[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 108 (634) от 17 июня 2003 г. [ N 109 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
В "Президент-отеле" состоялся семинар-совещание председателей Советов судей. Советы судей - это орган судейского самоуправления судов общей юрисдикции. И эти руководители судейского сообщества были больше увлечены принципами кадровой чистки, этикой и необходимостью терпеть рядом с собой журналистов.
Вчера в Конституционном суде прошло заседание Консультативного совета председателей органов конституционного (уставного) контроля. Председатели конституционных судов из регионов выясняли, не пора ли достроить вертикаль из судебной ветви с 14 регионов до 89.
А в "Президент-отеле" состоялся семинар-совещание председателей Советов судей. Советы судей - это орган судейского самоуправления судов общей юрисдикции. И эти руководители судейского сообщества были больше увлечены принципами кадровой чистки, этикой и необходимостью терпеть рядом с собой журналистов.
Заседание в Конституционном суде началось с обсуждения традиционной темы проблем взаимоотношений с судами общей юрисдикции. Дело в том, что в КС РФ уже давно недовольны попытками судов общей юрисдикции рассматривать региональное законодательство по вопросу его соответствия Конституции Российской Федерации.
Как заявил вчера глава КС РФ Валерий Зорькин, если бы по этому вопросу была создана рабочая группа при администрации Президента, "то статус решения этого вопроса был бы поднят, и это бы разморозило состояние функционирования конституционной юстиции".
Впрочем, без инициативы самих конституционных судей им вряд ли чего-то удастся добиться. Как заметил Юрий Гаврюсов, возглавляющий Конституционной суд Республики Коми, "все проблемы конституционной юстиции заключаются в том, что нас мало -- всего 14, тогда бы не стоял вопрос и о создании административной юстиции, ведь конституционные суды могли бы восполнить этот пробел". Создание судов по административным делам -- это давняя мечта представителей судов общей юрисдикции. Они даже уже разработали соответствующий законопроект и активно лоббируют его в Администрации Президента. Административная юстиция занимается рассмотрением споров граждан с властью, должностными лицами, а также избирательными спорами. И, конечно, эта пограничная структура могла бы значительно усилить позиции любой ветви судебной власти.
Поэтому идея Гаврюсова "перехватить" эту тему у своих противников вызвала необычный интерес у его коллег, конституционных судей. Правда, Валерий Зорькин заметил, что "решение этого вопроса затрагивает много интересов, и потому нужно избрать такой способ движения, чтобы не загробили на самом первом этапе". Впрочем, так далеко некоторые судьи не спешили заглядывать. Например, Талий Беретарь, возглавляющий Адыгейский конституционный суд, пожаловался на то, что в регионах почему-то стали избегать создавать конституционные (уставные) суды, используя написанное в законе слово "можно" как "нельзя". Он пояснил, что "в нашем парламенте даже нет ни одного юриста, и они толкуют слово "могут" как не "будет". Впрочем, опасения глав субъектов Федерации вполне можно понять, ведь еще прошлой осенью Уставный суд города Санкт-Петербурга помешал мэру Владимиру Яковлеву продлить свои полномочия. Естественно, что этот опыт вовсе не стимулирует к созданию конституционных судов, что является прерогативой региональных властей. Поэтому, как считают некоторые эксперты, в Москве, несмотря на все симпатии Юрия Лужкова к Мосгорсуду, ни разу не заходила речь о создании собственного Уставного суда.
В качестве решения проблемы с судами общей юрисдикции Валерий Зорькин предложил своим коллегам из 14 конституционных судов почаще обращаться в Конституционный суд РФ и таким образом подготовить почву для возвращения к теме создания конституционной судебной вертикали. Впрочем, судья Конституционного суда Борис Эбзеев тут же поспешил отклонить все намеки, которые могли быть сделаны в адрес его коллег, подчеркнув, что не сомневается их объективности: "Многие конституционные суды в республиках создавались в период "парада суверенитетов", и их авторы надеялись, что такие суды, не жалея живота своего, будут защищать местные интересы. Хотя они во многом просчитались". Тем не менее в адрес судов общей юрисдикции были сделаны и личные выпады. Так, Талий Беретарь ехидно заметил: "Сегодня Совет судей решает вопросы административной реформы, пока мы тут слишком интеллигентно разговариваем, может быть, нам тоже пора использовать политические аргументы, а не только разговоры". Впрочем, к чему бы ни пришли на вчерашнем заседании конституционные судьи, момент для внесения в Думу соответствующего закона явно не подходящий. Даже проект административной юстиции в тех же судах общей юрисдикции из-за предвыборной кампании придется отложить до следующего года.
Тем временем представители судов общей юрисдикции занимались своими проблемами. Так, выяснилось, что одной из ключевых проблем для этой ветви является чистка рядов. Глава Верховного суда Вячеслав Лебедев заявил: "Мы хотим, чтобы общество не сомневалось в судейском корпусе, чтобы общество доверяло суду и судебной власти". Как выяснилось, в 2002 году были прекращены из-за дисциплинарных нарушений полномочия 60 судей. Это несколько меньше, чем в прошлые годы. Тем не менее, по словам Лебедева, сегодня он призвал Советы судей, чтобы они приняли активное участие в формировании судейского корпуса и в вопросах, связанных с обсуждением дел в квалификационных коллегиях судей, потому что времени на воспитание таких людей нет.
Так же Лебедев рассказал, что теперь суды общей юрисдикции постараются стать максимально открытыми для средств массовой информации. Он пояснил, что если заседание является открытым, то судья обязан разрешить журналисту присутствовать в зале заседания. И тем более пользоваться диктофоном. "Я удивляюсь, когда мне говорят, что есть еще такие судьи, которые не разрешают присутствовать прессе в зале судебного заседания, мы заинтересованы в том, чтобы вы были в процессе", -- заявил глава Верховного суда, обращаясь к журналистам.
Обсуждался на Совете судей и проект кодекса судебной этики, который был подготовлен на основе уже действующего Кодекса судебной чести. В новом своде правил поведения для судьи будет 20 статей вместо 12. Изменения в тексте появились не только благодаря поправкам судей, но из рекомендаций Европейского совета, а также профессиональных норм поведения американских адвокатов.
Но, пожалуй, принципиальной новостью на Совете судей стало намерение судов общей юрисдикции реформировать низшие судебные инстанции. Согласно новому Уголовно-процессуальному кодексу, в ряде случаев гражданин имеет право требовать рассмотрение своего дела тремя судьями. Поэтому в тех районах, где есть только односоставные или двусоставные суды, будет применена новая система. Как заявил Вячеслав Лебедев, "в этом районе будет один суд, но на участке при необходимости рассмотрения дел судьи могут выезжать дополнительно для того, чтобы юрисдикция была более широкой".
Выпуск N 108 (634) от 17 июня 2003 г. [ N 109 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]