Виталий Полозюк
Новые правила для воспитательных колоний
В.Л. Полозюк начальник управления социальной, психологической и воспитатель ной работы с осужденными ФСИН России, полковник внутренней службы. Публикуются фрагменты интервью В. Полозюка газете "Казенный дом", N 11, 2006
Эти правила, как и другие нормативные документы, были переработаны в связи с происшедшим структурным реформированием всех ведомств. <...> Переработка Правил осуществлялась с начала 2005 года и по ряду объективных причин задержалась. <...>
Разумеется, то, что было в предыдущих Правилах, в большинстве своем вошло в новые ПВР, да и не могло не войти, потому что законодательство за это время хоть и изменилось, но не в такой степени, чтобы коренным образом их перерабатывать. Но вместе с тем есть и определенная новизна. Прежде всего это связано с предложениями, которые поступили от членов Совета Европы. Например, были претензии к тому, что у нас несовершеннолетние по территории колонии передвигаются строем, используя при этом маршировку. Мы доказали членам Совета Европы, что в наших условиях передвижение строем необходимо. Ведь массовые передвижения осужденных происходят практически в течение всех суток - на работу, учебу, прием пищи, в баню, на культурные и спортивные мероприятия и т. д. В то же время маршировка отменена, и это четко прописано в Правилах. По рекомендации экспертов Совета Европы убраны также ранее использовавшиеся термины "воспитанник" и "воспитанница".
Мы также учли пожелание экспертов, касающееся того, что в документах об образовании, выдаваемых в ВК, не должно указываться, что они получены именно в колонии. По согласованию с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии РФ с текущего года оттиски печати для документов об образовании не содержат информацию о том, что они выданы в исправительном учреждении.
Отменены и ежедневные проверки-смотры осужденных. Теперь это будет происходить один раз в неделю. Включено в Правила и положение об обязательном проведении начальником колонии или его заместителем беседы с вновь прибывшими осужденными в карантинном отделении, а в состав комиссии по распределению осужденных включен сотрудник группы социальной защиты. <...>
[О строевой песне.] Песни несовершеннолетние могут петь. Но в добровольном порядке. Исполнение песни в строю допускается при подготовке или проведении торжественных мероприятий, смотров, конкурсов, а также, если это обусловлено традициями конкретного учреждения, например, ритуал подъема или спуска флага колонии, вечерней прогулки и т. д.
<...>
[О свиданиях в 5 суток за пределами колонии.] К сожалению, пока такие условия есть не во всех ВК. Что касается свиданий продолжительностью до трех суток в пределах колонии, то здесь проблем нет никаких. А вот пятисуточные свидания пока являются больше исключением, чем правилом. Но мы нацеливаем начальников воспитательных колоний на то, чтобы такие условия были организованы как можно скорее. Однако в данном вопросе необходимо учитывать условия в каждой конкретной колонии, складывающуюся в ней обстановку и личность осужденного. Окончательное решение должно приниматься администрацией воспитательной колонии.
<...>
[Об "иных лицах", которым по ПВР разрешены свидания.] Что касается "иных лиц" по отношению к свиданиям, то мы считаем, что это родственники, не относящиеся к категории близких. Ну, например, двоюродные братья и сестры или дяди и тети.
<...>
Законодательно не закреплено, что в случае, если у несовершеннолетнего нет денег, администрация обязана отправить письмо за свой счет. Но реально именно так и происходит. Мне неизвестно ни об одном случае, когда бы администрация ВК отказалась отправить письмо в прокуратуру ли, в суд ли, или еще куда-нибудь. Кроме того, в этом вопросе помогают попечительские советы, спонсоры, которые выделяют деньги именно для таких случаев.
<...>
[О платных медицинских услугах.] Ну, например, какое-то обследование, которое провести в наших учреждениях невозможно, но которое совершенно не является экстренным. Потому что если лечение является экстренным, то тут принимаются все меры, чтобы обеспечить это лечение, причем бесплатно. А если, например, кто-то хочет, ну не знаю, скорректировать форму носа, то, ради бога, за плату - пожалуйста. Вы ж понимаете, что это вполне может быть отложено до освобождения. Но если осужденный имеет деньги (или родственники или спонсоры готовы оплатить) и желает сделать операцию прямо сейчас, ну и ради бога. Только надо помнить, что дополнительные медицинские услуги могут оказываться только в учреждении, то есть не мы будем вывозить куда-то там осужденного, а врач приедет в колонию. Опять же это не значит, что вот захотел осужденный получить какую-то платную медицинскую услугу, и ему сразу же ее предоставят. Администрация рассмотрит это предложение, заслушает медицинских работников - действительно ли это необходимо, - и тогда уж будет принято решение.
[О запрете на электробритвы] Дело в том, что из электробритвы очень легко сделать инструмент для нанесения татуировок, а несовершеннолетние, как вы сами знаете, в силу своего возраста склонны к некоторой браваде, и нанесение татуировок для них - некий ореол романтики, что ли. Повзрослев, они, конечно же, будут жалеть об этом, но поезд, как говорится, ушел. Поэтому мы решили, что коль скоро разрешены разовые станки, то электробритвы ни к чему. Кстати, эксперты Совета Европы с этим согласились. К тому же необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 99 УИК РФ осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, индивидуальные средства гигиены (в том числе и одноразовые бритвы) предоставляются бесплатно.
Ни один нормативный документ не должен быть догмой. Конечно, с течением времени они [правила] будут меняться. Это ведь не первые Правила ВК, это уже четвертые по счету. Предыдущие, например, действовали четыре года. С изменением законодательства будут, естественно, меняться и эти Правила. Причем, меняться они будут в сторону дальнейшей гуманизации условий отбывания наказания.