[Тюремный проект]
Из сборника: Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретический проект. Под общ. ред. А.А. Реймера. М.; Рязань: Академия ФСИН России, 2009. 72 с.
<...>
Реорганизация системы учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы
Исходными положениями реформирования системы учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, являются:
- максимальная дифференциация исполнения наказания в виде лишения свободы в зависимости от личности осужденного и степени общественной опасности совершенного преступления;
- переход к содержанию осужденных к лишению свободы в условиях тюрьмы, что предполагает:
а) покамерное размещение осужденных (до 4 человек в камере);
б) исключение общения между осужденными, содержащимися в разных камерах на протяжении всего срока отбывания наказания;
в) привлечение осужденных, отбывающих наказание в тюрьме, к труду, исключающее общение между осужденными, содержащимися в разных камерах;
г) дифференциация и индивидуализация применения мер поощрения и взыскания к осужденным с учетом вводимого принципа их покамерного размещения.
Таким образом, система исполнения лишения свободы должна быть представлена следующими видами учреждений:
1) исправительные учреждения открытого типа, к которым относятся:
а) колонии-поселения;
б) колонии-поселения с усиленным наблюдением;
2) исправительные учреждения закрытого типа, в числе которых:
а) воспитательные центры для несовершеннолетних;
б) лечебные исправительные учреждения;
в) лечебно-профилактические учреждения;
г) тюрьмы для женщин, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления, а также ранее осуждавшихся к лишению свободы;
д) тюрьмы общего режима трех категорий для мужчин: категории «А», категории «Б», категории «В»;
е) тюрьмы усиленного режима;
ж) тюрьмы особого режима.
В исправительных учреждениях открытого типа (колонии-поселения и колонии-поселения с усиленным наблюдением) осужденные содержатся без охраны, но под надзором администрации.
В колониях-поселениях отбывают наказание лица, совершившие преступления по неосторожности и ранее не отбывавшие наказание в виде лишения свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, против общественной безопасности, разбойные нападения, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также совершившие умышленные преступления небольшой и средней тяжести и ранее не отбывавшие наказание в местах лишения свободы. Осужденные размещаются в комнатах общежитий по 4–6 человек, имеют правовой статус и условия содержания, определенные действующими нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В колониях-поселениях с усиленным наблюдением отбывают наказание остальные лица, совершившие преступления по неосторожности, а также лица, совершившие преступления небольшой и средней тяжести и ранее осуждавшиеся к наказаниям, не связанным с лишением свободы, за умышленные преступления. По решению суда с учетом характера преступления и данных о личности осужденного в колонии-поселения с усиленным наблюдением могут быть направлены лица, осужденные впервые за тяжкие преступления в сфере экономической деятельности, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, преступления в сфере компьютерной информации, преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Кроме того, в колониях-поселениях с усиленным наблюдением могут отбывать наказание лица, впервые осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, а также впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений на срок не более шести лет по отбытии не менее трети назначенного наказания.
В колониях-поселениях с усиленным наблюдением осужденные размещаются покамерно с соблюдением принципа раздельного содержания осужденных (мужчины отдельно от женщин, больные различными инфекционными заболеваниями от здоровых осужденных, впервые осужденные от ранее отбывавших лишение свободы), установленного ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, по 4–6 человек, имеют правовой статус и условия содержания, определенные действующими нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. В часы от подъема до отбоя осужденным разрешается свободное передвижение в пределах границ территории колонии-поселения с усиленным наблюдением, а равно за ее пределами, если этого требует характер выполняемой ими работы, учебы, реализации иных прав и законных интересов, предусмотренных законом.
В воспитательных центрах отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими 20 лет с соблюдением соответствующих условий охраны и надзора. Предположительно воспитательные центры будут разделены на две категории. В воспитательных центрах первой категории (общего режима) отбывают наказание несовершеннолетние, впервые осужденные к лишению свободы. В воспитательных центрах второй категории (усиленного режима) отбывают наказание несовершеннолетние, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы.
В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях отбывают наказание осужденные, указанные в ч. 2 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные центры. Порядок создания указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В тюрьме общего режима категории «А» отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений.
В тюрьме общего режима категории «Б» отбывают наказание мужчины, осужденные за преступления небольшой и средней тяжести, ранее осуждавшиеся к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, а также совершившие преступления небольшой или средней тяжести в колониях-поселениях.
В тюрьме общего режима категории «В» отбывают наказание мужчины, осужденные за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы, а также осужденные за преступления небольшой или средней тяжести, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы за тяжкие или особо тяжкие преступления.
В тюрьме усиленного режима отбывают наказание мужчины, ранее не менее двух раз отбывавшие лишение свободы за совершение умышленных преступлений, и вновь осужденные за совершение тяжких или особо тяжких преступлений.
В тюрьме особого режима отбывают наказание мужчины, отбывающие пожизненное заключение, а также совершившие тяжкое или особо тяжкое преступление в период отбывания лишения свободы в тюрьме.
Предполагается, что лимит наполнения тюрьмы общего режима не должен превышать 1500 осужденных, тюрьмы усиленного режима – 1000, тюрьмы особого режима – 500 осужденных. По самым ориентировочным оценкам, жилая площадь тюрьмы общего режима с лимитом наполнения 1,5 тыс. человек должна при планируемых социальных и санитарных нормах быть не менее 6 тыс. м2, а общая площадь тюремных помещений – с учетом этажности зданий, особенностей и специфики их планировки и состояния внутренней инфраструктуры – не менее 12–15 тыс. м2. Указанные пропорции, отражающие взаимосвязь площади тюремных помещений с численностью и условиями отбывания наказаний содержащихся в них осужденных, способны лежать в основе предварительной оценки искомых величин в учреждениях остальных категорий. Так, для тюрем усиленного режима жилая площадь может составлять не менее 4 тыс. м2, а для тюрем особого режима – 2 тыс. м2.
Учитывая необходимые требования санитарных норм и правил, предъявляемых к строительству гражданских и жилых объектов, и иные объективные факторы и условия, касающиеся проектирования тюремных помещений, можно предположить, что общие площади этих учреждений способны находиться в пределах 8–10 тыс. м2 и 4–6 тыс. м2 соответственно.
В тюрьмах осужденные содержатся в камерах (до четырех человек в каждой). При этом предполагается выделение изолированных блоков (карантинный блок, блоки для содержания осужденных и адаптационный блок; см. приложение 3). Кроме того, в каждом блоке предусматривается создание секторов для реализации основных средств исправления осужденных, их прав и потребностей (секторы социально-психологической работы, секторы отдыха, рабочие секторы, коммунально-бытовые, приема пищи и т. п.). Каждая камера в обязательном порядке оборудуется индивидуальным спальным местом, шкафом для одежды и белья, радиоточкой, санузлом и умывальником. Телевизор, аудио-, видеотехника приобретаются по желанию и за счет средств осужденного.
Осужденные, отбывающие наказание в тюрьмах особого режима, находятся в условиях постоянной изоляции с предоставлением возможности реализации их прав и законных интересов согласно требованиям соответствующих статей Уголовно-исполнительного кодекса РФ и иных нормативных правовых актов.
К осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, применяются меры поощрения и взыскания, определенные положениями Уголовно-исполни-тельного кодекса РФ. При этом в колониях-поселениях обоих видов предусматривается создание штрафных изоляторов, в воспитательных колониях –дисциплинарных изоляторов, в тюрьмах – карцеров с одиночным содержанием до 15 суток и блоков усиленного режима, в которые переводятся осужденные, признанные злостными нарушителями режима, на срок до шести месяцев с содержанием до 4 человек в камере (как прообраз помещений камерного типа).
Ввиду внедрения системы покамерного содержания осужденных в тюрьмах предполагается упразднение института изменения вида исправительного учреждения в качестве меры взыскания.
Переход на камерную систему содержания осужденных не исключает возможности привлечения их к труду. Усовершенствованные условия содержания обусловливают необходимость дифференцированного подхода к реализации данного средства исправления. В частности, предполагается полная или частичная занятость осужденных на имеющемся производстве, организуемая в рабочих камерах, оборудуемых в блоках для проживания осужденных.
На первом этапе отбывания наказания (предположительно до трех месяцев) осужденные содержатся в камерах в условиях максимальной изоляции с возможностью вывода только на прогулку в целях осмысления и раскаяния в содеянном преступлении, определения психологической совместимости осужденных при последующем распределении по камерам, а также психологического и физиологического восприятия уголовного наказания.
На втором этапе осужденным предоставляется возможность реализации их прав и законных интересов, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством (прогулки, свидания, телефонные переговоры, получение и отправление посылок, передач, бандеролей, денежных переводов и т. п.). При этом объем указанных правомочий дифференцируется в зависимости от поведения осужденного.
На третьем этапе (за шесть месяцев до освобождения) осужденный с учетом его отношения к основным средствам исправления в период отбывания наказания (за исключением лиц, содержащихся в тюрьмах особого режима) может быть переведен в адаптационный блок, где ему предоставляются: право передвижения без конвоя, проведение длительного отпуска с выездом за пределы исправительного учреждения, увольнение за пределы исправительного учреждения в выходные и праздничные дни и др.
Эффективность реформирования уголовно-исполнительной системы по предложенной модели зависит от оперативности рассмотрения и принятия законов, регламентирующих социальную адаптацию лиц, отбывших уголовное наказание, и установление за ними мер постпенитенциарного контроля специализированным государственным органом. Одним из проблемных вопросов остается отсутствие механизма контроля за лицами, освобожденными досрочно от отбывания лишения свободы. В связи с этим актуальной задачей является дальнейшее развитие системы уголовно-исполнительных инспекций с их последующим преобразованием в службы пробации, исполняющие наказания, альтернативные лишению свободы, и осуществляющие пред- и постпенитенциарный контроль (контроль за условно осужденными, условно-досрочно освобожденными и административный надзор).
<...>
Совершенствование механизма условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
Позитивная оценка института условно-досрочного освобождения дается всеми специалистами без исключения. В основе такого единодушия лежит тот очевидный факт, что возможность досрочного освобождения от наказания является сильнейшим стимулом к исправлению осужденного, то есть способствует скорейшему достижению целей наказания, предусмотренных законом. В силу этого бесспорна необходимость существования данного института в УК РФ. Проблема заключается в том, чтобы его законодательная регламентация позволяла оценить условно-досрочное освобождение от отбывания наказания как справедливое и гуманное средство и эффективно его использовать.
Сложность применения на практике условно-досрочного освобождения заключается не только в большом количестве образующих его элементов, но и, главным образом в том, что их фактическое содержание значительно шире и полнее буквального выражения в законе, нормы которого в ряде случаев не достаточно разработаны и в некоторой степени противоречивы. Определенное влияние оказывает чрезвычайное многообразие практических ситуаций, в которых применяется законодательство об условно-досрочном освобождении, а также то, что применение его связано с другими институтами уголовного права, такими как множественность преступлений, судимость и т. п.
Принятие решения об условно-досрочном освобождении должно основываться на правильной оценке личности осужденного. Установление факта отсутствия необходимости полного отбывания наказания для применения условно-досрочного освобождения представляет собой познание личности осужденного, выявление соответствия ее внешних положительных проявлений внутреннему содержанию, тем новым качествам, которые осужденный приобрел под влиянием исполняемого наказания. Это имеет важное значение, поскольку каждый осужденный должен точно знать, какое поведение должно служить безусловным основанием для применения к нему условно-досрочного освобождения. Однако законодатель не закрепил в ст. 79 УК РФ критерии, свидетельствующие о процессе исправления осужденного (примерное поведение, отношение к труду и т. д.), что осложняет работу правоприменителя. Часть 1 ст. 79 УК РФ содержит расплывчатую формулировку характеристики поведения осужденного, необходимого для его условно-досрочного освобождения: «если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания».
Решение о применении условно-досрочного освобождения должно быть принято при наличии устойчивого правопослушного поведения, под которым следует понимать поведение осужденного и его отношение к исполнению обязанностей, дающие основание полагать, что после освобождения он не совершит нового преступления. Критериями оценки правопослушного поведения могут являться, в частности, соблюдение требований режима отбывания наказания, количество и характер поощрений и взысканий, отношение к труду и т. д.
На основании изложенного представляется необходимым изложить ч. 1 от. 79 УК РФ в следующей редакции:
«1. Лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. При признании осужденного исправившимся и не нуждающимся в полном отбывании наказания суд должен руководствоваться данными о его положительном поведении, полном или частичном возмещении ущерба или заглаживании вреда, причиненного преступлением, наличием постоянного места жительства, возможности реального трудоустройства после условно-досрочного освобождения и иными обстоятельствами, положительно характеризующими осужденного. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания».