Александр Константинов
Что же это за "браслеты"?
Речь, собственно, идет об электронном мониторинге. Электронный мониторинг может быть двух видов: активный и пассивный. Активный мониторинг - это когда специально уполномоченное лицо (сотрудник соответствующей службы либо МВД, либо ФСИН) обзванивает своих поднадзорных и выясняет, дома они или (в нарушение наложенных на них судом обязательств, например, не покидать квартиру после 22.00) ушли на дискотеку или, не дай бог, на новое "дело". Бывает и наоборот: правонарушитель звонит своему куратору, а тот при помощи специальной техники определяет, из дому ли он звонит.
Пассивный же электронный мониторинг (а именно он нас и интересует, так как в России - стране компьютерных гениев - обмануть телефон ничего не стоит) заключается в том, что человеку на какой-то участок тела (чаще всего на лодыжку или на запястье) прикрепляют электронный датчик, который посылает сигнал на пульт, и оператор легко определяет, в каком месте находится правонарушитель. Существует еще и спутниковый мониторинг, но это слишком дорого даже для западных стран. Кроме того, он пока не совсем надежен, особенно в помещениях, а также в местностях со слабым приемом сигнала, поэтому его применяют крайне редко.
В США электронный мониторинг существует уже более двадцати лет и применяется в большей части штатов. В Западной Европе "стаж" у него поменьше, но с каждым годом количество "обраслеченных" заключенных увеличивается.
На Западе это не отдельная мера пресечения и не вид наказания, а дополнительное средство контроля, и в разных странах применяется по-разному. Во Франции, например, электронный мониторинг применяется к условно осужденным несовершеннолетним, если их срок наказания не превышает одного года, либо к условно-освобожденным осужденным, оставшийся срок осуждения которых также не превышает одного года. Недавно, правда, парламент Франции принял в первом чтении законопроект, направленный на борьбу с рецидивной преступностью. Одна из его статей позволяет судьям обязывать людей, виновных в сексуальных преступлениях, приговоренных к пяти и более годам тюрьмы, после выхода на свободу носить на руке электронный браслет. Согласно этой статье, педофилов, сексуальных маньяков и других опасных преступников могут обязать носить браслет в течение 30 лет. Решение будет принимать суд по исполнению наказаний. Предварительно судья должен будет оценить степень социальной опасности осужденного не менее чем за два года до его освобождения из-под стражи. А в Швеции электронный мониторинг иногда применяется вместо тюремного заключения, но только по просьбе самого осужденного. Широко распространен электронный мониторинг и в Великобритании.
Начальник Правового управления ФСИН, доктор юридических наук, профессор Олег Филимонов говорит по поводу применения электронного мониторинга в России:
- Это потребует изменения трех основных законов, касающихся заключенных: Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов. Кроме того, необходимо будет внести значительные поправки в целый ряд инструкций. Вполне может быть, что закон о "браслетизации" может быть принят в рамках закона "О социальной реабилитации освобожденных из мест лишения свободы". Пока по этому вопросу идут активные консультации. Несомненно одно: если закон об электронных браслетах будет принят, это явится очередным свидетельством дальнейшей гуманизации уголовно-исполнительной системы России.
Электронный мониторинг - продолжает О. Филимонов, - может применяться, например, в отношении лиц, осужденных к ограничению свободы. Это некий аналог французского "полусвободного" режима. Такой вид наказания имеется в российском законодательстве, но пока не применяется, так как строительство реабилитационных центров для этой категории осужденных требует огромных затрат. Но, может быть, не надо ничего строить? Ведь вполне вероятно, что, если у человека имеется такой браслет, он вполне может проживать и дома. Электронный браслет применим также и к осужденным, которым предоставлено право передвижения без конвоя, а также осужденным к отбыванию наказания в колониях-поселениях. Сейчас все эти вопросы прорабатываются совместно с экспертами, заинтересованными ведомствами и представителями законодательной власти.
Установка такой системы, по мнению Олега Филимонова, безусловно, обойдется недешево. Однако опыт США, к примеру, показывает, что электронный мониторинг обходится государству значительно дешевле, чем заключение. Так, один день заключения в тюрьме одного правонарушителя стоит для американского налогоплательщика 44 доллара. Если же этот правонарушитель отбывает срок в центре пробации (условно сравним это с нашими колониями-поселениями), то на него тратится 28 долларов в день. А если на условно-освобожденного (условно-осужденного или подозреваемого, находящегося под домашним арестом) надет "браслет", то это обходится всего в 14 долларов в день. В России, безусловно, стоимость тюремного содержания (сюда входит содержание под стражей и подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах, и уже осужденных, содержащихся собственно в колониях и тюрьмах) в несколько раз ниже, чем в западных странах. Но пропорция должна сохраниться, правда, только в том случае, если эта система будет производиться в России (где рабочая сила относительно дешева), а не закупаться на Западе. Если же закупать ее, скажем, в США, то ее стоимость для российского налогоплательщика будет в несколько раз выше, чем стоимость тюремного заключения. Нелишне заметить, что такой "браслет" можно использовать по крайней мере в течение трех-пяти лет, то есть несколькими осужденными последовательно, что уменьшает его стоимость.
Важно и то, считает О. Филимонов, что применение "браслетов" позволит сократить количество самих следственных изоляторов и пенитенциарных учреждений, строительство и содержание которых стоит намного больше, чем закупка, установка и эксплуатация необходимого оборудования.
По данным МВД, приводимым одним из крупнейших специалистов по преступности в России А. Гуровым, начиная с 1960 года и до середины 80-х годов в СССР было осуждено около 35 миллионов человек. Какое-то количество, хоть и небольшое, прошло "тюремные университеты" без осуждения, то есть было оправдано. А за последние годы в заключении побывало по меньшей мере еще миллионов восемь-десять. Конечно, в результате корректировки уголовной политики уже несколько лет как численность тюремного населения в России снижается. Однако уменьшается и население России. Следовательно, криминализация общества не снижается. Увеличивается количество семей, имеющих непосредственное или опосредованное отношение к пенитенциарной системе: у кого отец или мать сидели, у кого - сын или дочь, у кого - друг или подруга.
Россия в этом отношении ничуть не хуже или не лучше других стран, преступность возрастает везде. Но в одних странах путем внедрения различных программ для несовершеннолетних и даже взрослых, а также из-за широкого применения различных альтернативных видов наказания стараются как-то нивелировать общую криминализацию (то есть не отправлять оступившихся за решетку, а дать им возможность начать как бы с чистого листа), а в других (в основном азиатских) пока преобладает карательный характер воздействия на правонарушителей. Электронный мониторинг как дополнительная гарантия правопослушного поведения заключенных может сыграть значительную роль в уменьшении всеобщей криминализации общества, позволяя во многих случаях не допустить превращения оступившегося гражданина в настоящего преступника.
В качестве стартовой площадки для опробования браслетов избрана Рязанская область, поскольку, как пояснил представитель офиса Еврокомиссии в РФ, глава отдела правовых реформ и институциональной поддержки программы сотрудничества ЕС и России, координатор этого проекта со стороны Евросоюза Пьер Дибман, "в Рязани имеется Академия права и управления ФСИН России. А проектом предусматривается в том числе обучение персонала, который должен осваивать и новые методы, и менеджмент этой системы - мало просто дать человеку полусвободу или надеть на него электронный браслет. Чиновники, в данном случае сотрудники уголовно-исполнительных инспекций, должны уметь и следить за порядком, и за использованием этих самых браслетов, и уметь осуществлять должный контроль за своими подопечными, а для этого необходима соответствующая административная и психологическая подготовка. Техническая сторона также требует обучения. Кроме браслета, есть еще и оборудование слежения. Все браслеты должны быть задействованы на одну станцию, расположенную либо в СИЗО, либо в УИИ, откуда обеспечивается постоянный контроль. Для этого весьма подходят кадры, имеющиеся в Рязанской Академии".
Для начала на выделенные по проекту деньги планируется приобрести около двухсот браслетов, которыми за за период опробирования воспользуется примерно тысяча человек.
Г-н Дибман рассказал также о применении этой системы в Европе:
- Сейчас браслеты начинают использовать в разных странах Европы, но после США их применение начали в Англии, Голландии, Франции, где система электронного мониторинга получила значительное развитие, как, кстати, и ряд других альтернативных тюремному заключению мер. В разных странах браслеты используются с разной целью: где-то их применяют к осужденным, где-то к тем подследственным, которые обвиняются в совершении не очень тяжких преступлений. Это особенно часто используется в США после того, как человеку предъявлено обвинение. В Голландии же браслеты часто используются, когда человек отбыл половину или две трети срока и хорошо себя зарекомендовал. Его начинают готовить к выходу на волю, в частности предоставляют режим полусвободы, или длительный отпуск, или вообще освобождают из-под стражи, то есть он проживает дома, но с определенными ограничениями. С помощью электронных браслетов за его перемещениями осуществляется круглосуточный контроль. Есть и третий способ применения браслетов: человек получает небольшой срок, например, 9 месяцев. Предположим, у него есть жена, дети, работа, это его первое наказание и т. д. Из девяти месяцев три он должен отсидеть, а шесть месяцев его контролируют с помощью браслета. Здесь важно, что такой человек вряд ли попадет под влияние криминала. Чем меньше времени он проведет в тюрьме, тем менее вероятно, что он станет профессиональным преступником.
Теперь ФСИН России должна решить, какое применение электронного мониторинга наиболее приемлемо в России. Конечно, это решение будет принято в рамках закона, который сейчас находится на рассмотрении Госдумы.