Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 108 (634) от 17 июня 2003 г. [ N 109 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Статья. Хочется, чтобы тюрем было как можно меньше

Известия, N 103

В 2002 году бюджет уголовно-исполнительной системы составлял 32,7 млрд руб., в 2003-м - около 45,7 млрд руб. Эти деньги выделяются из федерального бюджета.

Олег Филимонов, заместитель начальника ГУИН:

- Олег Вадимович, сколько стоит содержание одного заключенного?

- Около 2 тысяч долларов в год, если речь идет о СИЗО. Это кормежка, мыло и прочее. А если учесть зарплату персонала, строительство самой тюрьмы, то цифра возрастет в десятки раз.

- Сколько сотрудников в уголовно-исполнительной системе Минюста?

- Около 450 тысяч, из них примерно 230 тысяч - люди в погонах. Остальные - вольнонаемные: врачи, учителя и так далее.

- Инспекции, которые ведают альтернативным наказанием, тоже относятся к Минюсту?

- Да, с 2000 года. В них работает около четырех тысяч человек.

- После того, как в 2006-м по всей стране будут введены в действие альтернативные методы наказания, ожидается ли сокращение численности персонала?

- Думаю, что потребуется увеличение численности уголовно-исполнительной инспекции в 1,7 раза. Почему? Потому что инспектор работает с 9 до 18, а осужденный к исправительным работам - после 18, в выходные и праздничные дни, и кто-то должен его контролировать. Значит, инспекциям придется переходить на двухсменный график с соответствующим увеличением численности. В то же время на 237 тысяч сократилось число осужденных в местах лишения свободы, значит, требуется меньше профессионалов. Поэтому я думаю, что в ближайшие 5 лет система останется такой же, как сейчас.

- Сколько человек ежегодно осуждается к лишению свободы?

- В прошлом году около 330 тысяч.

- Чем альтернативный арест отличается от обычного?

- Никакая это не альтернатива, это то же самое, но на срок до 6 месяцев. В Англии 80 процентов осужденных на такой срок совершают новые преступления. У нас в стране среди тех, кто отсидел, - 30-35 процентов. А у них 80! Зачем нам такое наказание? Чтобы был такой же рецидив? Поэтому мы обратились с предложением к правительству арест вообще исключить.

- Сейчас тюрьмы и колонии производят товары? На какую сумму?

- В прошлом году осужденные на наших предприятиях произвели продукции более чем на 11 млрд рублей. Это меньше, чем год назад. Ведь мы поставлены в равные условия с обычными предприятиями, у нас нет никаких льгот. А вот в Казахстане такие предприятия освобождены от налогов, кроме налога на прибыль...

К тому же 1 января вступил в силу закон о государственных унитарных предприятиях. В соответствии с ним с 1 июля уставный фонд предприятия должен быть не менее 3 тысяч МРОТ и так далее.

Мы окажемся в отчаянном положении... Мы направили в правительство предложение по созданию защитных мер для наших предприятий. У нас ведь цель - не прибыль, а трудоустройство осужденных.

Яков ГИЛИНСКИЙ, глава центра девиантологии Социологического института РАН:

Зона - это криминальный университет

- При очень высокой латентности (скрытности) преступности верить официальной статистике не приходится. Существует два основных вида латентности - естественная, когда милиции не известно о преступлении, и искусственная, когда она знает, но не регистрирует. Естественная латентность у нас неестественно высока. Милиция давно уже отучила граждан к ней обращаться. По данным наших ежегодных опросов в Санкт-Петербурге, 70-73 процента жертв не обращаются в милицию, потому что "милиция ничего не стала бы делать", "ничего не смогла бы сделать", "не хотели контактировать с милицией".

Чтобы не портить картину, не регистрируется большинство "неочевидных" преступлений, "глухарей". Если естественная латентность существует во всем мире (но масштабы разные), то искусственная - завоевание советской власти, перешедшее в наше время.

В цивилизованных странах неполнота официальной полицейской статистики корректируется регулярными обязательными опросами населения с целью выявить реальное количество жертв. В России этого нет. Исключение - наши опросы в Ленинграде-Петербурге. Так, если в 1990-1992 годах каждый пятый взрослый житель города оказывался жертвой преступления, то в 1998-2001 годах - каждый четвертый. По нашим данным, полученным в Волгограде и Боровичах в 2001-м, удельный вес потерпевших от преступлений составил соответственно 18 и 20,5 процента.

- Яков Ильич, а структура преступности - что с ней? Действительно ли стало меньше убийств?

- Назову суммарную долю трех тяжких насильственных преступлений (убийства с покушениями, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования с покушениями): 1987 г. - 5,2 процента, 1989 г. - 4, 1995 г. - 3,8, 1997 г. - 3,5, 1999 г. - 2,9, 2001 г. - 3,3 процента. Так что по официальным данным доля тяжких насильственных относительно стабильна с тенденцией к сокращению.

- Как будет развиваться преступность в нашей стране?

- Прогноз неблагоприятный. Во-первых, зарегистрированная преступность растет во всем мире. Во-вторых, остаются основные криминогенные факторы: страшный разрыв между богатыми благополучными слоями и обнищавшим большинством; коррумпированность властных структур, включая правоохранительные органы; беспризорность и так далее.

- Как вы оцениваете российское уголовное законодательство?

- Ныне действующий УК 1996 года - самый жестокий с 1917 года, включая законы сталинского режима. При сохранении смертной казни впервые вводится пожизненное лишение свободы, которое задумывалось как альтернатива казни! Максимальный срок лишения свободы - 20 лет, а по совокупности приговоров - до 30 лет! Таких сроков не знало советское уголовное законодательство. Действующий УК отказался от отсрочки исполнения приговора, а в 90-е годы минувшего века ее получали 17-19 процентов всех осужденных и 40-49 процентов несовершеннолетних. Так что проект поправок к УК, внесенный в Думу президентом, в целом направлен на некоторую гуманизацию нашей уголовной политики...

- Нужна ли гуманизация при таком положении с преступностью, как у нас?

- Россия много лет занимает первое место в мире по числу заключенных на 100 тысяч жителей, лишь изредка (в частности, после амнистии 2002 года) уступая печальную пальму первенства США. Уровень заключенных в обеих странах (по 680-720 на 100 тысяч населения) намного опережает все другие государства (в странах Западной Европы - 40-80, в Восточной Европе - 100-300). Миллионы людей, прошедших круги тюремного ада, несут тюремную культуру, мораль, язык (а также туберкулез) в народ. А цивилизованный мир давно понял, что тюрьма - не место перевоспитания, а криминальный университет. И что же делает цивилизованный мир? Во-первых, как можно меньше сажает. Во многих странах Западной Европы вообще не применяется лишение свободы в отношении несовершеннолетних. Во-вторых, если осуждают, то за тяжкие насильственные преступления и на возможно более краткие сроки. Так, в Швеции из всех осужденных к лишению свободы 80 процентов приговариваются на срок до 6 месяцев; в Германии свыше 85 процентов - до двух лет (в России - 39 процентов), а на срок свыше 5 лет - всего 1 процент (в России - 14). В-третьих, они поддерживают достойный уровень существования заключенных. В-четвертых, идет все более активный поиск иных средств воздействия. Например, ограничение свободы с электронным слежением (электронная бирка на руке. - "Известия"); общественные работы; "комбинированный приказ" в Англии и Уэльсе - сочетание общественных работ с пробацией ("испытанием") и др. Внедряется в практику "восстановительная" юстиция (ее так называют в отличие от "возмездной"). Смысл ее - примирение жертвы и преступника при условии полного и добровольного возмещения причиненного вреда.

- Но это в развитых странах...

- Не надо думать, что в наших условиях это - утопия! Гуманизация уголовной политики - абсолютно необходимое условие возвращения в мировую цивилизацию, пока мы окончательно не одичали, превратившись в мировое пугало. Понимаете, чем гуманнее, терпимее, доброжелательней государство, тем менее опасные преступления совершают его граждане.

Выпуск N 108 (634) от 17 июня 2003 г. [ N 109 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]