Александр Реймер
[Светлое тюремное будущее]
А.А. Реймер – директор ФСИН.
Доклад А.А. Реймера на научно-практической конференции по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы (Москва, 10 сентября 2009 г.) публикуется с незначительными сокращениями. Заголовок – от редакции. Полностью текст доклада опубликован в «Ведомостях уголовно-исполнительной системы», № 10, 2009.
<...> В условиях развивающихся демократии и рыночной экономики в России до сих пор сохраняется советская исправительно-трудовая система. Все это предопределило необходимость изменения уголовно-судебной и уголовно-исполнительной политики. <...>
В настоящее время прорабатываются предложения о создании такой системы исправительных учреждений, в которую будут входить тюрьмы, колонии-поселения, учреждения для несовершеннолетних. Сегодня во время конференции можно подумать, чтó это будет – колонии, тюрьмы, центры, лечебные исправительные учреждения.
Отдельно хочу затронуть вопрос о следственных изоляторах, которые не являются исправительными учреждениями, но выполняют функции таковых в отношении определенной категории осужденных и входят в уголовно-исполнительную систему. Изучается вопрос о создании двух видов таких учреждений с разным уровнем обеспечения изоляции и охраны для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений различного характера и степени общественной опасности. Что же касается собственно исправительных учреждений, то осужденные совершеннолетние мужского пола в зависимости от тяжести совершенного преступления, наличия рецидива и факта отбывания наказания за совершенные ранее преступления в местах лишения свободы будут отбывать наказания в тюрьмах и колониях-поселениях.
Вероятно, тюрьмы будут подразделяться на два основных вида в расчете на преступников-рецидивистов и лиц, осужденных к лишению свободы впервые. Для осужденных к пожизненному лишению свободы будут созданы отдельные тюрьмы – это практически те колонии особого режима, которые сегодня есть. Осужденные совершеннолетние женского пола, осужденные несовершеннолетние будут отбывать наказание соответственно в учреждениях двух видов режима в зависимости от характера совершенного преступления и вида рецидива. <...> Вообще режим содержания осужденных в исправительных учреждениях, особенно в тюрьмах, должен быть продуман таким образом, чтобы в процессе приема пищи, прогулок, работы, учебы, досуговых мероприятий и т.д. рецидивисты и другие опасные преступники не могли общаться с другими категориями осужденных.
Осужденные к лишению свободы за неосторожные преступления, а также лица, впервые осужденные к лишению свободы за нетяжкие преступления, будут отбывать наказание в колониях-поселениях. Эти учреждения также будут подразделяться на два вида: с усиленным наблюдением и без такового. Основным принципом направления в них осужденных также будет учет тяжести совершенного ими преступления и наличия рецидива. Колонии-поселения с усиленным наблюдением предполагается организовывать как стационарные учреждения, с развитым производством и жизненной инфраструктурой. Колонии-поселения обычного типа предполагается создавать для временного размещения и работы на строящихся или иным образом развивающихся государственных объектах. Вероятно, во многом эти колонии-поселения будут напоминать существовавшие в прошлом спецкомендатуры для отбывания таких уголовно-правовых мер, как условное осуждение с обязательным привлечением к труду и условное освобождение из мест лишения свободы с направлением на стройки народного хозяйства.
Конечно, вовлечение осужденных в общественно-полезный труд потребует совершенствования законодательства в целях создания продуманных организационно-правовых механизмов, позволяющих исправительным учреждениям конкурировать с другими товаропроизводителями. <...> Работа в этом направлении уже начата, и, надеюсь, мы сегодня получим от вас дельные предложения по этому направлению.
Предстоит большая и кропотливая работа по определению, в том числе на концептуальном, организационном и законодательном уровне, какой должна быть новая тюрьма. Необходимо решить вопросы о том, какова норма жилой площади, на сколько человек рассчитана камера, каков распорядок дня, порядок проведения свиданий, покупки предметов первой необходимости и продуктов питания, порядок привлечения к труду, проведение воспитательной работы, обучение, порядок наложения взыскания и поощрения осужденных. Словом, все то, что в настоящее время понимается под условиями отбывания наказания.
Требуется уточнить и места наиболее оптимального расположения исправительных учреждений. Это очень важно. Это в первую очередь должно лечь на начальников территориальных органов, и от вас мы должны получить предложения – каждый по своему субъекту, а затем – по федеральным округам – и определить, как наиболее целесообразно определить географию расположения наших учреждений. Пока представляется, что тюрьмы следует создавать в первую очередь на базе существующих исправительных колоний, не имеющих развитого производства, а там, где есть развитое производство, организовывать колонии-поселения с усиленным наблюдением. Еще раз повторяю, что география расположения учреждений требует особого внимания. В связи с этим поручаю Научно-исследовательскому институту информационных и производственных технологий ФСИН России разработать типовой проект по перепрофилированию исправительной колонии в тюрьму и в колонию-поселение, исходя из лимита наполнения по 1000 человек в каждом учреждении. Научно-исследовательскому институту ФСИН России поручаю подготовить научно обоснованные расчеты численности персонала исправительных учреждений всех видов с перспективами его сокращения за счет внедрения современных форм, методов и технологий, строительства, оборудования, охраны и контроля, причем контроля не только за осужденными, но и за персоналом.
Должен акцентировать ваше внимание на том, что это положение незыблемо, и мы будем его добиваться. Отношение отдельных руководителей к этому подходу, что проблему надо решать только путем увеличения штатной численности, приниматься не будут. Когда я первый раз поставил задачу просчитать примерное необходимое количество штатной численности, мне доложили, что ее нужно увеличить на 76 тыс. единиц, когда завернул – доложили второй раз – на 72 тыс., завернул третий раз – на 31 тыс., в четвертый раз – уже приближается к нулю. <...>
Для решения вопроса о создании тюрем следует иметь в виду требования Генеральной прокуратуры РФ о том, что территория тюрьмы должна быть надлежащим образом обособлена, иметь собственную линию охраны и отдельный контрольно-пропускной пункт. Начальникам территориальных органов необходимо лично организовать и лично контролировать работу подчиненных им служб и учреждений по перечисленным направлениям, имея в виду то, что к моменту принятия нового законодательства мы должны иметь исчерпывающее представление о том, каким образом будем реализовывать на практике требование закона.
Так, по линии охраны и инженерно-технического обеспечения необходимо определиться, что конкретно необходимо сделать и в каких объемах при перепрофилировании исправительных учреждений в тюрьмы. При этом необходимо максимально использовать уже имеющиеся средства охраны и надзора, а также интегрированные системы безопасности, продолжать работу по внедрению инновационных технологий. Переход от колоний к тюрьмам объективно означает существенное изменение условий содержания осужденных, поэтому потребуется качественно новый уровень охраны и надзора, включая дистанционное блокирование помещений, внедрение технического видеодокументирования происшествий в тюремных помещениях, совершенствование тактики применения силы и средств при пресечении преступлений и возникновении чрезвычайных обстоятельств, а также оптимизации служебной нагрузки на личный состав.
Следует проработать вопрос корректировки мероприятий, проводимых в рамках государственной программы вооружения, федеральной целевой программы развития уголовно-исполнительной системы, ведомственной целевой программы повышения уровня технической безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также проекты государственной программы вооружения на период до 2020 года и внести соответствующие предложения.
Учитывая масштабность реформирования системы исправительных учреждений, в целях детальной проработки конкретных вопросов в создании новых учреждений считаю необходимым на базе конкретных учреждений осуществить так называемые пилотные проекты тюрем и колоний-поселений, причем всех видов, по результатам которых можно внести определенные корректировки наших действий по решению поставленных задач. <...>
Должны быть приняты во внимание также результаты завершаемого в декабре этого года в колонии-поселении УФСИН России по Воронежской области эксперимента по применению электронной системы мониторинга и слежения за осужденными. Здесь используются браслеты израильского производства. Сегодня есть образцы, производимые в Пермской области, которые по отдельным моментам более качественные, чем израильские, и, соответственно, их производство в нашей стране и применение ФСИН России обходится дешевле, чем импортные. Прежде чем кидаться за импортными образцами, давайте разберемся, есть ли у нас свое производство в стране такого вида продукции. Предварительные результаты этого пилотного эксперимента свидетельствуют об эффективности данного направления деятельности, поскольку уменьшается нагрузка на персонал при одновременном увеличении возможности осуществления контроля за поведением большего числа поднадзорных, экономятся финансовые средства. <...>
Пока мы обсуждаем в основном перспективы дальнейшего развития, но не следует забывать, что уже сегодня в рамках действующего законодательства можно осуществить мероприятия, отвечающие характеру и духу предстоящей реформы. Например, это касается раздельного содержания в местах лишения свободы рецидивистов и впервые осужденных. Согласно ч. 2 ст. 80 УК РФ, лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Однако на практике требования закона не исполняются. Я предупреждаю, с сегодняшнего дня объяснение о том, что это сделать невозможно, не принимается. В Челябинской области этот вопрос решен. По согласованию с органами прокуратуры пошли по пути разделения существующих исправительных колоний общего и строгого режима на учреждения, предназначенные для раздельного содержания указанных категорий осужденных. <...>
То же относится и к переводам из исправительного учреждения одного вида в исправительное учреждение другого вида, предусмотренное ст. 78 УК РФ. Сам по себе институт перевода нуждается в дальнейшем совершенствовании с тем, чтобы максимально исключить возможности для коррупции. Уже сегодня Федеральный закон от 10.06.2008 № 76 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся я местах принудительного содержания» позволяет привлекать к решению вопросов о переводе членов общественных наблюдательных комиссий, чем и нужно пользоваться.
Перепрофилирование исправительных учреждений, следственных изоляторов, перестройка уголовно-исполнительной политики потребуют кадрового обеспечения, подготовки к работе в новых условиях во вновь создаваемых тюрьмах и колониях-поселениях, социальной защищенности персонала учреждений. В этой связи стоят задачи разработки научно обоснованных нормативов штатной численности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потребуется изменение структуры обучения сотрудников в плане расширения возможности для организации обучения персонала реорганизуемых учреждений по программам дополнительного профессионального образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в том числе по специальностям, по которым подготовка специалистов сегодня не осуществляется, таким, как, например, в сфере охраны и конвоирования.
Предполагается целесообразным рассмотреть вопросы: специализации учебных заведений ФСИН России, исключая территориальный принцип их комплектования; разработки новой и переработки действующей нормативно-методической и учебно-методической документации в организации учебно-воспитательного процесса и высшего и дополнительного профессионального образования службы ФСИН России; обеспечения повышения статуса сотрудников. Реформирование уголовно-исполнительной системы должно быть подкреплено научно обоснованными выкладками и решениями.
В этой связи от Научно-исследовательского института ФСИН России, других научных и учебных учреждений требуются: глубокая, на основе анализа отечественного и зарубежного опыта деятельности пенитенциарных систем, проработка и анализ проблем системы; прогнозирование криминологических, социально-экономических и иных последствий вносимых предложений; выработка и внедрение в практику современных методов и форм работы с осужденными; пересмотр планов научной деятельности. Особо подчеркиваю, что сегодня львиная доля научных исследований для практики равна нулю, в том числе дистанционные исследования. Необходимо развивать прикладную составляющую науки. Наука должна работать на практику, а не существовать сама для себя. <...> В ноябре текущего года запланировано важное мероприятие – всероссийская перепись осужденных. НИИ, начальники главных управлений и управлений по субъектам Российской Федерации должны обеспечить высокое качество ее проведения и обработки собранных данных, получение достоверных данных переписи осужденных. Это будет та уникальная информационная база, которая позволит с высокой степенью точности решать вопросы, связанные с реформированием уголовно-исполнительной системы.
Реформирование системы не может рассматриваться как наше внутреннее дело. Поэтому при решении многих вопросов, особенно связанных с созданием рабочих мест, воспитательным процессом, социальной реабилитацией осужденных, необходимо обеспечить самое тесное взаимодействие с органами исполнительно-законодательной власти как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации. Большую помощь в этой работе могут оказать общественные объединения, Общественная палата Российской Федерации, Общественный совет при службе, общественные советы при территориальных органах системы и религиозные организации. Отдельные направления работы как в Центре, так и в субъектах Российской Федерации, как то: изучение и формирование общественного мнения о проводимых уголовно-исполнительной системой преобразованиях, понимание общественностью наших проблем и наших действий, помогут нам достичь поставленных целей.
Изложенное позволяет констатировать, что предстоит большая ответственная работа. Для ее выполнения руководители служб центрального аппарата, территориальных органов должны, в первую очередь сами для себя, четко представлять масштабы и цели реформирования, мобилизовать личный состав на их безусловное выполнение. <...>