[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 101 (627) от 4 июня 2003 г. [ N 102 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
В чем причина резкого сокращения численности спецконтингента? Насколько условия содержания российских подследственных и осужденных приблизились к международным стандартам?
На эти и другие вопросы попытались ответить участники российско-французского коллоквиума по пенитенциарным проблемам, состоявшегося на днях в администрации президента России.
Сегодня даже те критики, кто совсем недавно настойчиво продолжали сравнивать ГУИН с ГУЛАГом, замолчали или вынуждены признать: с 1996 года, когда Россия вступила в Совет Европы, произошли существенные преобразования в уголовно-исполнительной системе (УИС).
Я далек от того, чтобы идеализировать положение дел в российской УИС, - там еще хватает, особенно в СИЗО, немалых трудностей. Но было бы несправедливо выискивать только застарелые "болячки", неизбывные для мест лишения свободы позорные традиции и факты, не замечая работы по "очеловечиванию" тюремных порядков, условий отбывания наказания. А такая работа ведется, и ее почему-то раньше замечают зарубежные, а не российские, специалисты-пенитенциарщики.
Не посвященным в детали "тюремной" реформы напомню, что наиболее существенные изменения в уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство внесены законом N 25-ФЗ от 9 марта 2001 года. Он позволил значительно сузить практику применения меры пресечения в виде содержания под стражей. В качестве альтернативы лишению свободы более широко стал применяться институт направления в колонии-поселения, прежде всего лиц, осужденных за преступления, совершенные по неосторожности.
Сегодня уже можно говорить как о положительном факторе (и это отмечают зарубежные наблюдатели) введении в действие летом прошлого года нового УПК. С тех пор решение об аресте принимает суд, а не прокуратура. Учитывая, что сотни тысяч людей попадают за решетку за кражи, трудно переоценить гуманный характер закона N 133-ФЗ от 31 октября 2002 года. Он снизил максимальный срок наказания за кражи, совершенные впервые и в незначительных размерах. Можно перечислить еще ряд документов, принятых за последние годы, предусматривающих либерализацию уголовной политики в отношении лиц, совершивших малозначительные преступления. Тем самым сохраняются позитивные социальные перспективы для сотен тысяч оступившихся граждан.
Добавьте к перечисленному амнистии, условно-досрочное освобождение, трехлетний эксперимент в восьми регионах России по внедрению в пенитенциарную практику новых видов наказаний, альтернативных лишению свободы, - таких, как штрафы, принудительные работы.
Именно эти факторы и повлияли на сокращение за три года численности контингента в местах лишения свободы на 218 тысяч. Тенденция сохраняется, и через 3 года число осужденных сократится еще примерно на 150 тысяч. Эти намерения лишний раз подчеркивают стремление верховной власти изменить "внутреннюю суть и идеологию тюрьмы". То есть преобразовать пенитенциарные учреждения в своего рода центры социальной реабилитации, где с осужденными работают психологи, представители служб социальной защиты, здравоохранения, образования. В жесткой изоляции от общества должны оставаться лишь убийцы, насильники, разбойники, террористы и другие типы, совершившие тяжкие преступления.
Любопытные цифры обнародовал на встрече с французскими коллегами начальник ГУИН Минюста Владимир Ялунин. Оказывается, из нынешних 870 тысяч содержащихся в местах лишения свободы, половина страдает различными заболеваниями. Из них 77 тысяч - активной формой туберкулеза, 102 тысячи - наркоманией, 72 тысячи - хроническим алкоголизмом, а 236 тысяч - психическими расстройствами. Многие из этих людей совершили преступления, не представляющие социальной опасности.
Что с ними делать: продолжать держать за решеткой, лечить (как и где?), заменить лишение свободы более мягким видом наказания, помиловать? Эти непростые вопросы выходят за рамки полномочий ГУИНа Министерства юстиции. Поэтому решать их придется законодательной и исполнительной властям.
Выпуск N 101 (627) от 4 июня 2003 г. [ N 102 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]