[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 1 (539) от 8 января 2003 года [ N 2 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Но воспользоваться этой гарантией не так-то просто.
Сегодня наши суды представляют собой зачастую печальное зрелище. И дело не в маленьких зарплатах, убогих помещениях, мебели или, например, нехватке оргтехники. Главное в другом - многие суды не соответствуют своему высокому предназначению. Судя по читательской почте, треть жалоб наших подписчиков содержит претензии к служителям Фемиды.
Проведенный нами в нескольких судах Москвы и области своеобразный экспресс-опрос посетителей показал, что примерно для половины заявителей первая попытка сдать заявление в суд заканчивается неудачей. А некоторые вообще лишены возможности просить судебной защиты, поскольку не знают, как это правильно сделать. Ведь самостоятельно составить юридически грамотное обращение в суд сложно. Во всяком случае, для этого не хватит той скудной, часто устаревшей информации, которая размещена в присутственных местах на стендах с образцами документов. Другие граждане просто не в состоянии попасть на прием к судье из-за длительного ожидания очереди и ограничения времени приема.
В редакцию обратился читатель "Труда", который побывал на приеме у федерального судьи в г. Королеве Московской области. Он рассказал, что служительница Фемиды начала с того, что рекомендовала ему обратиться с жалобой в другой суд - по месту нахождения ответчика. Мол, министерские чиновники, действия которых обжалует заявитель, не приедут в загородный суд. В законе же, между прочим, сказано, что неявка надлежащим образом извещенного чиновника в таких случаях не мешает судье принять решение по жалобе.
Кстати, отказ в принятии жалоб и одновременное предложение подать заявление по месту нахождения ответчика очень распространены. При этом, чтобы отвязаться от заявителя, в суде нередко требуют уплатить большую, чем предусмотрено законом по данной категории дел, пошлину или же рекомендуют переделать жалобу в иск.
Вручить такому судье заявление практически невозможно. Расписываться на втором экземпляре, как того требует действующая инструкция по делопроизводству, почти никого не заставишь, а оставлять документы без расписки небезопасно. Где гарантия, что бумаги не окажутся в мусорной корзине? Да и обжаловать такой отказ крайне трудно, ведь он устный и сделан без свидетелей.
Между тем выход есть. Надо только придерживаться нескольких простых правил подачи жалобы в суд:
- составляйте исковое заявление, жалобу только с помощью квалифицированного юриста, тогда судья не сможет отклонить их по причине неверного оформления бумаги;
- передавайте документы через канцелярию или же отправляйте заказным письмом с уведомлением, что еще надежнее. Инструкция определяет, что исковые материалы и заявления, поступившие по почте, после регистрации в журнале входящей корреспонденции не позднее следующего рабочего дня передаются под расписку судьям в соответствии с обслуживаемыми ими зонами или рассматриваемыми категориями дел;
- помните, что не позднее 3 дней после передачи все ваши материалы должны быть возвращены в канцелярию для оформления. В журнале входящей корреспонденции делаются соответствующие отметки о движении заявлений (об отказе в их принятии или оставлении без движения);
- как показывает практика, рассмотрение дела с участием госструктуры в качестве ответчика часто сопряжено с несоблюдением в суде принципов равенства сторон и состязательности судебного разбирательства. Столкнувшись с такими фактами, не оставляйте проступки судей безнаказанными. О каждом таком случае сообщайте не председателю суда, а прямо в квалификационную коллегию судей субъектов Федерации.
Выпуск N 1 (539) от 8 января 2003 года [ N 2 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]