[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 104 (630) от 9 июня 2003 г. [ N 103 ] [ N 105 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Государственная дума почти единогласно приняла в первом чтении проект закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", предложенный президентом Владимиром Путиным.
Согласно законопроекту, защита свидетелей ежегодно будет обходиться казне в 735 млн руб., а не в 817 млн, как предлагал комитет по безопасности Госдумы.
Президентский проект закона о защите свидетелей был внесен на рассмотрение в Госдуму во второй половине марта этого года -- вскоре после того как свой проект, работа над которым шла почти год, внес думский комитет по безопасности. В минувшую пятницу Дума рассматривала проект президента. Принципиально от думского варианта он не отличается, разница лишь в нюансах. Например, в президентском проекте под госзащиту берут свидетеля, потерпевшего и его законного представителя, "частного обвинителя", подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, адвокатов, экспертов, переводчиков, понятых, а также осужденных и оправданных. Комитет по безопасности предусматривал охватить защитой еще и "агентов и других лиц, содействующих судопроизводству". Исходя из президентского проекта закона, находящееся под госзащитой лицо в случае смены постоянного места жительства оставляет за собой прежнее жилье. А парламентарии считают, что "подзащитному" необходимо создать равноценные условия на новом месте жительства, а старое жилье должно отойти государству. При этом оба проекта сходятся в том, что решать, кто подпадает под закон о защите, должны суд, прокуратура, органы дознания и следователи, а отвечать за воплощение программы в жизнь придется правительству.
Как следует из президентского проекта, "наиболее затратные и значимые меры безопасности в отношении защищаемых лиц, такие как переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности и изменение места работы (службы) или учебы, применяются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях". Согласно проекту, ежегодно на эту программу будет отпускаться 735 млн руб. Данная сумма сложилась из того расчета, что каждый год по стране к уголовным процессам привлекается в среднем 10 млн свидетелей и потерпевших. Однако более половины из них отказываются от своих первоначальных показаний, еще миллион-два лжесвидетельствуют, и только пять тысяч выступают честно и идут до конца. Вот они-то и нуждаются в защите.
Финансированию подлежит постоянная охрана указанных лиц в течение длительного срока, смена места жительства, внешности и паспортных данных. Уже в этом году на реализацию закона будет потрачено 74 млн руб.: на оборудование квартир охранной и пожарной сигнализацией, замену телефонных номеров, государственных автомобильных регистрационных знаков, на обеспечение спецсредствами индивидуальной защиты (какими именно, не уточняется), связи и оповещения об опасности участников уголовного судопроизводства.
К работе над проектом были привлечены МВД с его профильными НИИ, ФСБ, Минюст, Генпрокуратура, Минфин и Минэкономики. Сама же идея создания программы защиты свидетелей, а заодно "судей и должностных лиц правоохранительных органов" относится к началу 90-х. Однако из-за событий 1991 и 1993 годов она была отложена до лучших времен. Видимо, они уже наступили.
Выпуск N 104 (630) от 9 июня 2003 г. [ N 103 ] [ N 105 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]