Полковник милиции творил беспредел у всех на глазах, однако охрана "Президент-отеля" не рискнула вмешаться в происходящее: зная крутой нрав подвыпившего Патрикеева, сотрудники гостиничного персонала не сомневались, что генерал найдет способ жестоко отомстить. Оргию удалось остановить только прибывшему после телефонного звонка администратора коллеге Патрикеева из руководства МВД. Понятно, что в сводки происшествий эта история не попала. Однако дело зашло так далеко, что даже чиновники администрации президента Башкортостана были вынуждены известить о безобразной выходке полковника руководителей российского Министерства внутренних дел.
Тогда все в Башкирии тоже ожидали, что полковник покинет органы по собственному желанию. Но просчитались: Патрикеев, как и в этом году, тихо-мирно отправился в отпуск. После отдыха полковник как ни в чем не бывало вышел на службу, а спустя короткое время получил... повышение в звании. Вот так в башкирской милиции и становятся генералами!
Впрочем, у Патрикеева за годы службы под началом министра Диваева скопилось и множество других "заслуг". Взять тесное сотрудничество первого замминистра республиканского МВД с фондом "Народный дом социальной защиты", возглавляемым четырежды судимым Эрастом Фомичевым. В апреле 2000 года глава башкирской милиции Диваев подписал соглашение между своим ведомством и фондом о взаимодействии "по погашению дебиторской задолженности предприятий". Иными словами, милиционеры договорились вместе с местными авторитетами выбивать долги у коммерсантов. В октябре того же года первый замминистра Патрикеев за своей подписью издал приказ N 535 "О мерах по реализации механизма взаимодействия между службами МВД Башкортостана и благотворительным фондом "Народный дом социальной защиты". Пункт N 2 этого приказа предусматривал выдачу работникам фонда удостоверений внештатных сотрудников милиции.
Как осуществлялось сотрудничество МВД и криминальных авторитетов, видно хотя бы на примере активиста фонда Симахина. Этот гражданин был принят на работу в фонд Фомичева сразу после отсидки на Дальнем Востоке. Удостоверение внештатного сотрудника милиции, выданное Симахину по приказу Патрикеева, оказалось как нельзя кстати. Тем более что недавно вышедшему на свободу гражданину поручили курировать договор с казахстанской фирмой "Дуэт ЛТД" о поставке дизельного топлива на условиях предоплаты банковским векселем. Как водится, вексель на 13 миллионов рублей Симахин получил, но никакого топлива казахам не отправил. По такой же нехитрой схеме мошенники под прикрытием милицейских удостоверений надули и якутских бизнесменов, которые заплатили подручным Фомичева 45 миллионов рублей за нефтепродукты в рамках обеспечения северного завоза. В итоге плакали якутские бюджетные деньги. Таких фактов - десятки. Однако все материалы расследований деятельности фонда "Народный дом социальной защиты" ложились под сукно. А как иначе, если замминистра внутренний дел Башкирии Патрикеев практически в открытую занимался решением коммерческих и других вопросов вместе с главой фонда Фомичевым?
Взять историю с нефтью, на которой загадочный фонд буквально озолотился. Еще в 1999 году по личному (!) ходатайству министра Диваева башкирский премьер Байдавлетов отдал распоряжение нефтяной компании "Башнефть" ежемесячно поставлять на реализацию фонду Фомичева по 35 тысяч тонн "черного золота" по себестоимости. В результате же простой перепродажи по рыночной цене фонд получал 20-процентный комиссионный навар. Вопрос о том, с чего бы это руководство башкирского МВД прониклось такой отеческой заботой о благополучии фонда, возглавляемого многократно судимым гражданином, выглядит риторически. Особенно после того, как замминистра Патрикеев обеспечил всех авторитетов фонда милицейскими удостоверениями. Но и это не все. В марте 2000 года Патрикеев, оставив служебные заботы, самолично отправился вместе с Фомичевым в офис "Башнефти", чтобы добиться скорейшей отгрузки товара. Оно и понятно: формула классика "деньги - товар - деньги" актуальна и для Башкортостана.
Если же вдруг дела у подопечных Патрикеева шли не по плану, он всегда готов был прикрыть их от преследования. Так, в 1999 году вопреки сопротивлению руководства МВД Башкирии оперуполномоченный УБОП республики Горовенко добился возбуждения уголовного дела против руководителя фирмы "Фан и К╟" Ишкильдина. Еще в 1996 году эта фирма фактически похитила продукцию АО "СНОС" на сумму 26,3 миллиарда рублей. По заявлению фирмы "СНОС" и было возбуждено уголовное дело. А вот по настоянию генерала Патрикеева оно впоследствии было приостановлено, а следователь Горовенко был уволен.
Предприимчивость милицейского генерала Патрикеева поистине не знает границ. Если жены иных высокопоставленных чиновников трудятся домохозяйками, то свою супругу замминистра внутренних дел Башкортостана трудоустроил на работу в финансовую компанию "Урал" на 900 у.е. в месяц. Эту компанию возглавлял, конечно же, тоже ранее судимый гражданин Цеплин. Компания специализировалась на обналичивании денежных средств для бюджетных структур. По предварительной договоренности между руководителями "Урала" и госпредприятий производилось перечисление денег на счета фирм-однодневок за якобы выполненные подрядные работы. В итоге хорошо было всем, кроме казенного бюджета. Самое любопытное, что через МФК "Урал" суммарно обналичили свыше 400 миллионов рублей даже подразделения республиканского МВД! Например, Октябрьский РУВД Уфы - 49 миллионов 632 тысячи рублей, Калининский РУВД - 108 миллионов 542 тысячи... Как удалось выяснить следователю республиканской прокуратуры Туктарову, "предпринимателя" Цеплина руководителям этих милицейских структур представлял лично генерал Патрикеев.
В иной цивилизованной стране одного только перечисления имен друзей генерала Патрикеева хватило бы, чтобы отправить в отставку не только его самого и его непосредственного начальника, но и министра - за столь неразборчивую дружбу его подчиненных.
Вот, например, ездит сейчас по Уфе лихой водитель Рустем Губайдуллин, неоднократно задерживавшийся за рулем в нетрезвом состоянии, причем последние три раза уже после того, как был лишен водительских прав. Причем последний раз его задержали полгода назад на машине заместителя начальника УБОП МВД Башкирии Сергея Шурухина. При этом сам Губайдуллин вот уже год уклоняется от выполнения решения суда о возмещении ущерба от аварии, которая случилась по его вине еще в январе 2001 года. Искать его имущество пришлось судебным приставам, которые и обнаружили, что должник владеет восемью нарезными и гладкоствольными охотничьими ружьями. Как отмечают приставы, оружие "надлежащей сохранностью не обеспечено, контроль со стороны органов внутренних дел в части оборота огнестрельного оружия не осуществляется". При этом выяснилось, что разрешение и лицензия на нарезное оружие выдана Губайдуллину тогда еще первым заместителем начальника криминальной милиции Башкирии Патрикеевым, а сделал он это по рекомендации уже упоминавшегося г-на Ишкильдина.
После всех этих и множества других, не таких безобидных, художеств первый замминистра внутренних дел Башкортостана вновь на боевом посту. В отсутствие своего шефа Диваева генерал Патрикеев исполняет обязанности министра. Такое впечатление, что этот удивительный милицейский начальник на пару со своим патроном-отпускником уже давно уверовали в то, что закон в России писан лишь для отдельной части граждан, не обремененных большими погонами.
Остается надеяться, что нездоровая ситуация в башкирской милиции все-таки получит адекватную правовую оценку, а виновные ответят по закону.
Выпуск N 114 (640) от 24 июня 2003 г. [ N 113 ] [ N 115 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]