Главная страница

Неволя

НЕВОЛЯ

<Оглавление номера>>

[Тюремный проект]

Из сборника: Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретический проект. Под общ. ред. А.А. Реймера. М.; Рязань: Академия ФСИН России, 2009. 72 с.

<...>

Реорганизация системы учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы

Исходными положениями реформирования системы учреждений, испол­няющих наказание в виде лишения свободы, являются:

а) покамерное размещение осужденных (до 4 человек в камере);

б) исключение общения между осужденными, содержащимися в разных камерах на протяжении всего срока отбывания наказания;

в) привлечение осужденных, отбывающих наказание в тюрьме, к труду, исключающее общение между осужденными, содержащимися в разных камерах;

г) дифференциация и индивидуализация применения мер поощрения и взыскания к осужденным с учетом вводимого принципа их покамерного размещения.

Таким образом, система исполнения лишения свободы должна быть пред­ставлена следующими видами учреждений:

1) исправительные учреждения открытого типа, к которым относятся:

а) колонии-поселения;

б) колонии-поселения с усиленным наблюдением;

2) исправительные учреждения закрытого типа, в числе которых:

а) воспитательные центры для несовершеннолетних;

б) лечебные исправительные учреждения;

в) лечебно-профилактические учреждения;

г) тюрьмы для женщин, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления, а также ранее осуждавшихся к лишению свободы;

д) тюрьмы общего режима трех категорий для мужчин: категории «А», категории «Б», категории «В»;

е) тюрьмы усиленного режима;

ж) тюрьмы особого режима.

В исправительных учреждениях открытого типа (колонии-поселения и ко­лонии-поселения с усиленным наблюдением) осужденные содержатся без охраны, но под надзором администрации.

В колониях-поселениях отбывают наказание лица, совершившие преступле­ния по неосторожности и ранее не отбывавшие наказание в виде лишения свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, против общественной безопасности, разбойные нападения, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также совершившие умышленные преступле­ния небольшой и средней тяжести и ранее не отбывавшие наказание в местах лише­ния свободы. Осужденные размещаются в комнатах общежитий по 4–6 человек, имеют правовой статус и условия содержания, определенные действующими нор­мами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

В колониях-поселениях с усиленным наблюдением отбывают наказание остальные лица, совершившие преступления по неосторожности, а также лица, совершившие преступления небольшой и средней тяжести и ранее осуждавшиеся к наказаниям, не связанным с лишением свободы, за умышленные преступления. По решению суда с учетом характера преступления и данных о личности осужденного в колонии-поселения с усиленным наблюдением могут быть направлены лица, осужденные впервые за тяжкие преступления в сфере экономической дея­тельности, преступления против интересов службы в коммерческих и иных орга­низациях, преступления в сфере компьютерной информации, преступления про­тив государственной власти, интересов государственной службы и службы в ор­ганах местного самоуправления. Кроме того, в колониях-поселениях с усиленным наблюдением могут отбывать наказание лица, впервые осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, а также впервые осужденные к ли­шению свободы за совершение особо тяжких преступлений на срок не более шес­ти лет по отбытии не менее трети назначенного наказания.

В колониях-поселениях с усиленным наблюдением осужденные размещаются покамерно с соблюдением принципа раздельного содержания осужденных (мужчины отдельно от женщин, больные различными инфекционными заболеваниями от здоровых осужденных, впервые осужденные от ранее отбывавших лишение свобо­ды), установленного ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федера­ции, по 4–6 человек, имеют правовой статус и условия содержания, определенные действующими нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федера­ции. В часы от подъема до отбоя осужденным разрешается свободное передвижение в пределах границ территории колонии-поселения с усиленным наблюдением, а рав­но за ее пределами, если этого требует характер выполняемой ими работы, учебы, реализации иных прав и законных интересов, предусмотренных законом.

В воспитательных центрах отбывают наказание несовершеннолетние осуж­денные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими 20 лет с соблюдением соответствующих условий ох­раны и надзора. Предположительно воспитательные центры будут разделены на две категории. В воспитательных центрах первой категории (общего режима) отбывают наказание несовершеннолетние, впервые осужденные к лишению свободы. В воспитательных центрах второй категории (усиленного режима) отбывают наказание не­совершеннолетние, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы.

В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях отбывают наказание осужденные, указанные в ч. 2 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужден­ных. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических уч­реждениях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как ис­правительные центры. Порядок создания указанных участков определяется феде­ральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выра­ботке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регули­рованию в сфере исполнения уголовных наказаний.

В тюрьме общего режима категории «А» отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение тяжких или особо тяж­ких преступлений.

В тюрьме общего режима категории «Б» отбывают наказание мужчины, осужденные за преступления небольшой и средней тяжести, ранее осуждавшиеся к ли­шению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, а также совер­шившие преступления небольшой или средней тяжести в колониях-поселениях.

В тюрьме общего режима категории «В» отбывают наказание мужчины, осужденные за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы, а также осужденные за преступления небольшой или средней тяжести, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы за тяжкие или особо тяжкие преступления.

В тюрьме усиленного режима отбывают наказание мужчины, ранее не менее двух раз отбывавшие лишение свободы за совершение умышленных преступлений, и вновь осужденные за совершение тяжких или особо тяжких преступлений.

В тюрьме особого режима отбывают наказание мужчины, отбывающие пожизненное заключение, а также совершившие тяжкое или особо тяжкое преступ­ление в период отбывания лишения свободы в тюрьме.

Предполагается, что лимит наполнения тюрьмы общего режима не должен превышать 1500 осужденных, тюрьмы усиленного режима – 1000, тюрьмы особо­го режима – 500 осужденных. По самым ориентировочным оценкам, жилая пло­щадь тюрьмы общего режима с лимитом наполнения 1,5 тыс. человек должна при планируемых социальных и санитарных нормах быть не менее 6 тыс. м2, а общая площадь тюремных помещений – с учетом этажности зданий, особенностей и специфики их планировки и состояния внутренней инфраструктуры – не менее 12–15 тыс. м2. Указанные пропорции, отражающие взаимосвязь площади тюремных помещений с численностью и условиями отбывания наказаний содержащихся в них осужденных, способны лежать в основе предварительной оценки искомых величин в учреждениях остальных категорий. Так, для тюрем усиленного режима жилая площадь может составлять не менее 4 тыс. м2, а для тюрем особого режима – 2 тыс. м2.

Учитывая необходимые требования санитарных норм и правил, предъяв­ляемых к строительству гражданских и жилых объектов, и иные объективные факторы и условия, касающиеся проектирования тюремных помещений, можно предположить, что общие площади этих учреждений способны находиться в пре­делах 8–10 тыс. м2 и 4–6 тыс. м2 соответственно.

В тюрьмах осужденные содержатся в камерах (до четырех человек в каж­дой). При этом предполагается выделение изолированных блоков (карантинный блок, блоки для содержания осужденных и адаптационный блок; см. приложение 3). Кроме того, в каждом блоке предусматривается создание секторов для реализации основных средств исправления осужденных, их прав и потребностей (секторы социально-психологической работы, секторы отдыха, рабочие секторы, коммуналь­но-бытовые, приема пищи и т. п.). Каждая камера в обязательном порядке обору­дуется индивидуальным спальным местом, шкафом для одежды и белья, радио­точкой, санузлом и умывальником. Телевизор, аудио-, видеотехника приобрета­ются по желанию и за счет средств осужденного.

Осужденные, отбывающие наказание в тюрьмах особого режима, находятся в условиях постоянной изоляции с предоставлением возможности реализации их прав и законных интересов согласно требованиям соответствующих статей Уголовно-исполнительного кодекса РФ и иных нормативных правовых актов.

К осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, применя­ются меры поощрения и взыскания, определенные положениями Уголовно-исполни-тельного кодекса РФ. При этом в колониях-поселениях обоих видов предусматривается создание штрафных изоляторов, в воспитательных колониях –дисциплинарных изоляторов, в тюрьмах – карцеров с одиночным содержанием до 15 суток и блоков усиленного режима, в которые переводятся осужденные, признанные злостными нарушителями режима, на срок до шести месяцев с содержа­нием до 4 человек в камере (как прообраз помещений камерного типа).

Ввиду внедрения системы покамерного содержания осужденных в тюрьмах предполагается упразднение института изменения вида исправительного учреждения в качестве меры взыскания.

Переход на камерную систему содержания осужденных не исключает воз­можности привлечения их к труду. Усовершенствованные условия содержания обусловливают необходимость дифференцированного подхода к реализации данного средства исправления. В частности, предполагается полная или частичная занятость осужденных на имеющемся производстве, орга­низуемая в рабочих камерах, оборудуемых в блоках для проживания осужденных.

На первом этапе отбывания наказания (предположительно до трех месяцев) осужденные содержатся в камерах в условиях максимальной изоляции с возможностью вывода только на прогулку в целях осмысления и раскаяния в содеянном преступлении, определения психологической совместимости осужденных при по­следующем распределении по камерам, а также психологического и физиологиче­ского восприятия уголовного наказания.

На втором этапе осужденным предоставляется возможность реализации их прав и законных интересов, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством (прогулки, свидания, телефонные переговоры, получение и отправ­ление посылок, передач, бандеролей, денежных переводов и т. п.). При этом объем указанных правомочий дифференцируется в зависимости от поведения осужденного.

На третьем этапе (за шесть месяцев до освобождения) осужденный с учетом его отношения к основным средствам исправления в период отбывания наказания (за исключением лиц, содержащихся в тюрьмах особого режима) может быть переведен в адаптационный блок, где ему предоставляются: право передвижения без конвоя, проведение длительного отпуска с выездом за пределы исправительного учреждения, увольнение за пределы исправительного учреждения в выход­ные и праздничные дни и др.

Эффективность реформирования уголовно-исполнительной системы по предложенной модели зависит от оперативности рассмотрения и принятия законов, регламентирующих социальную адаптацию лиц, отбывших уголовное наказание, и установление за ними мер постпенитенциарного контроля специализированным государственным органом. Одним из проблемных вопросов остается отсутствие механизма контроля за лицами, освобожденными досрочно от отбывания лишения свободы. В связи с этим актуальной задачей является дальнейшее развитие систе­мы уголовно-исполнительных инспекций с их последующим преобразованием в службы пробации, исполняющие наказания, альтернативные лишению свободы, и осуществляющие пред- и постпенитенциарный контроль (контроль за условно осужденными, условно-досрочно освобожденными и административный надзор).

<...>

Совершенствование механизма условно-досрочного освобождения от отбывания наказания

Позитивная оценка института условно-досрочного освобождения дается всеми специалистами без исключения. В основе такого единодушия лежит тот очевидный факт, что возможность досрочного освобождения от наказания является сильнейшим стимулом к исправлению осужденного, то есть способствует ско­рейшему достижению целей наказания, предусмотренных законом. В силу этого бесспорна необходимость существования данного института в УК РФ. Проблема заключается в том, чтобы его законодательная регламентация позволяла оценить условно-досрочное освобождение от отбывания наказания как справедливое и гу­манное средство и эффективно его использовать.

Сложность применения на практике условно-досрочного освобождения заключается не только в большом количестве образующих его элементов, но и, главным образом в том, что их фактическое содержание значительно шире и полнее буквального выражения в законе, нормы которого в ряде случаев не достаточно разработаны и в некоторой степени противоречивы. Определенное влияние оказывает чрезвычайное многообразие практических ситуаций, в которых приме­няется законодательство об условно-досрочном освобождении, а также то, что применение его связано с другими институтами уголовного права, такими как множественность преступлений, судимость и т. п.

Принятие решения об условно-досрочном освобождении должно основывать­ся на правильной оценке личности осужденного. Установление факта отсутствия необходимости полного отбывания наказания для применения условно-досрочного ос­вобождения представляет собой познание личности осужденного, выявление соот­ветствия ее внешних положительных проявлений внутреннему содержанию, тем но­вым качествам, которые осужденный приобрел под влиянием исполняемого наказа­ния. Это имеет важное значение, поскольку каждый осужденный должен точно знать, какое поведение должно служить безусловным основанием для применения к нему условно-досрочного освобождения. Однако законодатель не закрепил в ст. 79 УК РФ критерии, свидетельствующие о процессе исправления осужденного (при­мерное поведение, отношение к труду и т. д.), что осложняет работу правопримени­теля. Часть 1 ст. 79 УК РФ содержит расплывчатую формулировку характеристики поведения осужденного, необходимого для его условно-досрочного освобождения: «если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания».

Решение о применении условно-досрочного освобождения должно быть принято при наличии устойчивого правопослушного поведения, под которым следует понимать поведение осужденного и его отношение к исполнению обязан­ностей, дающие основание полагать, что после освобождения он не совершит нового преступления. Критериями оценки правопослушного поведения могут яв­ляться, в частности, соблюдение требований режима отбывания наказания, коли­чество и характер поощрений и взысканий, отношение к труду и т. д.

На основании изложенного представляется необходимым изложить ч. 1 от. 79 УК РФ в следующей редакции:

«1. Лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. При признании осужденного исправившимся и не нуждающимся в полном отбывании наказания суд должен руководствоваться дан­ными о его положительном поведении, полном или частичном возмещении ущерба или заглаживании вреда, причиненного преступлением, наличием постоянного места жительства, возможности реального трудоустройства после условно-досрочного освобождения и иными обстоятельствами, положительно характеризующими осужденного. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания».

<Содержание номераОглавление номера>>
Главная страницу