Index Журнал "Индекс"
Международный уголовный суд

Владимир Ойвин

О ПОЗИЦИИ РОССИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПОДПИСАНИЮ РИМСКОГО СТАТУТА МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО СУДА

    На сегодня Римский Статут (Устав) Международного Уголовного Суда (МУС) подписали 95 государств, в числе которых Германия, Франция, Австрия, Финляндия, Канада. Ратифицировало его 7 государств, последним стала Норвегия. Ни Россия, ни США до сих пор его не подписали. В соответствии с ч.1 ст.125 Статута МУС он открыт для подписания до 31 декабря 2000 года. После этой даты к нему можно будет только присоединиться. В случае присоединения к нему, Россия уже не будет входить в число учредителей МУС.
    Какова же сегодня позиция российских официальных структур, в первую очередь МИД РФ? По мнению Правового департамента МИД РФ, некоторые основополагающие положения Статута МУС противоречат не только внутреннему законодательству, но и Конституции РФ. Основное противоречие состоит в том, что ч.1 ст.61 Конституции РФ гласит: "Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству". Таким образом, по мнению МИД РФ, Конституция РФ в случае совершения гражданином России преступления, подпадающего под юрисдикцию МУС, не позволяет выдать его для проведения в отношении него следственных действий структурами МУС. Разрешить это противоречие можно было бы внесением поправки в Конституцию РФ, но этот путь практически неосуществим, поскольку механизм внесение поправок в Конституцию РФ крайне громоздок. В соответствии со ст. 135 внесение любой поправки в 1, 2 и 9 главы Конституции РФ означает разработку новой Конституции и принятие ее либо Конституционным собранием, либо референдумом. В настоящее время МИД РФ пытается найти другие пути разрешения этой коллизии.
    Еще одно противоречие, по мнению МИД РФ, кроется в иммунитете ряда лиц, перечень которых определяется законами РФ, в частности Президента РФ, депутатов Федерального Собрания РФ (Думы и Совета Федерации), судей и др. Разрешить это противоречие легче, чем первое, поскольку для этого требуется внести ряд поправок только в действующие законы, что с точки зрения процедуры гораздо проще. Тем не менее, реальные шансы на принятие таких поправок нынешним и, скорее всего, даже следующим составом Государственной Думы невелики, поскольку депутаты крайне неохотно расстаются со своими привилегиями. Более того, многие из них стремились в Думу именно для того, чтобы приобрести столь вожделенный иммунитет.
    Но существует и иная точка зрения, что никакого противоречия между Конституцией РФ и Статутом МУС нет. Согласно ей трактование МИД РФ ч. 1 ст. 61 Конституции РФ является излишне расширительным. Эта норма запрещает выдачу гражданин РФ только другому государству и не регулирует процесса выдачи их межгосударственным организациям, каковым является МУС. Эта проблема вообще не регулируется в рамках Конституции РФ. В случае необходимости применения к гражданину России процедур, предусмотренных Статутом МУС, и требующих выдачи подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, подпадающих под юрисдикцию МУС - геноцид, преступления против человечности, военные преступления, преступления агрессии - в распоряжение структур МУС, не происходит выдачи гражданина РФ другом государству или высылки за пределы РФ. Он будет выдаваться межгосударственной организации. Запрета на подобное действие Конституция РФ не содержит.
     Вторая коллизия (в отношении иммунитета) разрешается на основе ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которая гласит: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Таким образом, Конституция РФ устанавливает безусловный приоритет международного права над правом внутренним. Например, такой общепризнанной нормой международного права является Статут Нюрнбергского трибунала над гитлеровскими военными преступникам.
    Сам по себе Статут МУС только фиксирует в целостном виде уже существующие общепризнанные принципы и нормы международного гуманитарного права, признаваемые и Россией. На самом деле он не вносит в эти нормы ничего того, что не было бы признаваемо большинством стран в соответствии с международными соглашениями, которые, как уже отмечалось выше, приоритетны по отношению к внутреннему праву. Следует также принимать во внимание, что сама Конституция РФ в соответствии с ч. 1 ст. 15 "имеет высшую юридическую силу", т. е. приоритетна по отношению к любым правовым актам РФ и имеет прямое действие.
    Следует помнить, что МУС становится действующей межгосударственной структурой после ратификации его Статута 60 государствами. Если Россия не изменит своей позиции по отношению к подписанию и ратификации Статута, может сложиться ситуация, когда она сделает еще один шаг к самоизоляции от мирового сообщества и окажется вне столь важного и на сегодняшний день одного из самых актуальных институтов международного права, каким является Международный Уголовный Суд.

    Механизм реализации Международного Уголовного Суда, как и всякий механизм, основанный на межгосударственных соглашениях, связанных с процедурой ратификации, очень инерционен. Можно предположить, что даже процесс подписания и ратификации Статута МУС 60-ю государствами, что необходимо для вступления его в силу, может затянуться на неопределенно долгий срок. В этой связи возникает вопрос: что еще можно сделать, чтобы уменьшить число нарушений международного гуманитарного права?
    Можно предположить, что достаточно значительное количество нарушений международного гуманитарного права объясняется правовой неграмотностью тех, кто потенциально, по роду своей деятельности, могут стать его нарушителями. Нам трудно судить об уровне правового образования западных военнослужащих, но уровень правосознания российских офицеров и генералов, не говоря уже о рядовом составе, ниже всякой критики - практически он нулевой. Об этом свидетельствует хотя бы опыт двух чеченских войн. Незнание закона не освобождает от ответственности, но знание закона может остановить от его нарушения. Именно эту цель преследует нижеследующее предложение.

    ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

    Предлагаю, чтобы правозащитные организации, в первую очередь, Комитеты солдатских матерей, Движение против насилия, Антимилитаристская радикальная ассоциация и др. антивоенные организации выступили с инициативой заключения международной конвенции или договора "О международном контроле знания офицерским составом вооруженных сил, внутренних войск и других военизированных формирований, в том числе и сил, применяемых в чрезвычайных ситуациях, а также солдатами-контрактниками международного гуманитарного права, в первую очередь, правил ведения войны". В случае, если государства располагаю только профессиональными воинскими формированиями, т.н. контрактниками, такому контролю должен подвергаться весь состав воинских формирований. Особо важно, чтобы такой экзамен сдавали все без исключения офицеры, включая генералитет, и руководители всех силовых структур государств при их вступлении в должность, если они гражданские лица.
    Для осуществления контроля должна быть создана международная инспекция, экзаменационные комиссии которой будут принимать специальный экзамен у лиц, подпадающих под действие такой конвенции или договора. Эти комиссии должны состоять из специалистов по международному гуманитарному праву - граждан иностранных государств относительно экзаменуемых. Ежегодно такому экзамену должны подвергаться 20% личного офицерского состава и лиц, служащих по контракту, а также все выпускники военных учебных заведений. Сведения о сданном экзамене должны заноситься в специальную книжку, находящуюся у военнослужащего и в международную базу данных, доступную всем.
    Таким образом, раз в пять лет каждый офицер и контрактник будут проверяться на знание международного гуманитарного права. В случае не сдачи такого экзамена, военнослужащий должен быть временно отстранен от несения воинской службы до его пересдачи. В случае вторичной не сдачи экзамена он подлежит безусловному увольнению из вооруженных сил.
    Как один из вариантов, такая инспекция может быть создана в рамках Международного комитета красного креста, в рамках Комиссариата по правам человека или других структур ООН. Это решение может быть принято в рамках ООН как обязательное для всех ее членов.
    Введение института международного контроля за знанием военнослужащими норм международного гуманитарного права автоматически влечет необходимость серьезного преподавания этого предмета в военных учебных заведениях и военных соединениях, а действительное, неформальное знание этих норм безусловно сократит число преступлений геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений, преступлений агрессии.

См. также:
Россия подписала Римский статут
Международный уголовный суд и Россия

К началу страницы