Акции протеста заключенных: декабрь 2007 года – февраль 2008 года
Саратовская область
24 декабря 2007 года
Заключенные из Дагестана порезали себя бритвами в знак протеста. На кровавый протест заключенные решились, чтобы привлечь внимание властей и вернуться на родину – в Дагестан. Главное, и единственное, требование бунтарей – отбывать наказание по месту жительства. Инцидент произошел, когда группу дагестанцев привезли в Саратовскую колонию № 33. В помещении, приспособленном под следственный изолятор, 11 осужденных демонстративно порезали себя обломками лезвия от одноразового бритвенного станка. Ситуацию взяли под свой контроль правозащитники. Началась прокурорская проверка. В то же время осужденные заверяют, что претензий к администрации колонии и в целом к саратовскому управлению ФСИН не имеют. Они просто хотят сидеть в Дагестане. Однако вряд ли их требование будет выполнено. Республиканские тюрьмы переполнены. Именно поэтому преступников отправляют в соседние регионы. При этом, как дал понять начальник ГУ ФСИН по Дагестану Муслим Даххаев, инцидент в Саратовской области – «типичный случай». Угрозы жизни и здоровью заключенных нет. Только один из них с сильными порезами живота находится в тюремной больнице.
Ижевск
11 января 2008 года
Сотрудники одной из ижевских воспитательных колоний, по информации из правоохранительных структур, раскрыли заговор, направленный на дезорганизацию деятельности исправительного учреждения. Как сообщило следственное управление СКП РФ по Удмуртии, двое осужденных собирались устроить бунт в новогоднюю ночь. Было установлено, что осужденный за преступление против жизни и здоровья Сергей Васюк, 1990 года рождения, и осужденный за кражу Лев Игнатов, 1990 года рождения, почти два месяца вынашивали свой план. Подростки задумали изготовить заточки и, вооружившись ими, устроить бунт. Кроме того, заговорщики планировали напасть на заключенных, активно сотрудничающих с администрацией учреждения, и убить их. По данным следствия, свои планы Игнатов и Васюк намеревались осуществить в ночь с 31 декабря на 1 января. Они надеялись, что в связи с праздниками надзор будет ослаблен. Следственный отдел по Индустриальному району удмуртского следственного управления возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 30, ч. 3 ст. 321 (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества) УК РФ.
Амурская область
18 января 2008 года
По сведениям, полученным Фондом «В защиту прав заключенных», в нескольких колониях Амурской области началась массовая голодовка заключенных. Она сопровождается членовредительством. Как сообщил источник, 16 января в амурскую исправительную колонию № 5 (Сковородинский район, село Тахтамыгда) был введен ОМОН, после чего начались массовые избиения заключенных. Люди в камуфляжной форме и в масках избивали дубинками выведенных на мороз раздетых заключенных. Избиения сопровождались нецензурными оскорблениями, абсурдными приказами, унижением человеческого достоинства. Тридцать девять человек в знак протеста сразу же вскрыли себе вены. На следующий день «спецоперация» повторилась в еще более унизительной и массовой форме. Тогда прямо на плацу во время физической расправы около семисот заключенных амурской ИК-5 вскрыли себе вены осколками битого стекла. Зачинщиков этого пассивного бунта и всех, «кто попался под горячую руку», водворили в ШИЗО. После этого вся колония начала голодовку протеста. Но на этом дело не кончилось. Протестуя против пыток и унижений в ИК-5, начали голодовку почти все заключенные ИК-8 Благовещенска (Амурская область), а затем еще несколько колоний Амурской области.
Амурской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях была проведена проверка опубликованной в СМИ информации о беспорядках в колонии. Проверка коснулась Федерального государственного учреждения исправительной колонии № 5 управления Федеральной службы исполнения наказаний, расположенной в поселке Тахтамыгда. Установлено, что при проведении в учреждении обысков осужденные в знак протеста против законных требований сотрудников колонии о выдаче запрещенных предметов, нанесли себе резаные раны в область предплечий. Раны были сделаны лезвиями от разрешенных к использованию одноразовых бритвенных станков. По заключению врачей Сковородинской центральной районной больницы, повреждения носят поверхностный характер и не причинили вреда здоровью. Медицинская помощь оказана 142 осужденным, а в госпитализации никто не нуждался. Кроме того, установлено, что уже при изъятии лезвий от бритвенных станков осужденные оказали неповиновение и физическое сопротивление сотрудникам колонии, которые в соответствии со ст. 86 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и ст. 30 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» применили специальное средство ПР-73 (палка резиновая). От использования дубинки пострадали 29 заключенных, сообщает прокуратура. Постановлением амурского прокурора по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, материалы проверки направлены в управление Следственного комитета при областной прокуратуре для принятия решения в порядке ст.ст. 144 и 145 УПК РФ.
По первоначальным данным правозащитников, в акции протеста участвовали 700 заключенных. А спровоцировало бунт введение ОМОНа на территорию колонии. Подобная ситуация была и летом 2007 года.
7 февраля 2008 года Фонд «В защиту прав заключенных» направил Уполномоченному по правам человека в РФ Лукину В.П., Генеральному прокурору РФ Чайке Ю.М., в Прокуратуру Амурской области Чистову В.Т. и начальнику УФСИН по Амурской области Синицкому В.Н. заявление в связи с получением 469 обращений от заключенных из исправительной колонии № 5 (Амурская область, Сковородинский район, село Тахтамыгда). В этой колонии содержатся осужденные, больные туберкулезом. В письмах говорится, что вопреки официальным утверждениям реальное количество участников акции протеста колеблется от 700 до 800 человек. В своих обращениях Фонд «В защиту прав заключенных» потребовал от прокуратуры и УФСИН Амурской области провести повторную проверку в порядке прокурорского надзора в ИК-5 и допросить указанных в данном заявлении осужденных, принять меры в отношении виновных в массовом избиении осужденных. Владимира Петровича Лукина просят взять на контроль ситуацию в ИК-5 Амурской области и содействовать в проверке этой колонии с участием правозащитных организаций.
Кемеровская область
1 февраля 2008 года
В исправительной колонии № 4, расположенной в поселке Шерегеш, обострилось противостояние между осужденными и администрацией учреждения. Как стало известно, 113 человек объявили голодовку. Причиной этого шага называются «нечеловеческие условия содержания». Осужденные и их родственники обратились к руководству ГУФСИН, к уполномоченному по правам человека в Кемеровской области и в прокуратуру. Как сообщил заместитель начальника ГУФСИН Сергей Борзенков, руководство колонии действительно получило от группы осужденных заявление о начале голодовки. Однако, по его словам, заявители продолжают совершать покупки в продуктовом магазине колонии. По мнению Сергея Борзенкова, конфликтная ситуация связана с тем, что в исправительном учреждении сменился начальник, который, что называется, начал «завинчивать гайки». При старом начальнике осужденным якобы были какие-то послабления, а теперь их нет. «Например, осужденные требуют, чтобы позволили длительные свидания не только с женами, – рассказал изданию замначальника ГУФСИН, – но и с другими женщинам. А это по закону не положено». Проверить, были ли нарушены условия содержания осужденных в колонии № 4, предстоит сотрудникам прокуратуры.
Калмыкия
4 февраля 2008 года
Более недели в СИЗО-1 в столице Калмыкии Элисте длилась голодовка заключенных, которую они проводили в знак протеста против действий администрации следственного изолятора. Об этом сообщил родственник одного из узников. Факт голодовки подтвердило и руководство СИЗО-1 УФСИН РФ по Республике Калмыкия. По данным родственников осужденных, 22 января в СИЗО-1 был введен отряд специального назначения УФСИН РФ по Республике Калмыкия. Спецназовцы в масках избили почти всех содержащихся в изоляторе. Били ногами, руками, дубинками и при этом кричали: «Это привет от нового начальника СИЗО, чтобы знали, кто в доме хозяин!» При этом умышленно уничтожались туалетные принадлежности, вещи и даже личные материалы по уголовным делам. Под видом обыска спецназовцы издевались и над женщинами – по всему СИЗО слышались женские крики, – рассказал со слов освободившегося 29 января из СИЗО Сумьяна Н. житель Элисты Владимир Галитров. По словам начальника тюрьмы Александра Тарасова, голодовка была начата одиннадцатью подследственными 23 января и прекращена 30 января, после того как проведенные проверки не выявили нарушения прав подследственных и осужденных. Инициаторам акции не удалось добиться массовой поддержки со стороны других заключенных. Как утверждает Тарасов, к ним присоединилось только четверо или пятеро человек из различных камер, и они держали голодовку не так стойко, как инициаторы, а периодически принимали пищу. Александр Тарасов, назначенный на пост начальника СИЗО-1 Калмыкии непосредственно перед вышеописанными событиями, также подтвердил, что 22 января в камерах подведомственного ему учреждения силами спецназа был проведен обыск на предмет изъятия запрещенных к хранению предметов. Такие мероприятия, по его словам, проводятся в российских изоляторах постоянно и являются нормой. В то же время Тарасов отверг обвинения в адрес бойцов спецназа в применении насилия и уничтожении имущества содержащихся в СИЗО. По его словам, сотрудники УФСИН действовали в рамках закона, что и показали две последующие проверки. Первая была проведена с участием уполномоченного по правам человека в Калмыкии, вторая – с участием сотрудников прокуратуры, получивших жалобы узников «казенного дома». Проведенные в ходе проверок медицинские освидетельствования заключенных не выявили, как утверждает Александр Тарасов, никаких следов насилия.
Ленинградская область
19 февраля 2008 года
Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин срочно вылетел в Санкт-Петербург, чтобы проверить информацию о массовых случаях членовредительства в колонии для несовершеннолетних в городе Колпино Ленинградской области. «Лукину поступила информация от правозащитников о том, что несколько подопечных колонии вскрыли себе вены. Пока непонятно, что это было: попытка суицида или членовредительства. В итоге он экстренно отправился туда, чтобы на месте разобраться в ситуации», – сообщили в пресс-службе омбудсмена. Глава ГУ ФСИH по Петербургу и Ленинградской области Владимир Маленчук заявил, что готов обсудить с Лукиным ситуацию с инцидентом в колонии для несовершеннолетних в Колпино, отметив, что омбудсмен уже общается с пострадавшими. «У нас был инцидент на прошлой неделе, когда шестеро несовершеннолетних воспитанников колонии порезали себе руки, после чего их госпитализировали в больницу», – сказал Маленчук. Он подчеркнул, что не знал заранее о визите Лукина и не в курсе всех его планов. Тем временем прокуратура по надзору за соблюдением законности в исправительных учреждениях Петербурга и Ленобласти намерена в кратчайшие сроки завершить проверку инцидента. «Мы проводим свою проверку отдельно от проверки Главного управления ФСИH. Они свое разбирательство уже завершили, мы – пока нет. В ближайшее время акт реагирования нашего ведомства будет составлен», – сказал начальник спецпрокуратуры Александр Лабжин. По его словам, это не первый инцидент в этой колонии, инциденты там происходят, но таких серьезных, как на этот раз, не было долгое время. Колония в Колпино была в центре внимания осенью прошлого года, когда там произошли массовые беспорядки.
Татарстан
20 февраля 2008 года
В Альметьевской колонии строгого режима № 8 объявили голодовку несколько десятков осужденных. Как сообщил один из участников голодовки, первоначально в акции принимали участие 30 человек. Затем количество участников голодовки достигло 120. При этом четверо, содержавшиеся в штрафном изоляторе, вскрыли себе животы. Таким образом голодающие пытаются добиться приемлемых условий содержания. Они, в частности, протестовали против использования в колонии такого средства воздействия, как «стакан» (заключенного в легкой одежде выводят на улицу и в течение нескольких часов держат в тесной бетонной «коробке» под открытым небом). Осужденный, давший эти сведения, отметил, что голодовка будет идти до тех пор, пока ее участники не добьются своего. Причем, по его словам, это уже не первая такая акция – месяц назад осужденные уже объявляли голодовку. В пресс-службе татарстанского управления исполнения наказаний информацию о голодовке подтвердили. Правда, назывались несколько меньшие цифры. По официальным данным, голодают около 40 осужденных, все они относятся к категории лиц «отрицательной направленности» и выдвигают требования, противоречащие действующему распорядку учреждения. Что касается вспоротых животов, то, по данным пресс-службы, лишь двое заключенных нанесли себе незначительные царапины. В колонию приехала комиссия прокуратуры Казани по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Кировская область
28 февраля 2008 года
Заключенный колонии № 11 в Кировской области Владимир Вихарев обратился к правозащитникам в связи с началом им бессрочной голодовки. Обращение осужденного в нижегородский «Фонд в поддержку толерантности» связано с тем, что администрация колонии никак не отреагировала на начало Вихаревым акции протеста. Объявление о бессрочной голодовке и обращение к Президенту России заключенный Вихарев подал в администрацию колонии сразу же после подъема в 6 часов утра 25 февраля. На 18 часов 26 февраля начальство так и не прореагировало на объявленную голодовку и не предприняло действия, требуемые законом в таких случаях, – помещение голодающего в санчасть и его медицинское обследование. Голодовка вызвана, по словам Вихарева, тем что администрация учреждения препятствует отправке его обращений, к тому же после регистрации в Европейском суде по правам человека его жалобы № 32357/05 со стороны администрации учреждения появились предвзятое отношение и действия, унижающие личную честь и достоинство, оскорбляющие его личность и его христианское вероисповедание. Голодающий обратился к правозащитным организациям с просьбой о вмешательстве и об обращении с их стороны к администрации колонии, чтобы администрация ИК-11 поняла, что им не удастся скрыть факт голодовки. Вихарев намерен продолжать голодовку до полного выполнения его требований.