Доклад Директора ФСИН на коллегии Минюста России по итогам работы в 2005 году и о задачах на 2006 год
За последние годы учреждениями и органами УИС проделана объемная, социально ориентированная и государственно-значимая работа по совершенствованию их деятельности. Решен ряд задач, направленных на либерализацию уголовно-исполнительной политики, гуманизацию исполнения наказания, созданы предпосылки для внедрения концептуально новой программы пенитенциарной деятельности. Реализуется курс на декриминализацию общества, расширение видов наказаний, альтернативных лишению свободы, улучшение условий содержания осужденных и подследственных.
В этих целях Министерством юстиции, Федеральной службой исполнения наказаний проводится большая работа, направленная на совершенствование законодательной базы процесса исполнения уголовных наказаний.
Наши инициативы находят поддержку в Администрации Президента Российской Федерации, Правительстве России, законодательных, исполнительных и судебных органах власти, министерствах и ведомствах. С начала прошлого года принято семь федеральных законов, касающихся вопросов деятельности УИС. Еще восемь проектов федеральных законов, направленных на улучшение ее деятельности, находятся на рассмотрении в органах государственной власти Российской Федерации. Недавно, 10 марта, Госдумой принят очередной Закон, которым расширены права осужденных на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, несовершеннолетних осужденных на заочное профессиональное образование, упразднены требования о раздельном содержании в колониях-поселениях и другие.
Укреплению законности и гарантий прав граждан в местах лишения свободы в значительной степени способствуют постоянный надзор со стороны органов прокуратуры, судебный контроль, система государственного финансового контроля. Мы благодарны работникам прокуратуры, государственным и общественным организациям за оказываемую помощь в решении стоящих перед нами задач и возникающих проблем.
В последние годы произошли серьезные изменения в криминогенном составе контингента УИС.
Возрастает активность криминальных лидеров в местах лишения свободы и вне их, пытающихся распространять "воровские традиции", организовывать и координировать противоправные действия осужденных.
Численность лиц в местах лишения свободы за год выросла на 60 тысяч человек. При этом количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления достигло 70 процентов. Несколько лет назад эта категория составляла 30-35 процентов.
Каждый четвертый отбывает наказание за убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый пятый - за разбой или грабеж. Более четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы. 46 процентов осужденных отбывают наказание второй раз и более, что говорит об устойчивой криминальной мотивации и нежелании вести законопослушный образ жизни.
Наметилась тенденция к омоложению состава осужденных. Около трети лиц, отбывающих наказание, не старше 25 лет.
Увеличивается количество лиц с повышенной агрессивностью и возбудимостью, с психическими отклонениями. Сегодня в местах лишения свободы содержится более 400 тысяч человек, склонных к различным формам деструктивного поведения - агрессии, конфликтам, членовредительству, суициду.
Мы это предвидели, и нами были приняты адекватные складывающейся обстановке меры, что позволило сохранить стабильную обстановку в УИС.
Деятельность уголовно-исполнительной системы все больше приобретает социальную направленность. В процессе исправительного воздействия на осужденного важно ему привить чувство уважения к закону и обществу, помочь подготовиться к полноценной жизни на свободе.
Существенно укреплена социальная служба в исправительных учреждениях. Свыше 1300 социальных работников учреждений повседневно решают вопросы социальной адаптации и подготовки осужденных к жизни на свободе.
Они тесно взаимодействуют с представителями органов местного самоуправления, правоохранительными органами, службами занятости и социальной защиты населения при решении вопросов получения осужденными пособий, пенсий, документов, дающих право на льготы.
В результате более 88 процентов осужденных из числа нуждающихся получили помощь в трудовом и бытовом устройстве после освобождения, более 76 процентов из них - в приобретении постоянного места жительства. Практически каждому второму оказана помощь в восстановлении утраченных социально полезных связей.
Реализуется право осужденных на получение психологической и психотерапевтической помощи. Ежегодно психологическое и психиатрическое обследование проходят более 80 процентов осужденных, подозреваемых и обвиняемых, выявляются лица с признаками психических отклонений, повышенной агрессивностью, склонные к совершению самоубийств. Особое внимание уделяется разрешению конфликтов, выявлению причин, осложняющих оперативную обстановку, прогнозированию и предупреждению чрезвычайных происшествий.
В 2005 году численность психологов в исправительных учреждениях составляла 2252 человека. Они обеспечивают работу по разрешению конфликтов, предотвращению нарушения порядка отбывания наказания.
Повышенное внимание ФСИН России уделяет положению дел в следственных изоляторах.
В результате принятых за последние годы мер камерная площадь в расчете на одного человека к началу 2005 года была доведена в среднем до 3,6 квадратных метра. В определенной степени этому способствовало сокращение численности подозреваемых и обвиняемых, достигнутое в результате внесенных изменений в законодательные акты.
Но рост численности спецконтингента в СИЗО в 2005 году значительно превысил прогнозируемые показатели, и к концу года она увеличилась на 15 тысяч человек. За счет эффективной реализации средств федерального бюджета, привлечения внебюджетных средств в 2005 году было создано более 16 тысяч мест, готовых к приему спецконтингента, в эксплуатацию принято 8132 места. Введенные места, а также принятые меры по оперативному этапированию осужденных в исправительные учреждения позволили компенсировать рост численности и довести размер камерной площади, приходящейся на одного человека, до 3,7 квадратного метра.
Интенсивный рост численности в СИЗО продолжается и в текущем году. За два месяца она увеличилась еще на 5,6 тысячи человек.
В результате в восьми территориальных органах УИС следственные изоляторы переполнены в 1,5-2,5 раза.
На фоне активизации борьбы с преступностью в стране и естественного увеличения численности граждан, направляемых в следственные изоляторы, ФСИН России обеспокоен сложившейся судебной практикой применения в качестве меры пресечения содержание под стражей за малозначительные преступления. Так, если после ввода в действие в 2002 году нового Уголовно-процессуального кодекса ежемесячно в следственные изоляторы поступало около 16 тысяч вновь арестованных, то в феврале текущего года - 34 тысячи, из которых практически 40 процентов - за преступления небольшой и средней тяжести.
В то же время ежемесячно из следственных изоляторов освобождаются в связи с изменением меры пресечения, вынесением оправдательных приговоров и приговоров, не связанных с лишением свободы, от 5 до 6 тысяч человек, или примерно 20-25 процентов от числа вновь арестованных. За прошлый год по этим основаниям было освобождено свыше 65 тысяч человек, или каждый шестой от общего числа вновь арестованных.
Практически не снижается количество осужденных, ожидающих получения из судов определений о вступлении приговоров в законную силу. При этом период ожидания документов в среднем составляет более трех месяцев.
Мы тесно работаем с Верховным судом, Генеральной прокуратурой над сложившейся ситуацией в СИЗО и надеемся на положительный результат.
В связи с этим на основе постоянного мониторинга ситуации, складывающейся в следственных изоляторах ФСИН России, за счет средств федерального бюджета, решений по перепрофилированию и более эффективному использованию имеющихся учреждений УИС в 2006 году планируется в следственных изоляторах ввести 15 тысяч мест.
Нами разработана и находит поддержку в заинтересованных министерствах и ведомствах новая Федеральная целевая программа строительства и реконструкции СИЗО на 2007-2016 годы, предусматривающая выделение 54 миллиардов рублей.
В течение года не прекращалась работа по открытию новых и реорганизации действующих исправительных учреждений. Введено три новых исправительных учреждения с общим лимитом наполнения 920 мест, перепрофилированы 24 колонии с общим лимитом 20 тысяч мест и созданы 69 изолированных участков различных видов режима с общим лимитом наполнения более 8 тысяч мест.
Это позволило значительно уменьшить вывоз осужденных за пределы региона, в котором они проживали или были осуждены. Кроме того, более 17 тысяч осужденных были переведены для продолжения отбывания наказания в те субъекты Федерации, где они проживали, что во многом способствовало восстановлению их социально полезных связей. Эта работа продолжается.
Решен ряд вопросов по улучшению продовольственного обеспечения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, повышению их обеспеченности вещевым имуществом, укреплению материально-технической базы учреждений.
Введены новые улучшенные нормы питания и материально-бытового обеспечения, повышенные нормы вещевого довольствия. Нормы питания стали более сбалансированными. В них включена выдача молока, яиц, увеличена норма выдачи мяса и других продуктов, что является важным фактором в профилактике туберкулеза.
Проводится целенаправленная работа по обеспечению прав осужденных на охрану здоровья. Созданы условия для организации эффективной борьбы с социально значимыми заболеваниями. Ведется конструктивная работа с Минздравсоцразвития России, на базе учреждений УИС открываются соответствующие кафедры медицинских институтов.
На фоне ежегодного поступления в учреждения 20 тысяч больных туберкулезом за счет улучшения медицинского обеспечения и качества медицинской помощи за последние пять лет количество больных активной формой туберкулеза уменьшилось более чем вдвое - со 100 до 48 тысяч человек. Показатели смертности в местах лишения свободы (на 100 тысяч человек) в 3,4 раза ниже, чем в целом среди населения Российской Федерации.
Производственный потенциал УИС переориентируется на решение, в первую очередь, социальных задач - на восстановление и закрепление у осужденных профессиональных и трудовых навыков, необходимых для их последующей адаптации в обществе. Реализуется программа по самообеспечению продуктами питания, вещевым имуществом и предметами коммунально-бытового назначения.
Решен вопрос об урегулировании задолженности по обязательным платежам предприятий учреждений, что позволит ускорить процесс их преобразования в центры трудовой адаптации осужденных и производственные мастерские.
В уголовно-исполнительную систему переданы 338 государственных образовательных учреждения начального профессионального образования. В большинстве исправительных учреждений созданы необходимые условия для получения осужденными к лишению свободы в возрасте до 30 лет общего образования. Упорядочено финансирование общеобразовательных учреждений из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, что, в свою очередь, создало благоприятные условия для расширения сети вечерних общеобразовательных школ.
Осуществлен комплекс мер, направленных на совершенствование деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Создана основа для эффективной работы по исполнению наказаний, альтернативных лишению свободы. Более чем в два раза увеличена штатная численность уголовно-исполнительных инспекций. Это позволило снизить нагрузку на сотрудников со 180 осужденных (а в некоторых инспекциях она доходила до 220-240) до 88 подучетных граждан в среднем на инспектора.
В то же время в текущем году необходимо направить усилия на улучшение взаимодействия с органами внутренних дел, снижение рецидива преступлений, улучшение материально-технического обеспечения и, что крайне важно, устранение недостатков, в том числе выявленных Генпрокуратурой.
Уголовно-исполнительная система, являясь частью общегосударственной правоохранительной системы, продолжает повышать уровень взаимодействия с органами внутренних дел, ФСБ Российской Федерации, другими силовыми ведомствами по направлениям борьбы с терроризмом, наркоманией, обеспечения экономической безопасности страны.
В целях профилактики противоправных действий осужденных, а также побегов существенно укреплены службы надзора в исправительных колониях. Современными интегрированными системами безопасности оснащено более 30 процентов исправительных учреждений и более 60 процентов следственных изоляторов УИС. За счет более рационального использования численности на 2 тысячи единиц увеличена штатная численность надзорных служб в колониях. Это позволило значительно усилить надзор на территориях, непосредственно прилегающих к охраняемому периметру. Создан предварительный рубеж охраны, позволяющий получать тревожный сигнал на подходе к основному ограждению. В результате количество побегов из-под охраны сократилось на 23 процента, предотвращено 56 попыток побегов. Не допущено побегов из тюрем и побегов конвоируемых лиц.
По случаям, повлекшим нарушение нормальной деятельности в исправительных учреждениях, проведены тщательные служебные проверки, определены причины и условия, способствовавшие развитию чрезвычайных ситуаций, сделаны необходимые выводы. Виновные руководители территориальных органов привлечены к дисциплинарной ответственности.
Изучен механизм этих процессов. К исследованиям была подключена пенитенциарная наука. Издано и применяется на практике методическое пособие по профилактике действий, направленных на дезорганизацию деятельности учреждений, которыми руководствуются в территориальных органах УИС.
В отношении осужденных за действия, направленные на дестабилизацию обстановки в ИК-3 Курской области, возбуждены уголовные дела. Четверо осужденных (Брагин М. А., Клементьев В. Ю., Чирко С. В., Чернышов М. Р.) признаны виновными в совершении преступления и приговорены к различным срокам лишения свободы (от восьми месяцев до четырех лет).
Ранее в результате целенаправленной работы за аналогичные действия был осужден лидер организованной преступной группировки г. Рязани Митин В. И. (так называемый "вор в законе" Мотыль).
Вместе с тем вызывает беспокойство неумение некоторых руководителей скорректировать свои действия и работу подчиненных руководителей учреждений в связи с меняющейся криминогенной обстановкой, активизацией деятельности криминальных лидеров.
Мы вынуждены принимать меры и по укреплению руководства территориальными органами и учреждениями. Два руководителя управлений (Республика Дагестан, Приморский край) освобождены от занимаемых должностей, на 387 руководителей и сотрудников подразделений наложены дисциплинарные взыскания.
Ухудшение криминогенного состава, усиление влияния криминальных группировок ставят новые задачи перед сотрудниками исправительных учреждений. На первый план выходит использование коррекционных методов в воспитательной работе, формирование психологической устойчивости сотрудников. Повышенные требования приводят к возрастанию физической и психологической нагрузки на сотрудников УИС. Это таит в себе опасность профессиональной деформации, а иногда провоцирует на совершение противозаконных действий.
Мы нетерпимо относимся к каждому факту нарушения закона. 75 процентов от общего количества преступлений, совершенных сотрудниками УИС, выявлены оперативными службами ФСИН России. В 2005 году к дисциплинарной ответственности привлечено более 15 тысяч сотрудников, возбуждено 77 уголовных дел. Мы и впредь будем без всякого сожаления расставаться с теми сотрудниками, кто встал на путь предательства, кто пришел к нам на работу, преследуя цели личной наживы. И это наша принципиальная позиция.
В целом по системе более трети сотрудников имеют стаж службы до трех лет. Доля женщин достигла 27 процентов от численности сотрудников, в следственных изоляторах и тюрьмах - 33 процентов. Основными факторами, осложняющими решение кадровой проблемы, являются правовая неурегулированность вопросов прохождения службы, правовой и социальной защиты персонала. В связи с этим мы участвуем в разработке и сопровождении соответствующих законопроектов и прежде всего законопроекта о правоохранительной службе.
ФСИН России принимаются меры по сохранению стабильного профессионального ядра сотрудников. По сравнению с 2004 годом численность начальствующего состава выросла на 9943 единицы. Некомплект лиц рядового и начальствующего состава снизился с 5 процентов до 2,2 процента, а показатель оттока сотрудников из УИС за 2005 год сократился на 4 процента.
Издан ряд приказов Минюста России и ФСИН России, направленных на решение социальных проблем личного состава. Сохранены льготы по пенсионному обеспечению, льготному зачету выслуги лет, медицинскому и санаторно-курортному обеспечению, обязательному государственному страхованию. Отмена бесплатного проезда на транспорте компенсирована увеличением надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы.
Действует многоуровневая система профессиональной подготовки кадров. Всего за счет средств федерального бюджета обучается более 16 тысяч курсантов и слушателей.
Большим потенциалом сегодня обладает пенитенциарная наука. В научных учреждениях трудятся свыше 100 докторов и 500 кандидатов наук. Ее роль видится, прежде всего, в выявлении тенденций развития уголовно-исполнительной системы в условиях формирования институтов демократического правового государства, в дальнейшем совершенствовании уголовно-исполнительной политики в соответствии с общепринятыми международными стандартами. Без развития этого направления мы можем потерять видение перспективы.
Выполнение задач, поставленных перед ФСИН России руководством нашего государства, Минюстом России, международный опыт, рекомендации Совета Европы, новые требования Европейских пенитенциарных правил, необходимость дальнейшей оптимизации уголовного наказания требуют системного подхода к решению имеющихся проблем. Поэтому пути решения стоящих перед системой задач ФСИН России видит в концентрации усилий на следующих направлениях.
1. Необходимо сохранить имеющийся потенциал высокопрофессиональных специалистов и одновременно обеспечить формирование нового ядра профессионалов. В этих целях следует продолжить подготовку кадров нового поколения, воспитание специалистов, правильно понимающих и реализующих новые задачи и подходы к исполнению наказаний. Одновременно на постоянном контроле руководителей всех уровней остаются вопросы обеспечения социально-правовых гарантий персонала.
2. Современная ситуация требует дальнейшего совершенствования законодательной базы деятельности УИС, направленной на гуманизацию исполнения наказаний, нормативное урегулирование исполнения новых видов наказаний. Поэтому разработка новых законопроектов совместно с департаментами Минюста России, их сопровождение остаются основным направлением деятельности центрального аппарата ФСИН России.
3. Для восстановления лицами, лишенными свободы, утраченного социального статуса, их подготовки к полноценной жизни на свободе необходимо, прежде всего, дать им образование и профессию. В связи с этим будет закончено реформирование производственного сектора УИС, перевода его в учебно-производственные мастерские. Будут расширены возможности дистанционного образования осужденных.
4. В целях повышения эффективности борьбы с социально значимыми заболеваниями будет продолжена работа по организации во взаимодействии с местными органами власти и здравоохранения, международными организациями по внедрению новых методов лечения, укреплению материальной базы противотуберкулезной и психиатрической служб пенитенциарной медицины, а также созданию лечебно-диагностических центров для лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
5. Будет продолжена работа по изысканию и реализации любых возможностей по вводу дополнительных площадей в следственных изоляторах с целью обеспечения установленных законодательством норм.
6. Необходимо обеспечить повышение эффективности работы по профилактике преступлений и правонарушений в учреждениях, исполняющих уголовные наказания. Все службы, в том числе воспитательные, безопасности, охраны, психологические, оперативные должны работать "на опережение", предупреждать на стадии замысла, подготовки преступления. Для этого особое внимание будет уделено обеспечению своевременного выявления и учету осужденных, склонных к агрессивно-деструктивным действиям, постоянному их психолого-педагогическому, социальному и оперативно-режимному сопровождению. Будет продолжена работа по совершенствованию и повышению уровня взаимодействия с органами внутренних дел, ФСБ, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотических средств, другими силовыми ведомствами, прежде всего по направлениям борьбы с терроризмом, наркоманией, обеспечения экономической безопасности страны.
Руководство Федеральной службы исполнения наказаний на основе анализа недостатков, имевших место в работе УИС в 2005 году, приняло меры по их устранению и продолжит последовательную работу по повышению надежности и эффективности охраны исправительных учреждений, обеспечению безопасности персонала и осужденных, постепенному перерастанию исправительных учреждений в центры социальной реабилитации для лиц, отбывающих наказание.
17.03.2006