Главная страница

Неволя

НЕВОЛЯ

<Оглавление номера>>

Борис Пантелеев

Профессиональная защита – не верь, не бойся и вежливо требуй!

Борис Пантелеев, член ОНК СПб., координатор ГУЛАГУ.НЕТ по СЗФО.

Многие заключенные, защищая свои права, не знают элементарных основ процедуры и делопроизводства. Я и мои коллеги, предлагаем основные алгоритмы защиты.

Первое, что следует помнить, – отстаивание своих прав возможно осуществлять лишь тогда, когда каждый из вас сам лично выполняет все законные требования администрации. В случае хотя бы малейшего нарушения режима все попытки заключенного добиться справедливости рухнут в пропасть надзирательского беспредела и двойных стандартов. Можно требовать, чтобы тебя НЕ избивали, но, если перед избиением кто-то выкушал четверть бражки, после вышел на плац и стал кричать, мол, видал я вас там-то и там-то, то ни один прокурор, ни один правозащитник помочь не сможет, даже если спецсредства к нему были применены незаконно. Можно требовать, чтобы тебе платили зарплату нормальную, но, если гражданин начальник точно знает (а он, как правило, знает), что ты, например, купил (не желая заморачиваться какими-то там законами) свидание, пусть тебе и положенное, то этот самый гражданин начальник точно сделает у себя очень четкую зарубочку. То же самое с УДО, например. Заплатил кто-то за то, чтобы его по УДО побыстрее отпустили. А гражданин начальник решил «кинуть» соискателя быстрой и легкой свободы. Обманутый решил написать жалобу. А на что обманутый заявитель может опираться при написании жалобы, если и он сам, и тот, на кого жалуются, знает: все его поощрения купленные?

Является ли требование законным, вы сможете узнать, если найдете в себе силы и умение настоять на том, чтобы сотрудники СИЗО (колонии) ознакомили вас с вашими правами, а именно с Законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых», правилами внутреннего распорядка СИЗО, также с Уголовным кодексом и Уголовно-исполнительным кодексом РФ. Это самый минимум того, что необходимо знать всегда и везде.

Далее рекомендуем завести тетрадку, ручку, запастись бумагой и конвертами и помнить о том, что любой свой шаг, действие, заявление, жалобу, обращение (даже устные) желательно как-либо визуализировать и овеществлять. Обратился кто-то из вас к инспектору по корпусу СИЗО (жилой, производственной зоны) с устной или письменной просьбой, жалобой, заявлением – в тетрадочку, в нее, родимую. Мол, такого-то числа обратился (в соответствии со ст. 21 Закона «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых» или ст. 15 УИК РФ) к такому-то сотруднику с такой-то просьбой, жалобой, заявлением. Спустя такое-то время получен ответ такой-то. Не смущайтесь и не ленитесь все это записывать: человеческая память – штука, как правило, ненадежная.

Отдельный вопрос, если срок ответа на ваши заявление, жалобу, обращение просрочен (что бывает редко, но бывает). Тут уже есть реальные шансы обжаловать неисполнение нормы ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Точнее, п. 1 ст. 12 этого закона, предписывающего любому должностному лицу дать ответ строго в течение месяца. А если в отношении вас как заявителей станут применяться репрессии (не дай бог, но об этом ниже), вы можете воспользоваться и п. 1 ст. 6 этого же закона, запрещающего преследование за критику. Какими бы наивными ни казались наши советы, но в них суть и соль правозащиты вообще и вашей защиты в частности – без борьбы нет победы.

Ссылки на действующие законы и нормативные акты всегда очень кстати. Если вы будете указывать на них и на конкретные статьи, пункты, параграфы, гражданин начальник будет видеть, что вы знаете предмет обращения четко и досконально.

Но вот дальше начинается самое главное. Как только вы вступаете на путь, если можно так выразиться, официальной защиты своих прав на юридическом поле, то сразу встаете на негласный учет в оперотделе или отделе по безопасности и режиму (что конечно же никто и никогда из сотрудников не признает). По причине более чем понятной – система привыкла, что основные методы защиты у заключенных это эмоции, крик, возмущение, нижайшие просьбы. В самом «лучшем» случае – отказы от приема пищи или нанесение повреждений в различных частях тела. Почему я взял слово «лучшем» в кавычки? Да потому что ко всему вышеописанному система давно уже привыкла и научилась противостоять всем этим вскрытиям вен и голодовкам. Единственное, с чем система никак не может совладать (при обязательном условии, что каждый из заявителей прав в том или ином случае) до сих пор – грамотно написанные и поданные заявления-жалобы, длящиеся во времени. Последнее более чем важно.

Мало, явно недостаточно квалифицированно написать то или иное обращение, мало добиться, чтобы обращение было зарегистрировано в установленном порядке с присвоением исходящего номера и отправлено по назначению в установленный законом срок (а не через пару-другую месяцев или вообще прокурору Корзинкину). Мало быть готовым, получив спустя месяц-другой стандартную формальность казенного равнодушия, обжаловать отписку в порядке главы 25 ГПК РФ [ Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. ]. Также недостаточно научиться писать четким, разборчивым почерком, с пробелами между строк, строго по существу вопроса, с описанием пошагового алгоритма предыдущих действий. Мол, такого-то числа послал письмо такому-то, через столько-то времени получил стандартную отписку (с указанием исходящего номера отписки, в идеале – приложив копию отписки) такого-то числа такому-то и т.д. Мол, считаю, что полученный ответ дан мне не по существу, что грубо противоречит духу и букве п.. 1.1 [ Государственный орган… обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение. ] и 1.4 [ Государственный орган… дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. ] ст. 10 Федерального закона № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Полагаю, что проверка проведена поверхностно, не изучены должным образом такие-то мои аргументы, мол, такие-то слова-объяснения тех, на кого жалуюсь не восприняты критически (тут не грех и про круговую поруку, и про коррупцию вспомнить, но очень осторожно), в связи с чем прошу привлечь к ответственности такого-то по ст. 285 УК РФ (см. комментарий к этой статье [ Уголовную ответственность влечет использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы. ]). Всего этого мало и явно недостаточно.

Про испытания и несовершенство закона

Всегда нужно помнить, что после испытания водой и огнем обязательно будет испытание медными трубами. Дело вовсе не в водворениях в карцер или ШИЗО, а то и в избиениях, которые могут продолжаться, хотя вы будете продолжать настаивать на своих жалобах, заявлениях. Каждый из вас может задать себе вопрос в самом начале дистанции: смогу ли я выдержать «искушение пряником» на любом из «этапов большого пути»? Помню, начальник ИК-23 (пос. Ревда Мурманской области) после очередной серии моих жалоб, предложил мне стать… заведующим столовой. Я сразу же согласился, но с маленьким условием-просьбой. Попросил дать мне право отобрать по одному осужденному из каждого отряда, чтобы они на завтрак, обед, ужин могли бы приходить в столовую и наблюдать, что именно из продуктов и как именно закладывается в котел. Странно, но почему-то после этой моей простенькой, маленькой просьбы у начальника колонии не только пропало всякое желание ставить меня во главе пищеблока, но ко мне даже перестали подкатывать блатюки-смотряги, требовавшие, чтобы я их «курсовал» перед отправкой жалоб (согласовывал с ними свои тексты)…

Поэтому, если у вас в камере (секции) стоит телевизор, холодильник, набитый продуктами, подобрались адекватные соседи по камере (секции), никто из сокамерников не пытается выбить из вас явку с повинной, соотрядники не пытаются путем избиений добиться перечисления каких-то сумм на заветный счетец, то есть у вас есть реальные шансы «уйти на УДО», «уйти на поселок», но имеются нарушения в другом и вы задумываетесь о возможном ухудшении в случае написания жалоб, тогда, может быть человека и обождут?

Кстати, про телевизоры и холодильники. В ст. 94 УИК четко прописано право одного осужденного или группы осужденных заказать за свой счет или получить от родственников теле- и аудиоприемники. Другое дело, что статья эта является мертворожденной – норма п. 5 Приложения № 1 ПВР ИУ [ Телевизионные приемники и радиоприемники могут приобретаться только для коллективного пользования и устанавливаться в местах, определенных администрацией. ] (подзаконного акта, призванная лишь уточнять и детализировать вышеуказанную статью) полностью подменяет суть статьи федерального закона – УИК РФ. В законе же «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых» такой нормы не содержится вообще. Лишь говорится, что телевизоры и холодильники выдаются в камеры «по возможности». А вот поди ж ты определи – имеет в данный момент администрация возможность выдать телевизор в камеру или не имеет. Правозащитникам известны случаи, когда на территорию тюремного учреждения даже сотрудников налоговой полиции или представителей Минюста не пускали…

Кроме того, существует инструкция, изданная бывшим директором ФСИН РФ А. Реймером (ныне, правда, пребывающем в СИЗО «Лефортово»), якобы препятствующая коррупции, краткий смысл которой заключается в двух посылах – телевизор, холодильник, иную гуманитарную помощь учреждения могут принимать только от юридических лиц. Второе – эта гуманитарка обязательно обезличивается. Другими словами – вовсе не факт, что после принятия, например, холодильника от родственников заключенного Х администрация обязана передать этот холодильник именно заключенному Х. Ну конечно же кто-то может возразить: а как же ст. 8 УИК РФ, в которой русским по белому записано – «…уголовно-исполнительное законодательство РФ основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, дифференциации наказаний, индивидуального подхода», но это, как говорит известный телеведущий, уже совсем другая история…

Далее, если вы все же решили идти до конца, защищая свое достоинство и свои права, категорически рекомендуем забыть про лагерную субкультуру (насколько это вообще возможно). Чтобы никакие «западло» или воровские понятия не мешали вам в защите ваших прав. Потому, как всегда, не устаю повторять: или права человека, или воровской (черный) ход. Совмещать эти две материи невозможно.

Также рекомендуем запомнить следующие «можно» и «нельзя». При отстаивании своих прав крайне не рекомендуется: повышать голос в разговоре с любым сотрудником, размахивать руками, употреблять ненормативную лексику, перебивать своего оппонента в погонах, тем более угрожать ему. Кстати, о них. Угрозой, в соответствие с диспозицией ст. 119 УК РФ и комментариях к ней, является лишь явно выраженное намерение причинить вред здоровью или жизни. Но среди сотрудников УИС есть немало людей с очень тонкой душевной организацией, для которых обещание вроде «…я на вас жалобу напишу» или «…вы за это ответите» тоже почему-то является угрозой. Поэтому рекомендуется не разбрасываться словами, а просто молча делать дело.

Нежелательно использовать в разговоре жаргонизмы, даже несмотря на то, что многие сотрудники сами этим грешат. Зато очень полезно, например, в каждой своей жалобе писать-ссылаться на то, что все ваши попытки найти понимание среди сотрудников СИЗО (колонии) (а если жалуетесь во ФСИН или Генеральную прокуратуру, то в УФСИН (ГУ ФСИН) региональному прокурору) не дали никакого результата. Пусть четко и однозначно будет видно не ваше стремление к кверулянству [ Непреодолимая сутяжническая деятельность, выражающаяся в борьбе за свои права и ущемленные интересы (зачастую – мнимые или преувеличенные). Кверулянт осуществляет подачу жалоб во всевозможные инстанции, исковых заявлений в суд. Любые принятые решения по этим искам оспариваются. ], но тяга к справедливости и конструктивному решению того или иного вопроса. Соответственно, отсутствие вышеуказанного желания и подхода у местного начальства.

Дополнительный контроль со свободы

Неплохо было бы также заручится поддержкой со свободы. Самыми надежными союзниками вашими являются ваши родственники или друзья. Первый путь у тех, кто на свободе – попытаться достучаться до сердца или разума того или иного начальника, что конечно сложно. Ну, а, если не помогает – жалобы в вышестоящие инстанции. Правозащитники тоже готовы помочь, но у них, как правило, и без того хватает своих «сынов лейтенанта Шмидта», которым нужна помощь. Кроме того, следует помнить, что правозащитники, особенно состоящие в ОНК, ни в следствие, ни в судебное разбирательство не имеют права вмешиваться, да и ресурсов у них на это нет. Ведь одно лишь ознакомление с самым маленьким набором документов (приговор, кассация и ответ на нее, протокол судебного заседания при условии, что все эти документы пришлют правозащитникам) может занять целый день. Как говорил И. Бродский, в тюрьме нехватка пространства компенсируется избытком времени. У правозащитников все наоборот – времени не хватает катастрофически.

Хорошим средством в защите ваших прав является предание гласности тех или иных претензий, обращений в надзирающие инстанции и т.д. Одним из эффективнейших ресурсов являются такие социальные сети, как ГУЛАГУ.НЕТ и НЕТ КОРРУПЦИИ.

Рекомендации для написания жалоб и заявлений, основанные на многолетней работе по обращениям заключенных

Первое правило: любое заявление или жалоба должны быть предельно лаконичны и содержательны. Если «растекаться мыслью по древу» листов эдак на 10–12, да еще в качестве аргументов использовать обороты вроде «я не делал то-то потому, что попросту не способен на такое», то это – бесполезная работа. Наилучший размер любого послания, в котором коротко, но не упуская важных деталей, изложена суть, – две, максимум – три страницы. Или два листа с оборотом (но лучше этого не делать).

Второе правило: обойдитесь без предисловий и вступлений. Только основное: а) каким судом (и судьей) и по какой статье вы были осуждены; б) официальная формула обвинения; в) какие обстоятельства или улики легли в основу обвинения; г) допущенные во время следствия и суда процессуальные нарушения (какие именно, кем или чем это подтверждается); д) какие следственные действия (экспертиза, очная ставка, уличный эксперимент и т.д.) не были проведены или осуществлены с нарушением УПК РФ, какие доказательства не исследованы надлежащим образом; е) в чем именно вы не согласны с выводом суда или следствия; ж) кто из свидетелей защиты или обвинения (бывает, что и они свидетельствуют в пользу подсудимого) не был допрошен и т.д.

Третье правило: пишите сухо. Обращения часто пишут эмоционально: «вопиющая несправедливость», «чудовищное беззаконие», «попрание всех мыслимых и немыслимых конституционных норм». Это очень мешает анализу текста, и также раздражает чиновника, к которому попадает ваше заявление: он работает с такой почтой ежедневно и – с учетом его опыта работы – несколько привык к беззаконию. Такой накал страстей часто производит обратный результат – вызывает подозрения в наигрыше. Поэтому постарайтесь при изложении избегать лирических отступлений, длинных, сложных предложений, неубедительных фактов – сухо, коротко, по существу.

Четвертое правило: что очевидно для вас, для суда или надзирающей инстанции может и не быть столь же однозначным и непреложным. Старайтесь пользоваться строго юридическим стилем, формулируя объективно, избегая категоричных суждений. Например, вместо фразы «…так как свидетели снимали у потерпевшей комнату, то находились от нее в полной зависимости и оболгали меня» лучше написать «…учитывая то, что показания свидетелей Ж. и Б. противоречивы (л. д. такой-то), а также то, что они снимали комнату у потерпевшей Г., можно предположить зависимость свидетелей от потерпевшей, и, соответственно, отнестись к их показаниям критически».

Пятое правило: чиновник – тоже человек. Не нужно «давить на жалость», но постарайтесь изложить вашу проблему максимально искренне. Это может сыграть дополнительную, положительную роль при рассмотрении вашего обращения.

Шестое правило: будьте аккуратны и последовательны. Желательно, как уже говорили выше, завести тетрадь и в ней фиксировать: а) дату отправки и исходящий номер (его обязан сообщать работник спецотдела) каждого послания; б) тему обращения; в) дату и номер ответа на него; г) исходящий номер и дату обращения в следующую инстанцию и т.д. Это может показаться трудоемким, но это - наиболее эффективно! Чиновник в аппарате Верховного суда или Генеральной прокуратуры, увидев четкую аргументацию, знание закона, обозначение, к кому и когда вы обращались из нижестоящих инстанций, отнесется к этой жалобе с чуть большим вниманием.

Седьмое правило: не рекомендуется писать что-либо неразборчивым почерком, бледными чернилами, на желтой или оберточной бумаге. Понятно, что в условиях несвободы зачастую сложно достать нормальные принадлежности для письма. И тем не менее, если вы хотите добиться хоть какого-то результата, а не просто поучаствовать в процессе, постарайтесь эти пожелания соблюдать. С левой стороны листа (на обороте – с правой) следует оставлять поля в 3–4 см для подшивания в папки. Старайтесь писать небольшими абзацами из 5–6 предложений.

<Содержание номераОглавление номера>>
Главная страницу