Главная страница

Неволя

НЕВОЛЯ

<Оглавление номера>>

Юрий Александров

Юридический практикум

Новое в законодательстве

При исправительных учреждениях и следственных изоляторах могут создаваться транзитно-пересыльные пункты, предназначенные для временного содержания осужденных, перемещаемых к месту отбывания наказания либо из одного места отбывания наказания в другое (Федеральный закон от 03.05.2012 № 45-ФЗ «О внесении изменения в статью 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»).

Установлено, что в таких транзитно-пересыльных пунктах осужденные должны содержаться на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, назначенном приговором или определением суда либо постановлением судьи, и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 2 ст. 76 УИК РФ (в частности, раздельное содержание мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, осужденных, больных открытой формой туберкулеза или не прошедших полный курс лечения венерического заболевания и здоровых осужденных).

Предельный срок содержания в транзитно-пересыльных пунктах составляет не более 20 суток.

К задачам уголовно-исполнительных инспекций отнесен контроль за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов или ограничений (Постановление Правительства РФ от 23.04.2012 № 360 «О некоторых вопросах деятельности уголовно-исполнительных инспекций»).

Установлено, что уголовно-исполнительные инспекции являются учреждениями, исполняющими уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества, а также меру пресечения в виде домашнего ареста.

Инспекции будут вести учет лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, и разъяснять лицам, в отношении которых избрана данная мера пресечения, условия ее исполнения.

Уточнен порядок выдачи судебных дел для ознакомления в помещении суда (Приказ Судебного департамента при Верховном cуде РФ от 24.04.2012 № 91 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов и Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде»).

Установлено? в частности, что заявителям и другим заинтересованным лицам по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений, судебные дела выдаются для ознакомления по общему правилу, то есть при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а их представителям, защитникам – также доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства.

Прокурорам необходимо предъявлять служебное удостоверение (ранее – удостоверение личности), а иным должностным лицам при наличии законного основания – мотивированный письменный запрос.

Предоставление администрацией места содержания под стражей платных услуг защитнику по копированию материалов уголовного дела (Постановление Правительства РФ от 23.04.2012 № 361 «О порядке предоставления администрацией места содержания под стражей защитнику по его требованию платных услуг по копированию материалов уголовного дела и об установлении тарифов на эти услуги»).

Установлено, как администрация места содержания под стражей оказывает защитнику по его требованию платные услуги по копированию материалов уголовного дела. Данные услуги предоставляются в специально оборудованном помещении места содержания под стражей. При этом выдаются расходные материалы надлежащего качества, необходимые для копирования.

Для получения услуги защитник в администрацию подает соответствующую заявку, где указывается количество страниц, подлежащих копированию, а также необходимое число копий. К ней прилагается платежный документ, подтверждающий оплату.

Форму заявки утверждают для соответствующих мест содержания под стражей Минюст России, МВД России, Минобороны России и ФСБ России.

Материалы уголовного дела копируются в присутствии представителя администрации. Последний обеспечивает сохранность копировально-множительной техники и контролирует соответствие количества снимаемых копий указанному в заявке.

Если материалы скопированы в меньшем объеме, чем было заявлено, администрация возвращает защитнику денежные средства.

Тариф установлен в размере 4 руб. за копирование 1 страницы документа.

С 1 января 2013 года осужденные к принудительным работам лица, работающие по трудовым договорам, должны быть застрахованы в системе обязательного социального страхования в установленном порядке (Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 № 464 «О порядке обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осужденных к принудительным работам, привлеченных к труду»).

Постановлением Правительства РФ определено, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании...».

В процедурах, связанных с оформлением усыновления, установления опеки и попечительства, временной передачи детей на воспитание в семью, будут шире использоваться информационные технологии (Постановление Правительства РФ от 12.05.2012 № 474 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью»).

Установлено, что соответствующие заявления в орган опеки и попечительства граждане смогут подавать не только лично, но и с использованием федерального или регионального портала государственных и муниципальных услуг либо через официальный сайт органа опеки и попечительства. Заявления могут подаваться также через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии.

Документы, подтверждающие наличие у заявителей необходимых доходов, подготовки, жилищных условий, отсутствие судимости и т.д., запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного электронного взаимодействия, процедура которого подробно регламентирована (некоторые документы граждане в последующем должны самостоятельно представлять в оригинале).

Кроме этого, уточнены факты уголовного преследования, наличие которых является основанием для отказа гражданину в усыновлении (удочерении) ребенка либо временной передаче его на воспитание в семью. Установлено, что усыновителями или воспитателями не могут быть лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления. Ранее в актах Правительства РФ, так же как и в Семейном кодексе РФ, в который аналогичное уточнение было внесено ранее, упоминалась только «судимость за умышленные преступления против жизни или здоровья граждан».

Дополнен перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ (Постановление Правительства РФ от 18.05.2012 № 491 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»).

В частности, в раздел «Наркотические средства» списка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами РФ (список I), включены: «АМТ (альфа-метилтриптамин)» и его производные, за исключением производных, включенных в качестве самостоятельных позиций в перечень; «(Нафталин-1-ил)(4-пентилоксинафталин-1-ил)метанон» и его производные, за исключением производных, включенных в качестве самостоятельных позиций в перечень.

В раздел «Психотропные вещества» списка наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список II), включена позиция «Модафинил [((дифенилметил)сульфинил)ацетамид]».

Данные дополнения также внесены в крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей ст. 228, 228.1, 229 и 229.1 УК РФ РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.02.2006 № 76.

Две новые позиции добавлены и в Список прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список IV).

На сайте Минюста России будет публиковаться список негосударственных центров бесплатной юридической помощи (Указ Президента РФ от 25.05.2012 № 742 «О внесении изменений в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313»).

Поправками, внесенными в Положение о Минюсте России, конкретизированы функции данного ведомства в сфере оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения. Установлено, в частности, что Минюст России: участвует в разработке проектов нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам развития и функционирования системы бесплатной юридической помощи; координирует деятельность участников этой системы; осуществляет методическое обеспечение деятельности органов государственной власти (местного самоуправления) по данным вопросам и проводит мониторинг их деятельности; ежегодно подготавливает и публикует в средствах массовой информации доклад о реализации государственной политики в указанной сфере; устанавливает единые требования к качеству оказываемой бесплатной юридической помощи; ведет список негосударственных центров бесплатной юридической помощи и размещает его на своем официальном сайте в сети Интернет.

Увеличен размер вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда (Постановление Правительства РФ от 25.05.2012 № 515 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).

Изменениями, внесенными в постановление Правительства РФ от 04.07.2003 № 400, установлено, что размер вознаграждения за 1 день участия составит: с 1 июля 2012 года – не менее 425 рублей и не более 1200 рублей, а за день, являющийся нерабочим или выходным, и в ночное время – не менее 850 рублей и не более 2400 рублей; с 1 января 2013 года – не менее 550 рублей и не более 1200 рублей, а за день, являющийся нерабочим праздничным или выходным, и в ночное время – не менее 1100 рублей и не более 2400 рублей.

Размер вознаграждения адвоката ежегодно будет увеличиваться в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен) одновременно с увеличением должностных окладов судей РФ. Решение об этом будет принимать Правительство РФ начиная с 2014 года.

Также внесено уточнение в Правила оказания адвокатами юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.07.2005 № 445. Предусмотрено, что при оказании адвокатами юридической помощи военнослужащим вознаграждение адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда, определяется в размере, установленном постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 400.

Суды разъясняют…

Имеет ли право судья, высказавший до окончания уголовного дела свою позицию о виновности или невиновности подсудимого, участвовать в дальнейшем рассмотрении дела?

КС РФ, указав на необходимость обеспечения беспристрастности и независимости судей при рассмотрении ими уголовных дел (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ), признал недопустимым принятие как ими самими, так и вышестоящими судебными инстанциями решений, предопределяющих в той или иной мере выводы, которые должны быть сделаны судом по результатам рассмотрения находящегося в его производстве уголовного дела. Высказанная судьей в процессуальном решении до завершения рассмотрения уголовного дела позиция относительно наличия или отсутствия события преступления, обоснованности вывода о виновности в его совершении обвиняемого, достаточности собранных доказательств определенным образом ограничивала бы его свободу и независимость при дальнейшем производстве по делу и постановлении приговора или иного итогового решения.

В силу приведенной правовой позиции судья в таких случаях не должен участвовать в дальнейшем рассмотрении уголовного дела, с тем чтобы не ставить под сомнение законность и обоснованность решения, которое будет принято по этому делу в конечном счете. Тем более не должен участвовать в рассмотрении уголовного дела судья, который ранее принимал решения по вопросам, вновь ставшим предметом судебного разбирательства. В такого рода случаях недопустимость повторного участия судьи в судебном заседании по тем же вопросам не зависит от того, было или не было отменено вышестоящим судом принятое с его участием решение.

Этот вывод в полной мере распространяется на судей, принимавших участие в рассмотрении уголовного дела в суде надзорной инстанции, поскольку в силу требований ст. 409 УПК РФ в системной связи с его ст. 379 проверка законности и обоснованности итогового судебного решения предполагает обязанность суда надзорной инстанции установить с учетом оснований и доводов жалобы (представления прокурора), соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом решении выводов, соответствуют ли выводы суда, изложенные в приговоре, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен уголовный закон, имелись ли у суда достаточные доказательства для постановления приговора, не осталось ли в деле неустранимых сомнений, справедливо ли назначенное судом наказание, а следовательно, высказать свое мнение по существу рассматриваемой жалобы (представления).

Именно этими обстоятельствами обусловлен содержащийся в ст. 63 УПК РФ запрет на участие в рассмотрении уголовного дела в суде первой или второй инстанции судьи, принимавшего участие в рассмотрении данного дела в порядке надзора.

(Определение КС РФ от 1 марта 2012 г. № 426-О-О)

Допускается ли уголовная ответственность за невиновное причинение вреда?

Согласно принципу вины, закрепленному ст. 5 УК РФ, объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается; лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.

(Определение КС РФ от 22 марта 2012 г. № 475-О-О)

Противоречат ли Федеральному закону «О персональных данных» положения абзаца 11 пункта 34 ПВР ИУ (проверки наличия осужденных на общем построении путем количественного подсчета и пофамильной переклички) и приложения № 3 к ПВР ИУ (содержит образцы и описание образцов нагрудных и нарукавных отличительных знаков для осужденных) в смысле нарушения конфиденциальности персональных данных?

Федеральный закон «О персональных данных», регулируя отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными, муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, устанавливает обязанность операторов и иных лиц, получивших доступ к персональным данным, не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

УИК РФ в статье 10 устанавливает, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).

УИК РФ возлагает на администрацию исправительного учреждения обязанность по обеспечению осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 4 ст. 82).

Закрепленная в абзаце 11 пункта 14 ПВР ИУ обязанность осужденных носить одежду установленного образца с нагрудными и нарукавными знаками, где указывается фамилия, инициалы осужденного и номер отряда (отделения), соответствует требованиям федерального законодателя, осуществлено Министерством юстиции Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему законом, и не может рассматриваться как разглашение исправительным учреждением персональных данных осужденного.

Приложение № 3 к Правилам содержит образцы и описание образцов нагрудных и нарукавных знаков для осужденных, что само по себе не может нарушать каких-либо прав осужденных.

Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 19 устанавливает, что гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Установленный порядок отбывания наказания в виде лишения свободы предусматривает необходимость проводить проверки наличия осужденных на общих построениях путем количественного подсчета и пофамильной переклички, что не противоречит действующему законодательству.

Таким образом, данные положения ПВР ИУ не нарушают право на конфиденциальность персональных данных, предусмотренное Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

(Решение ВС РФ от 09 04.2012 № АКПИ12-371)

Соответствует ли Конституции РФ и международным нормам установление в УК РФ наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений коррупционного характера?

В соответствии со ст. 71 (пункт «о») Конституции РФ для осуществления задач УК РФ федеральный законодатель установил основные и дополнительные виды наказаний за совершение преступлений исходя из закрепленных в ст. 5 и 6 УК РФ принципов вины и справедливости, согласно которым лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, что не выходит за рамки уголовно-правовых средств, которые федеральный законодатель вправе использовать для достижения конституционно оправданных целей дифференциации уголовной ответственности и наказания, усиления его исправительного воздействия на осужденного, предупреждения новых преступлений и тем самым защиты личности, общества и государства от преступных посягательств.

Установление в законе наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений коррупционного характера, согласуется с положениями Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года (ратифицированы федеральными законами от 08.03.2006 № 40-ФЗ и от 25.07.2006 № 125-ФЗ), которые предусматривают в целях обеспечения выполнения договаривающимися сторонами обязательств по защите демократических институтов и ценностей, предупреждению, искоренению коррупции и формированию антикоррупционной политики установление временного запрета на занятие определенных должностей в публичном и частном секторах лицами, осужденными за преступления коррупционного характера.

(Определение КС РФ от 22.03.2012 № 581-О-О)

Подлежат ли прекращению трудовые отношения, возникшие до 7 января 2011 года с работником, осуществляющим педагогическую деятельность и имевшим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию за преступления, указанные в ч. 2 ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), после вступления в силу Федерального закона от 23.12.2010 № 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации»? Если подлежат, то на основании какой нормы Трудового кодекса Российской Федерации?

Федеральным законом от 23.12.2010 № 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации» перечень лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности, дополнен в ч. 2 ст. 331 ТК РФ лицами:

– имеющими или имевшими судимость за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

– подвергающимися или подвергавшимися уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за те же преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

Таким образом, законодатель установил ограничение права на занятие педагогической деятельностью в отношении некоторых категорий граждан.

Данное ограничение обусловлено спецификой педагогической деятельности, содержание которой составляют обучение и воспитание граждан в соответствии с требованиями морали, общепризнанными ценностями уважения к закону и правам других лиц, направлено на защиту общественных интересов и прав обучающихся.

Между тем трудовые отношения носят длящийся характер, поэтому указанные ограничения действуют как в отношении лиц, уже состоящих в трудовых отношениях, так и в отношении тех, кто претендует на занятие педагогической деятельностью.

С внесением в ст. 331 ТК РФ изменений, предусматривающих ограничение на занятие педагогической деятельностью, законодателем введено и новое основание прекращения трудового договора.

Согласно новому п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ возникновение установленных данным Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

На основании изложенного трудовые отношения, возникшие до 7 января 2011 года с работником, осуществляющим педагогическую деятельность и имевшим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию за преступления, указанные в ч. 2 ст. 331 ТК РФ, после вступления в силу Федерального закона от 23.12.2010 № 387-ФЗ “О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей'' и Трудовой кодекс Российской Федерации» подлежат прекращению на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, то есть в связи с возникновением установленных данным Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, которые исключают возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

(Обзор судебной практики Верховного cуда Российской Федерации за первый квартал 2012 года; утвержден Президиумом Верховного cуда РФ 20.06.2012)

Разъяснен ряд моментов применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

Вступивший в законную силу приговор, постановленный в отношении лица, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, не может предрешать вопрос о виновности соучастников, совершивших преступление совместно с таким лицом.

В связи с возникшими у судов вопросами по применению норм главы 40.1 УПК РФ, регламентирующих особый порядок судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, Пленум Верховного cуда РФ постановляет, в частности, следующее:

– при проведении судебного разбирательства и постановлении приговора в отношении подсудимого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, подлежат соблюдению общие для всех форм уголовного судопроизводства принципы осуществления правосудия. Недопустимо понижение уровня гарантий прав и законных интересов участников судебного разбирательства, установленных в том числе главой 40.1 УПК РФ;

– по смыслу положений статьи 317.7 УПК РФ и статьи 316 УПК РФ одним из условий постановления в отношении подсудимого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, обвинительного приговора является его согласие с предъявленным обвинением. В случае если подсудимый не согласен с предъявленным обвинением, суд принимает решение о прекращении особого порядка судебного разбирательства и назначает судебное разбирательство в общем порядке;

– если установлено, что подсудимым были представлены ложные сведения или сокрыты от следователя либо прокурора иные существенные обстоятельства совершения преступления либо его содействие следствию заключалось лишь в сообщении сведений о его собственном участии в преступной деятельности или подсудимым не соблюдены все условия и не выполнены все обязательства, предусмотренные заключенным с ним досудебным соглашением о сотрудничестве, суд принимает решение о прекращении особого порядка судебного разбирательства и назначает судебное разбирательство в общем порядке;

– при назначении наказания лицу, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, в соответствии с ч. 2 или ч. 4 ст. 62 УК РФ положения ч. 1 указанной статьи о сроке и размере наказания учету не подлежат. Положения ч. 2 и 4 ст. 62 УК РФ не распространяются на дополнительные виды наказаний. В случае установления исключительных обстоятельств, а равно при активном содействии подсудимого раскрытию группового преступления суд вправе применить положения ст. 64 УК РФ, в том числе при наличии отягчающих обстоятельств.

Назначая наказание лицу, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, за неоконченное преступление, суд руководствуется положениями как ст. 66 УК РФ, так и ч. 2 или ч. 4 ст. 62 УК РФ.

При наличии совокупности преступлений положения ч. 2 или ч. 4 ст. 62 УК РФ применяются при назначении наказания за каждое из совершенных преступлений.

Решая вопрос о назначении наказания лицу, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, суд не должен учитывать положения ч. 7 ст. 316 УПК РФ.

(Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 16 «О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве»)

Должен ли определяться точный срок запрета на приобретение нарезного охотничьего огнестрельного оружия гражданами, совершившими правонарушения, связанные с нарушением правил охоты и правил оборота оружия?

Да, такой запрет должен устанавливаться с конкретизацией его срока в зависимости от степени общественной опасности и тяжести совершенного правонарушения.

Положение ч. 10 ст. 13 Федерального закона «Об оружии», которой этот запрет установлен без определения указанных условий, признано не соответствующим Конституции РФ.

Федеральному законодателю предписано внести в Федеральный закон «Об оружии» соответствующие изменения. Установлено также, что до введения нового правового регулирования граждане, совершившие административные правонарушения, связанные с нарушением правил охоты или правил оборота оружия, вправе обращаться за получением лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом по истечении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, ст. 4.6 КоАП РФ). Что касается граждан, совершивших преступления, связанные с нарушением правил охоты и правил оборота оружия, то они вправе обращаться за получением лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом после снятия и погашения судимости в соответствии со ст. 86 УК РФ.

При этом, как отметил Конституционный суд РФ, не исключается право федерального законодателя по-иному определить срок действия указанного запрета, равно как в зависимости от тяжести противоправного деяния и иных характеризующих его обстоятельств установить возможность его бессрочного применения за отдельные виды правонарушений.

(Постановление КС РФ от 29.06.2012 № 16-П)

Когда следователь должен ознакомить подозреваемого, обвиняемого, его защитника с постановлением о назначении судебной экспертизы: до начала производства экспертизы или в любое другое время?

В соответствии с ч. 3 ст. 195 УПК РФ следователь знакомит с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника и разъясняет им права, предусмотренные ст. 198 того же Кодекса, о чем составляется протокол, подписываемый следователем и лицами, которые ознакомлены с постановлением.

Это процессуальное действие, по смыслу указанных норм, рассматриваемых в системной связи, должно быть осуществлено до начала производства экспертизы; в противном случае названные участники процесса лишаются возможности реализовать связанные с назначением экспертизы и вытекающие из конституционных принципов состязательности и равноправия сторон права, закрепленные ст. 198 УПК РФ. Данное требование ч. 3 ст. 195 УПК РФ распространяется на порядок назначения любых судебных экспертиз, носит императивный характер и обязательно для исполнения следователем, прокурором и судом на досудебной стадии судопроизводства во всех случаях.

(Определение КС РФ от 15.05.2012 № 881-О)

Должна ли обвиняемому, содержащемуся под стражей, вручаться повестка о вызове его на допрос в качестве обвиняемого?

В соответствии с УПК РФ следователь извещает обвиняемого о дне предъявления обвинения (ч. 2 ст. 172), при этом обвиняемый, находящийся на свободе, извещается повесткой, в которой указываются, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу надлежит явиться, дата и время явки, а также последствия неявки без уважительных причин (ч. 4 ст. 172 и ч. 1 ст. 188), а обвиняемый, содержащийся под стражей, извещается через администрацию места содержания под стражей (ч. 3 ст. 172).

Согласно же ч. 1 ст. 173 УПК РФ, следователь обязан допросить обвиняемого немедленно после предъявления ему обвинения, причем такой допрос производится по общим правилам (за некоторыми изъятиями), закрепленным ст. 189 данного Кодекса, при этом повестка вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку либо передается с помощью средств связи.

Следовательно, ст. 172 УПК РФ, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, не предполагает, что обвиняемый, содержащийся под стражей, может быть лишен права быть вызванным для допроса в качестве обвиняемого (и непосредственно предшествующего ему предъявления обвинения) повесткой, которая затем приобщается к материалам уголовного дела.

(Определение КС РФ от 15.05.2012 № 881-О)

Как оформляется такая мера пресечения, как залог?

Согласно ст. 106 УПК РФ залог в качестве меры пресечения применяется в отношении подозреваемого либо обвиняемого по решению суда в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ, с учетом особенностей, определенных этой статьей, и лишь по ходатайству подозреваемого, обвиняемого либо другого физического или юридического лица (ч. 2); вид же и размер залога определяются судом с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого либо обвиняемого и имущественного положения залогодателя (ч. 3). Ходатайство об избрании такой меры пресечения рассматривается судом с обязательным участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле (ч. 4 ст. 108 УПК РФ). Тем самым исследование судом фактических и правовых оснований для избрания названной меры пресечения осуществляется в условиях состязательности и равноправия сторон с обеспечением лицу возможности довести до суда свою позицию с тем, чтобы соответствующие вопросы, в том числе и о размере залога, не могли решаться произвольно или исходя из каких-либо формальных условий. При этом, если внесение залога применяется вместо ранее избранной меры пресечения, то эта мера пресечения действует до внесения залога (ч. 8 ст. 106 УПК РФ).

Об избрании меры пресечения суд выносит определение, копия которого вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его защитнику или законному представителю по их просьбе; одновременно лицу, в отношении которого избрана мера пресечения, разъясняется порядок обжалования данного решения, установленный ст. 123–127 УПК РФ (ст. 101 УПК РФ). Обеспечение надлежащей реализации прав подозреваемого, обвиняемого как на внесение предмета залога, так и на обжалование соответствующего решения является обязанностью суда (ч. 1 ст. 11, ч. 2 ст. 16 УПК РФ).

(Определение КС РФ от 29.05.2012 № 1015-О)

<Содержание номераОглавление номера>>
Главная страницу