Главная страница

Неволя

НЕВОЛЯ

<Оглавление номера>>

Положение в местах заключения, акции протеста, хроника нарушений в местах заключения (май – июнь 2013 года)

Омск

13 мая 2013 года

В Омске не утихают скандалы, связанные с исправительными колониями. На этот раз обвинения в пытках звучат в адрес руководства ИК-7 и Следственного изолятора № 3 Омского управления ФСИН. В сети видеохостинга Youtube появилась запись, на которой гражданин, назвавшийся Русланом Губановым, сообщает о пытках, которым подвергаются заключенные в омских ИК-7 и СИЗО-3. Согласно словам Губанова, он находился в месте лишения свободы с 2008 по 2013 год. Первым местом, куда он попал, было СИЗО-3, там в отношении его применяли «дыбы, пакеты и пытки электричеством», далее автор обращения был переведен в ИК-7, где, по его словам, также применялись пытки и избиения. Далее он перечисляет причины, из-за которых наносились побои. Так, физическому насилию можно было подвергнуться за ответ в неправильной форме – вместо «да» или «нет» нужно было отвечать «так точно» и «никак нет».

Поименно перечисляя своих обидчиков, Руслан Губанов назвал подполковника Алексея Шмальца и майора Александра Линника из СИЗО-3. В ИК-7 – начальника управления Сергея Карючина.

Видео стало широко обсуждаться, и руководству ИК-7 и СИЗО-3, скорее всего, стоит ждать проверок.

Впрочем, предыдущие проверки заканчивались ничем. Так, после похожего скандала в ИК-6 региональный следственный комитет провел проверку по коллективной жалобе родственников одного из заключенных о его жестоком избиении. По результатам проверки было установлено, что гражданин, заявивший об избиении, в действительности получил травмы после несчастного случая.

Добавим, что в адрес сотрудников СИЗО-3 Алексея Шмальца и Александра Линника также уже звучали обвинения в избиениях. В 2011 году об этом сообщал предприниматель Александр Курмилев в видеообращении. Впрочем, и тогда по всем жалобам и заявлениям прокуратура вынесла постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, так как в ходе проверки были опрошены сотрудники СИЗО-3, и факты не подтвердились.

Волгоградская область

15 мая 2013 года

Начальник УФСИН по Волгоградской области Сергей Клюй подозревается в расходовании бюджетных средств на аренду двухкомнатной квартиры в центре Волгограда, которая использовалась для проживания его семьи. Согласно результатам доследственной проверки, в результате ФКУ ИК № 5, из средств которой оплачивалась квартира для начальника, причинен ущерб в размере 660 тысяч рублей. В настоящий момент решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

В ходе предварительной проверки, проведенной управлением ФСИН России, был выявлен факт злоупотребления и превышения должностных полномочий со стороны Сергея Клюя. Согласно материалам проверки, с 9 апреля 2009 года по декабрь 2011 года администрация ФКУ ИК №5 УФСИН России по Волгоградской области в лице начальника Никогоса Авакяна арендовала двухкомнатную квартиру, расположенную в Волгограде на улице Мира, для проживания начальника УФСИН России по Волгоградской области Сергея Клюя и его семьи. Стоимость аренды составляла 20 тысяч рублей в месяц. Всего же за период его проживания в арендованной квартире исправительной колонии № 5 был причинен ущерб в размере 660 тысяч рублей. Данные средства были предназначены на бытовое производственное обеспечение исправительной колонии.

Начальник исправительной колонии № 5 заключал договоры аренды квартиры не по собственной инициативе, а во исполнение указания вышестоящего руководства УФСИН России по Волгоградской области.

На данный момент материалы проверки направлены в СУ СКР по Волгоградской области для решения вопроса об уголовном преследовании должностных лиц УФСИН России по Волгоградской области по статьям 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» и 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». 

Помощник волгоградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Дмитрий Наумов подтвердил факты, раскрытые в ходе проверки, однако что-либо комментировать отказался. В СУ СКР по Волгоградской области от комментариев пока также воздержались. <…>

В пресс-службе УФСИН по Волгоградской области, в свою очередь, признают наличие отдельных финансовых нарушений, но утверждают, что они уже полностью устранены.

«В апреле – мае 2012 года при проведении ревизии ФСИН России финансово-хозяйственной деятельности УФСИН России по Волгоградской области были выявлены отдельные финансовые нарушения при оплате за аренду жилых помещений в период с апреля 2009 по 2011 год включительно на сумму 660 тысяч рублей для сотрудников УФСИН России по Волгоградской области, переведенных по службе из других регионов и не имеющих жилья на территории Волгоградской области, – сообщили в ведомстве. – Жилье арендовалось за счет чистой прибыли, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, что соответствует действующему законодательству.

Данный вопрос подробно проверялся специалистами ФСИН России, и в августе 2012 года получено разъяснение о том, что при аренде жилого помещения стоимость коммунальных услуг должна оплачиваться проживающим в арендованном помещении сотрудником в полном объеме. Вся сумма за коммунальные услуги была возмещена, и денежные средства перечислены в доход федерального бюджета».

Иркутская область

18 мая 2013 года

Из колонии строгого режима под Иркутском в ночь на субботу сбежали четверо заключенных. ЧП произошло в колонии № 19 в поселке Марково: трое убийц и осужденный за разбой сделали подкоп под основное ограждение и скрылись.

По данным ведомства, их отсутствие было обнаружено сегодня в 8.00 местного времени.

Полиция и ФСИН ведут их активный розыск, объявлен план перехвата «Вулкан-5». На сайте областного ГУ МВД опубликованы особые приметы сбежавших.

Свердловская область

30 мая 2013 года

В Фонд «В защиту прав заключенных» поступила информация от свердловского правозащитника Алексея Соколова о том, что в ИК-46 года Невьянска Свердловской области ситуация на грани бунта.

Согласно полученной информации, в ночь с 29 на 30 мая «активистами»* были жестоко избиты двое осужденных, которые затем забаррикадировались в отряде № 7 и никого к себе не подпускали.

Утром 30 мая осужденные из шести отрядов отказались от приема завтрака в знак поддержки избитых осужденных, против систематических избиений осужденных «активистами» по указанию сотрудников администрации.

Осужденные вывесили плакаты с требованиями смены руководства колонии № 46 и встречи с представителями ОНК и прокуратуры.

Свердловские правозащитники Алексей Соколов и адвокат Роман Качанов неоднократно посещали ИК-46 для встречи и оказания осужденным правовой помощи, однако  руководство учреждения чинило им препятствия, отказывало в свиданиях, у адвоката Качанова незаконно изымались личные вещи.

Следует пояснить, что активисты – это осужденные, приближенные к администрации учреждения, наделенные командно-распорядительными функциями и выполняющие указания сотрудников администрации, как правило, совершающие противоправные действия в отношении других осужденных.

Ранее «активисты» могли существовать легально, под видом самодеятельных организаций, которые были упразднены приказом Минюста в 2009 году.

ФСИН отрицает существование на данный момент «активистов», однако фактически они продолжают существовать и совершают преступления в отношении других осужденных (пытки, вымогательства, изнасилования и пр.).

Челябинская область

11 июня 2013 года

Челябинское ГУ ФСИН призвало «Молодую гвардию Единой России» для отвлекающего маневра по поводу событий в колонии-поселения при ИК-6, что в городе Копейске.

Сайт Челябинского ГУ ФСИН извещает, что «в исправительной колонии № 6 и на участке колонии-поселения ГУ ФСИН России по Челябинской области проведена внеплановая проверка. В подразделение выехала комиссия в составе членов общественной наблюдательной комиссии Андрея Власова и Елены Сыркиной, общественного совета при ГУ ФСИН области Ольги Груздевой, общественного помощника уполномоченного по правам человека в Челябинской области Елены Чертовой и руководителя регионального отделения Всероссийской общественной организации ''Молодая гвардия Единой России'' Вадима Тропина… Проведены беседы с осужденными. Каких-либо жалоб и заявлений не поступало».

Местные правозащитники поражены таким разворотом событий. Челябинская правозащитница Валерия Приходкина возмущена: «Сильно странно видеть “Молодую гвардию” в роли правозащитников. Им более привычна роль в лыжах по асфальту и в обезьяньих мордах прыгающих перед оппозицией! И чего потянуло-то в казематы? Опять легитимизируем тиранов, узурпаторов и вертухаев?»

Другая правозащитница, Оксана Труфанова, заявляет, «Правозащитников на территорию колоний Челябинский пенитенциарный главк не пускает, а “Молодую гвардию Единой России” – пожалуйста».

Правозащитники также сомневаются, что МГЕР имеет в своих уставных целях защиту прав заключенных и оказание правовой помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы.

Валерия Приходкина и Оксана Труфанова поделились этими событиями в ФБ и после опубликования критики в адрес новоявленных «правозащитников» на телефонный номер Оксаны Труфановой начали поступать прямые угрозы такого содержания: «Видимо сучка ты не поняла по хорошему готовься тогда к празднику за молодую гвардию и единую Россию ответишь». Пунктуация сохранена, сообщает Оксана Труфанова.

По поводу этих угроз Оксана обратилась с заявлением в ФСБ России. Спустя некоторое время Оксана получила новое смс-сообщение: «Мразь ты о каком ф с б говоришь а за холопов в погонах ответишь по закону». Пунктуация также сохранена! «Видимо, фейсбук мой читает», – сообщает Оксана.

СМС-угрозы Оксана Труфанова воспринимает реально и думает временно покинуть Челябинскую область.

Печально одно, что в Челябинском ГУ ФСИН до сих пор применяют угрозы в адрес людей, которые защищают права человека в местах принудительного содержания.

Адыгея

13 июня 2013 года

Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Адыгея завершено расследование уголовного дела в отношении начальника центра 2-й категории центрального бюджетного учреждения «Центр инженерно-технического обеспечения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея» (далее ФБУ «ЦИТО УФСИН России по РА») 44-летнего Игоря С. Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата вверенного имущества с использованием своего служебного положения в крупном размере).

Следствием установлено, что 10 декабря и 17 декабря 2010 года С., являясь должностным лицом, зная о том, что работы по установке и монтажу автоматизированной противопожарной сигнализации и системы оповещения людей в ФБУ «ЛПУ-5 УФСИН России по Республике Адыгея» и ФБУ «КП-3 УФСИН России по Республике Адыгея» ООО «Стражсервис» не выполнены, действуя умышленно, используя свое служебное положение, подписал акты приемки выполненных работ. После этого произвел оплату за невыполненные работы по установке и монтажу автоматизированной противопожарной сигнализации и системы оповещения людей на сумму более 800 тысяч рублей.

Следствием собрана достаточная доказательная база. Уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу.

Нижний Новгород

4 июня 2013 года

Вечером 4 июня 2013 года в нижегородскую Общественную наблюдательную комиссию стали поступать сообщения о массовом применении насилия в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии № 1 ГУ ФСИН РФ по Нижегородской области (поселок Сухобезводное). Для проверки этой информации члены ОНК с 5 по 10 июня выезжали в эту колонию.

В ходе посещений были опрошены несколько десятков осужденных, из которых более 20 человек сообщили о том, что днем 4 июня сего года сотрудники ИК-1 вместе с сотрудниками подразделения специального назначения ГУ ФСИН проводили обыски в помещениях штрафного изолятора, помещениях камерного типа и в нескольких отрядах, включая отряд строгих условий отбывания наказания. По словам опрошенных, при проведении обысков сотрудниками спецназа без каких-либо законных оснований применялась физическая сила. Некоторые осужденные были выведены из своих отрядов, препровождены в помещение ШИЗО и ПКТ, где сотрудники спецназа продолжили их избивать. Осужденных раздевали догола, оскорбляли и, избивая, заставляли кричать громко вслух: «Я – мразь!», «Я – чмо!», «Я – пид..р!». Кроме того, заставляли кричать различные речевки на тему прославления колонии, режима, начальства колонии. Некоторые осужденные сообщили представителям ОНК, что им на голову надевали пакеты, перекрывая таким образом доступ воздуха. В нескольких заявлениях сообщается об угрозах сексуального насилия. Тех, кто падал без чувств, обливали водой и снова били. Некоторые осужденные сообщили, что в отношении них избиения продолжались также 5 и 6 июня.

Членами ОНК с помощью фото- и видеоаппаратуры были зафиксированы многочисленные гематомы и ссадины на телах осужденных. При этом осужденные сообщили, что им не оказывалась медицинская помощь. Напротив, их заставляли написать заявления об отказе от прохождения медицинского освидетельствования. Члены ОНК незамедлительно, получив письменное разрешение от осужденных, ознакомились с их личными карточками в медсанчасти и с «журналом травматизма». На тот момент никаких записей о наличии, либо об отсутствии телесных повреждений в этих учетных документах не было, что также было зафиксировано при помощи фотоаппаратуры.

Сами сотрудники учреждения в беседе с членами ОНК категорически отрицали применение физической силы и сообщили, что все это является тщательно подготовленной провокацией, а наличие телесных повреждений было объяснено тем, что осужденные нанесли их себе сами, что также являлось частью спланированной провокации. Однако никаких доказательств того, что заявления осужденных являются ложными, администрация членам ОНК не предоставила, сославшись на то, что информация «оперативная». Также было отказано в предоставлении и даже в демонстрации видеозаписей с камер наблюдения, расположенных в местах предполагаемого избиения, что, по мнению членов ОНК, могло бы снять все вопросы. Кроме того, члены ОНК отметили, что видеокамера в коридоре ШИЗО была развернута к стене.

Особое недоумение вызвал и тот факт, что, несмотря на достаточные данные, указывающие на признаки преступления в течение целой недели после обращений осужденных в ОНК и после появления информации в сети Интернет, с заявителями беседовали только члены ОНК и сотрудники ГУ ФСИН. Ни прокурор, ни следователи Следственного комитета с осужденными даже не встречались. 

Анализ собранных на настоящий момент материалов позволяет сделать вывод, что факт применения незаконного насилия в отношении осужденных неустановленными сотрудниками ГУ ФСИН по Нижегородской области, подтвержден. В настоящее время члены ОНК продолжают вести независимое общественное расследование и документировать все факты и обстоятельства случившегося. Все собранные материалы по окончании расследования будут переданы в органы Следственного комитета для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Расследование, которое проводит нижегородская ОНК, на настоящий момент не окончено, и мы считаем преждевременным сообщать все подробности случившегося, однако в связи с тем, что на некоторых интернет-ресурсах появилось много информации о произошедшем в ИК-1 инциденте, в том числе недостоверной и носящей спекулятивный характер, считаем необходимым сообщить, что, хотя осужденные действительно были подвергнуты насилию, информация о тяжком вреде здоровью не подтвердилась. На настоящий момент им уже оказана медицинская помощь. В настоящее время мы информируем родственников осужденных, контакты которых нам известны, о ситуации в колонии и о фактическом состоянии здоровья пострадавших.

По окончании расследования ОНК опубликует его результаты и совместно с МРОО «Комитет против пыток» будет оказывать юридическую помощь пострадавшим.

Рабочая группа ОНК по Нижегородской области

Омская область

17 июня 2013 года

В Общественную палату поступило обращение от правозащитников о сложной ситуации в исправительной колонии № 7 Омской области. В обращении со слов осужденных, адвокатов и недавно освободившихся граждан из ИК-7 УФСИН по Омской области сообщается, что в колонии на днях были жестоко избиты и покалечены 26 осужденных, у стен колонии стали собираться обеспокоенные родственники осужденных.

«Мы в курсе событий, которые происходят в ИК-7 Омской области. Представители омской общественной наблюдательной комиссии уже выехали на место событий. Как только мы получим от них отчет, мы тут же поделимся этой информацией», – сообщила член Общественной палаты РФ Мария Каннабих.

<Содержание номераОглавление номера>>
Главная страницу