Главная страница

Неволя

НЕВОЛЯ

<Оглавление номера>>

Тюремные новости

Сколько веревочке не виться…

В начале июня Мосгорсуд до 31 июля оставил под арестом бывшего главу ФСИН России А. Реймера, обвиняемого в хищении трех миллиардов рублей при закупке электронных браслетов. Таким образом, суд отклонил жалобу его адвокатов, которые просили освободить экс-главу ФСИН из-под стражи. Защита просила избрать меру пресечения в виде залога или домашнего ареста, опасаясь, что в условиях СИЗО он может серьезно заболеть, ведь уже за два месяца в заключении состояние его здоровья ухудшилось. Однако диагноз защита называть не стала. «Даже визуально видно, как мой подзащитный похудел, как у него ухудшается состояние здоровья», – отметила адвокат Татьяна Ножкина. По ее словам, следователь не разрешил посещение гражданского врача в СИЗО. Ранее суд арестовал в качестве обеспечительной меры имущество и счета Реймера на 15 миллионов рублей. Также под арестом находятся трое предполагаемых соучастников Реймера: его бывший заместитель Н. Криволапов, директор ФГУП «Центр информационно-технического обеспечения и связи» ФСИН В. Определенов и предприниматель Н. Мартынов [ РИА «Новости». 09.06.2015. ].

Для справки: «Электронные браслеты» применяются для надзора и контроля за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы, а также в отношении подследственных, помещенных под домашний арест. Их начали применять с января 2010 года в отношении осужденных к ограничению свободы. За первые три года через них «прошли» около 30 тысяч человек. Из них лишь 800 не выдержали наложенных на них судом ограничений и отправились в исправительные колонии. С 2013 года браслеты стали применять и для помещенных под домашний арест. В минувшем году по всей России одномоментно использовалось уже более 15 тысяч браслетов. Добавим, что в ФСИН не исключают в дальнейшем применения «электронных браслетов» в самих исправительных колониях для контроля заключенных, склонных к побегу [ Российская газета http://www.rg.ru/2015/02/13/fsin-site.html ].

Главное – безопасность!

Территориальные органы ФСИН России получили более 90 базовых комплектов интегрированных систем безопасности, с помощью которых ведомство надеется снизить риск нападений заключенных на сотрудников тюрем. Всего их установлено 147. По данным ФСИН, в 2014 году число нападений на сотрудников ИУ увеличилось на 8% и составило 187 случаев. Общий же уровень преступности в местах лишения свободы в РФ снизился на 7%, а число побегов – более чем на 13%. Было задержано 165 осужденных, находившихся в розыске за побеги или уклонение от наказания [ РИА «Новости». 05.06.2015. ].

Внесенный в мае в Госдуму правительственный законопроект регламентирует порядок применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия. Если его примут, сотрудникам ФСИН разрешат применять боевые приемы борьбы, если несиловые способы не действуют при пресечении преступлений и нарушений режима содержания, конвоировании и задержании осужденного или заключенного. Кроме того, будет разрешено использование специальных палок, газовых, световых и акустических средств, электрошоковых и светошоковых устройств, служебных собак, «средств сковывания движения», водометов и бронемашин. Таким образом, законопроект исключит действующую сегодня норму о том, что использование водометов и бронемашин возможно только по указанию начальника или заместителя начальника пенитенциарного учреждения с последующим уведомлением прокуратуры. В документе также прописаны основания применения огнестрельного оружия. Его разрешат использовать для защиты от насилия, при освобождении заложников, захваченных зданий, для задержания осужденного и лица, заключенного под стражу, оказывающих вооруженное сопротивление, а также для пресечения побега. Сотруднику ФСИН запрещается применять спецсредства и оружие в отношении женщин «с видимыми признаками беременности», лиц «с явными признаками инвалидности» и несовершеннолетних, когда их возраст «очевиден или известен» (кроме случаев вооруженного группового нападения). Не допускается нанесение человеку ударов спецпалкой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам и в область проекции сердца. Предусматривается, что сотрудники исполнительных учреждений освобождаются от ответственности за вред, причиненный осужденным при применении физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия, если это произошло на законных основаниях [ http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=802242-6 ].

Воздух свободы

В начале июня с просьбой об условно-досрочном освобождении (УДО) обратился пожизненно осужденный экс-милиционер П. Стаховцев, приговор которому был вынесен еще в 1991 году. В случае отказа он станет первым из пожизненно осужденных, кто обратится в Конституционный суд, требуя признать дискриминационными нормы Уголовно-исполнительного кодекса, ограничивающие их право на УДО. Адвокаты господина Стаховцева планируют объединить его жалобу с жалобами других пожизненно осужденных, просивших о досрочном освобождении, – таких кроме Стаховцева уже двое. А скоро станет гораздо больше: в 2013–2014 годах для осужденных, которые когда-то первыми получили пожизненное, истек предусмотренный законом 25-летний срок, после которого появляется право на прошение о замене пожизненного заключения.

Согласно п. 5 ст. 79 Уголовного кодекса (УК) РФ, осужденный на пожизненное заключение может быть освобожден условно-досрочно, если он отбыл не менее 25 лет лишения свободы и не нарушал порядок отбывания наказания три последних года.

В июне 2014 года депутаты от «Единой России» внесли в Госдуму проект поправок к УК РФ, запрещающий пожизненно осужденным ходатайствовать об УДО (пока не рассмотрен). В пояснительной записке сообщалось, что в 1993–1999 годах смертная казнь была заменена пожизненным сроком для 837 осужденных (казни не проводились с сентября 1996 года, но смертные приговоры выносились до 1999 года). Согласно документу, в 2014–2016 годах право на УДО должно появиться у 185 пожизненно осужденных, а до 2028 года – у 1298 человек.

По данным ФСИН на 1 мая 2015 года, в шести исправительных колониях пожизненные сроки отбывают 1914 человек. По статистике судебного департамента при Верховном суде РФ, в 1997–2014 годах к пожизненному заключению были приговорены 1286 человек [ Коммерсант. 05.06.2015. ].

За последние пять лет в России существенно сократилось количество арестантов, отпущенных по УДО. В 2014 году на 170 тысяч соответствующих ходатайств пришлось 54 тысячи положительных решений, то есть 41% от общего числа. В 2010 году добивались желаемого 57% просителей. С тех пор эта цифра год за годом снижалась, что настораживает правозащитников. Одним из самых распространенных поводов для отказа в УДО является наличие ранее совершенных и давно снятых взысканий за незначительные нарушения режима. В таких случаях судьи ссылаются на требование закона о необходимости «анализа поведения осужденного за весь период отбывания наказания». Такая формулировка была введена Верховным судом России еще в 2009 году [ https://www.ridus.ru/news/187577 ].

Воровство процветает

В конце мая консалтинговая компания «Thomson Reuters» опубликовала результаты опроса об основных вызовах и угрозах, с которыми сталкиваются бизнесмены в России, а также об изменениях, происходящих в политике компаний по предотвращению финансовых преступлений. В опросе приняли участие 50 топ-менеджеров крупнейших российских и международных компаний. Как оказалось, 82% опрошенных представителей компаний обеспокоены проблемой мошенничества, 74% – взяточничеством и коррупцией, а 66% – проблемой отмывания денег. В то же время 60% респондентов обеспокоены манипулированием рынком.

Борьба со взяточничеством и коррупцией является самой распространенной инициативой по противодействию финансовым преступлениям, она действует в 76% опрошенных компаний, далее следуют меры по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (74%) и борьба с манипулированием рынка (54%).

Говоря о вызовах в ближайшие 1–2 года, представители компаний выделили необходимость формирования корпоративной культуры и личной ответственности среди рядовых сотрудников (64%), необходимость формирования ответственности у менеджеров среднего звена (42%) и необходимость грубо-командного отношения к подчиненным (38%). Согласно опросу больше всего средств компании инвестируют в обучение сотрудников (58%) и процессы комплаенс (внутреннего аудита) (52%), далее с небольшим отрывом следуют инвестиции в технологии (42%), навыки сотрудников (40%) и в сбор информации по законодательному регулированию (26%) [ http://www.vestifinance.ru/articles/57826 ].

Содержательная сделка

В начале июня группа депутатов во главе с председателем конституционного комитета Госдумы В. Плигиным внесла в парламент законопроект, расширяющий рамки «сделки со следствием». Так, ст. 221 и 317 УПК РФ предлагается дополнить нормами, согласно которым прокурор сможет выносить постановление, отражающее не только содействие обвиняемого в раскрытии своего преступления и изобличении соучастников, но и содействие «следствию в раскрытии и расследовании иных преступлений, не связанных с деянием, за которое обвиняемый привлекается к уголовной ответственности».

Для справки. По данным Судебного департамента при Верховном суде России, за 6 месяцев 2014 года перед судьями по всей стране предстали более 2 тысяч человек, заключивших «сделку». Из них более 1800 человек были осуждены, дела остальных прекращены. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число граждан, подписавших договор со следствием, выросло почти вдвое [ http://www.rg.ru/printable/2014/11/25/sdelka.html ].

У заключившего сделку появится и больше ответственности: законопроект расширяет полномочия прокуратуры при расторжении сделки со следствием в случаях, когда обвиняемый отказывается от данных после соглашения о сотрудничестве показаний или нарушает другие условия сделки. Чтобы суд учел «сделку», гособвинитель должен будет в ходе судебного заседания подтвердить содействие подсудимого следствию, а также разъяснить, в чем именно оно заключалось.

Депутатская инициатива дает возможность не выделять из уголовного дела в отдельное производство материалы в отношении подозреваемого или обвиняемого, заключившего соглашение о сотрудничестве, а рассматривать их в одном процессе вместе с остальными фигурантами. Депутаты считают, что единое уголовное дело для всех подследственных, в том числе пошедших на сделку с правосудием, должно стать правилом. Иначе могут возникать противоречия между доказательствами и итогами процесса по упрощенной процедуре над заключившим сделку и полноценного состязательного процесса над его сообщниками [ ИА «РБК». 09.06.2015. ].

Отметим, что соглашение о признании вины действует в США, Англии, Индии, Италии, Франции, Эстонии, Израиле и Грузии. Согласно процедуре сделки обвиняемого и защитника с обвинителем, в обмен на признание обвиняемым своей вины в менее тяжком преступлении обвинитель отказывается от тщательного исследования обстоятельств дела и от поддержания обвинения в более тяжком преступлении. В июне 2009 года в Уголовный кодекс РФ и УПК РФ были внесены изменения, предусматривающие введение нового института «досудебных соглашений о сотрудничестве». При заключении досудебного соглашения о сотрудничестве стороны обвинения и защиты согласовывают условия ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий после возбуждения дела или предъявления обвинения. В случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве при наличии явки с повинной, активного способствования расследованию преступлений, изобличению соучастников преступления срок или размер назначенного наказания не могут превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного УК.

Понятия вне закона

В Европейский суд по правам человека поступила жалоба от россиянина, осужденного на 8 лет колонии строгого режима. Он предъявил иск к России ввиду процветания в местах заключения так называемой жизни «по понятиям», когда людей делят на касты и создают тем, кто находится внизу, невыносимые условия. Из жалобы заключенного следует, что на июнь 2011 года в колонии отбывали сроки наказания 900 заключенных. Из них 32 человека были «опущенными» («обиженными»). Находящиеся в низших кастах вынуждены заниматься уборкой туалетов, спать на плохих местам, им запрещается прикасаться к вещам и еде других заключенных, они не могут хранить свои продукты в холодильнике и разогревать себе пищу. Также считается, что они вынуждены оказывать сексуальные услуги другим заключенным. За отказ следовать «воровским» традициям их избивают, насилуют или даже убивают. От клейма «опущенного» невозможно избавиться. Даже если заключенного переводят в другую колонию, он обязан раскрыть свой статус или его ждет наказание.

Жалоба принята к рассмотрению, при этом уже в российские властные органы поступил запрос от суда о бесчеловечном обращении с этим заключенным и о работе по искоренению системы «понятий» в исправительных учреждениях. В ЕСПЧ отметили, что с подобными проблемами сталкиваются и заключенные в других постсоветских государствах (упоминаются Молдавия и Латвия). В частности, в тюрьме Екабпилса «опущенных» принуждали к проституции, причем платой за секс становилась чашка чая или сигареты. А одного «неприкасаемого» заключенные забили насмерть: мужчина умер от потери крови и внутреннего кровоизлияния [ http://www.bbc.com/russian/rolling_news/2015/06/150601_rn_echr_russia_jail ].

Непредвиденный рост

В январе–мае 2015 года в России было зарегистрировано 944,1 тыс. преступлений, или на 2,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 53 субъектах РФ, снижение – в 30. Значительная часть (42,5%) преступлений регистрируется в республиканских, краевых и областных центрах – всего 393 тыс., пятая часть (21%) – в сельской местности, где зарегистрировано 193,8 тыс. преступлений. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в общей структуре преступности сократился с 25,2% до 24,4%.

В результате преступных посягательств погибло 13,9 тыс. человек, здоровью 20,8 тыс. человек причинен тяжкий вред. На сельскую местность приходится 39,4% погибших (5,5 тыс. чел.), на города и поселки, не являющиеся центрами субъектов Федерации, – 35,5% лиц, здоровью которых причинен тяжкий вред (7,4 тыс. чел.). Ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 133,02 млрд руб., что на 4,5% больше аналогичного показателя прошлого года. Причем более половины ущерба (58,7%) приходится на преступления, зарегистрированные в центрах субъектов РФ.

Почти половину всех зарегистрированных преступлений (43,4%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем кражи, грабежа и разбоя. Каждая четвертая кража (25,9%), каждый двадцать первый грабеж (4,7%), и каждое тринадцатое разбойное нападение (7,6%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище.

В результате деятельности правоохранительных органов было выявлено 438,8 тыс. лиц, совершивших преступления (+3,5%), удельный вес лиц без постоянного источника дохода вырос с 65,9 до 66,3%, а удельный вес ранее судимых лиц, наоборот, уменьшился с 31,3 до 29,5%.

Каждое второе (53,7%) расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, почти каждое третье (30,6%) – в состоянии алкогольного опьянения, каждое двадцать первое (4,8%) – несовершеннолетними или при их соучастии.

Организованными группами и преступными сообществами совершено 6,1 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений, а их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этих категорий уменьшился с 5,6 до 5,4%.

Иностранными гражданами и лицами без гражданства было совершено 20,1 тыс. преступлений (+3,1%), в том числе гражданами государств-участников СНГ – 17,5 тыс. преступлений (+3,8%), а их удельный вес составил 86,8%.

Составил А.Н. Сухаренко,
директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (Владивосток)

<Содержание номераОглавление номера>>
Главная страницу