Главная страница

Неволя

НЕВОЛЯ

Оглавление номера>>

Виталий Лозовский, Станислав Кучер

Консилиум

Опыт в письмах

10 февраля 2005 года

День добрый!

Я врач, имеющий опыт 3-х лет отсидки и 12 тюрем. Сайт у вас хороший, конечно, молодцы, но похвалить всех тюремных медиков не могу.

Насмотрелся я немало, как люди заживо в камерах сгнивают, от чесотки - превращаются в ходячий струп. Сам несколько раз вскрывал заточкой однокамерникам гнойники.

Были и хорошие доктора - в Воронеже, например. Но очерствевших - большинство... Понятное дело, вроде врач, а вроде - лепила: выполняешь распоряжение тюремного начальства. В основном, боятся за свои погоны. Меня в Белгороде менты избили - лепила сказал "жить будет" - и все...

Мне о Вашем сайте читатели рассказали. В общем молодцы, что сделали.

Виталий Лозовский.

14 февраля 2005 года

Здравствуйте, Виталий!

Приятно получить послание от коллеги, и тем более интересно, что коллега - одновременно и мой "клиент".

Поясню. Я - врач медчасти одного из СИЗО г. Екатеринбурга. По тональности Ваших сообщений мне показалось, что мы с Вами находимся "по разные стороны баррикад" во взглядах на тюремную жизнь. Это вполне объяснимо.

Мои основные принципы такие:

1. Уголовно-исполнительная система - это система по определению карательная, исполняющая наказания за преступления, поэтому было бы странно ожидать доброты и помощи от персонала СИЗО, ИК и т.д. То же касается и условий содержания. Практически никто не попадает к нам просто так, многие - с тяжелыми статьями. Честное слово, сострадания к ним не испытываю. Вся система изначально построена так, чтобы сломить человека, отсюда и все нечеловеческие условия, и отношение.

2. Другое дело, что я, как добросовестный работник, стараюсь следовать всем пунктам должностной инструкции, а также медицинским этическим принципам, поэтому, видимо, за все годы работы в СИЗО ни одного нарекания в мой адрес от заключенных не было. Конечно, часто бывает, что симулянты и аграванты3 очень остро реагируют на "разоблачения", но, тем не менее, ни с одним из них впоследствии не было серьезных конфликтов.

3. Вы можете спросить: а как же права человека - заключенного? Здесь наши позиции таковы. Понятие прав человека в последнее время используется спекулятивно и однобоко. Почему-то никто не говорит о праве убитого на жизнь, о праве изнасилованной девушки на неприкосновенность и здоровье, о праве ограбленного на личную собственность. Зато о правах убийцы, насильника, грабителя - пожалуйста, сколько угодно. Поэтому для нас во главе угла - права потерпевших, о которых никто и нигде не говорит. Мы полагаем, что с этими пояснениями становится ясно, что почти никто из персонала учреждений не стремится очень уж строго соблюдать права заключенных.

С уважением, Станислав Кучер, администратор Пенитенциарного медицинского сайта.

15 февраля 2005 года

День добрый, Станислав!

По разные ли, или не совсем - однозначности нет.

Правда, меня удивило Ваше письмо. Суд приговаривает человека к лишению свободы, а получается, что Вы еще и по своей инициативе накидываете ему лишений. Затем эти обозленные на государство и его представителей люди возвращаются и готовы разорвать любого мента, да и на государство любимое по возможности болт забить.

Вы правильно написали, что система построена так, чтобы сломить человека. Вы озвучили то, что тюремное начальство скрывает за красивыми словами. Вот только нормально ли это? Вы выращиваете матерых ушлых преступников. Мелочь ломается, а крепкие волки станут еще крепче. А потом удивляемся, откуда у нас такая изощренная и хорошая организованная преступность.

Понятно, что симулянтов немало, да и просто лентяев, но и нормальных людей ставят в такие условия, где каждый выживает, как может. Или, скажете, нормальных там нет?

Нас, например, избили (около 50 ударов принял я лично , поскольку организовал это, остальные - не намного меньше) в Белгородском СИЗО за то, что мы требовали хотя бы относительно сносного питания. Это нормально? После бунта, кстати, кормить стали нормально.

Вы - исполнители наказания, которое предусматривает закон. Но вам этого кажется мало, и вы творите самосуд.

Много у нас в системе исполнения наказаний надо бы менять... Зверская система... а мир спасет красота, говорил классик.

С наилучшими пожеланиямиВиталий Лозовский.

17 февраля 2005 года

Здравствуйте, Виталий!

Действительно, законом предусмотрено только лишение свободы и части гражданских прав для осужденных, а для подозреваемых и обвиняемых и того меньше - все права для них сохраняются.

Здесь я сделаю заявление, которое, возможно, покажется Вам странным: я считаю, что наше государство (а точнее, закон) излишне гуманно. Дело в том, что, по моему мнению, менталитет российского преступника - это совсем не то, что, скажем, голландского или шведского. Это там заключенного могут отпустить домой на выходные, а нашего попробуй отпусти. Большинство таких либо сбежит (что, в общем, логически понятно), либо, что вернее, напьется и по пьянке кого-нибудь убьет. Или то же самое, но на трезвую голову.

Кроме того, как показывает опыт, с большинством заключенных невозможно продуктивно общаться: каждый ищет либо подвох, либо, что чаще, личную выгоду. И это, заметьте, не зависит от условий содержания и отношения, а определяется тем, что у человека в голове. Единственное исключение из этого правила - это смотрящие, которые, как правило, весьма здравомыслящие, хотя и порочные люди.

Очень многие заключенные - это в прошлом дети из неблагополучных семей, или наркоманы, или люди с энцефалопатией разного генеза, в том числе алкогольного, которые в принципе не понимают нормального языка, а реагируют только на окрик, побои, карцер/ШИЗО и т.п.

Вот Вам пример гуманизации обращения с заключенными: с окон в камерах сняли жалюзи - стали гонять коней между камерами и корпусами. Перестали бить малолеток - они стали позволять себе хамство, угрозы по отношению к персоналу, в камерах появились случаи убийств. Стали лучше кормить - появились недовольные качеством питания, пишут жалобы и т.д.

Все это я веду к тому, что бесполезно что-либо менять в нашем законодательстве в плане гуманизации. Разруха, как говорил другой классик, начинается в головах. Напротив, как я уже говорил, УИС - изначально карательная система, основные принципы работы заложены еще в сталинское время, и ей и надо такой оставаться. Она такой сделана не зря, а с учетом психологии нашего преступника. Политика пряника в данном случае, как показывает практика, к сожалению, результатов не приносит. Такие вот потуги на гуманизацию и воспитывают, как Вы пишете, матерых преступников, особенно из малолеток.

Я не говорю, что всех надо избивать или унижать, но некоторых - непременно. А некоторых нелишне и расстрелять.

Есть и другая сторона проблемы - недостаточно высокий уровень профессионализма персонала учреждений УИС. Не секрет, что многие из них, как говорится, "от сохи" либо просто со своими странностями, и найти с ними общий язык бывает очень трудно. А где взять хороших работников? Трудно найти. То, что Вас били в Белгороде за законные требования, - это, конечно, ненормально. А то, что после стали кормить нормально - так это только ради того, чтобы шума было меньше.

Что же касается самосуда - здесь вопрос отдельный.

Любому нормальному человеку присуще чувство мести. Око за око. Потерпевший, как правило, не может отомстить своему обидчику (хотя очень хочется - я сам был однажды ограблен и избит, а другой раз обворован). Почти каждому работнику СИЗО/ИВС/ИК приходится перебарывать в себе бессознательное или явное чувство мести к преступнику (мои воры, кстати, потом у меня и сидели, и я их даже лечил, не сказав, правда, что я их потерпевший). Может, это и неправильно, но с психологией не поспоришь.

В то же время для общего блага необходим профессиональный подход, по принципу "ничего личного, я только делаю свою работу". Работа преступника - совершать преступления, наша работа - лишать свободы. И не более того. Я сам всегда стараюсь следовать этому принципу, и это дает положительный результат, хотя некоторые воспринимают мою работу как ущемление их личности.

В общем, каждому свое.

С уважением, Станислав Кучер.

09 марта 2005 года

День добрый, Станислав!

Во-первых, хочу поблагодарить за откровенность - это значительно лучше, чем декларировать одни ценности, а следовать другим, что зачастую делает Ваше более высокое начальство. Это открывает возможность для разговора и нахождения точек соприкосновения, тогда как в противоположном случае это обычно лишь пустая трата времени.

Поначалу я был возмущен Вашим признанием того, что пенитенциарная система призвана не исправлять, а ломать человека, туда попавшего. Но позже пришло понимание (за что особенно Вам благодарен), что и такая точка зрения имеет право на существование, и она формировалась у Вас на протяжении Вашей жизни. И не только у Вас, но и у большинства работников УИН. И если мы (собственно, я говорю о себе, хотя знаю немало людей, разделяющих такую точку зрения) хотим что-то изменить, то надо принимать это и понимать, что так считает большинство нашего общества.

Знаете, я за годы отсидки общался со многими матерыми преступниками и убийцами, впрочем, как и Вы. И за это время не обнаружил ни одного "конченого" человека, душа которого бы не тянулась к свету и которого бы я считал за лучшее отправить в расход. Это правда, что многие из них, окажись на свободе, снова совершат преступления, и многих может остановить только такой репрессивный опыт, какой имеется в наших тюрьмах и зонах. Но это их мировоззрение, которое также формировалось у них под влиянием нашей действительности - как и Ваше.

Вы сами пишете, что "очень многие заключенные - это в прошлом дети из неблагополучных семей". Добавлю: и из неблагополучных районов, где нет никакой перспективы, и из неблагополучной страны. Но этим Вы признаете, что то, что сделало человека преступником, не целиком зависит от него, а во многом он - тоже жертва. Жертва отношений в семье и обществе. И он исходит точно из тех же позиций, что и Вы. Насилия и мести. Он не видит - как и Вы - иного способа достичь своих целей, как только через насилие. Украсть, отобрать, кинуть, убить (у Вас - сломить, наказать, казнить) мешающих благополучию и посягающих на него. Он мстит обществу и его "благополучным" членам за свое "неблагополучное" детство и жизнь.

Вы нашли для себя, может быть, некоторую золотую середину между своими убеждениями и этическими принципами, в том числе врачебными: более или менее старательно выполняете должностные инструкции и считаете, что Ваша совесть чиста. Но если условия изменятся? Вы, естественно, последуете своим убеждениям, которые говорят, что посягнувшим на Ваши идеалы надо мстить. Насилие и месть - это отправные точки идеологии нашего сегодняшнего государства.

Только я для себя усвоил (вероятно, и Вы со мной согласитесь), что любая борьба усиливает обе стороны. И временный победитель, продолжая исповедовать свою идеологию и образ поведения, завтра обязательно столкнется с новым "врагом", еще более сильным. Маленько победили мелкую и уличную преступность - на арену вышла организованная. Боремся с организованной, а она прорастает в государство и становится государственной, а затем и межгосударственной. И уже непонятно, кто с кем борется. Начинается новый круг - теперь уже преступное государство борется снова с мелкими преступниками, чтобы их детям было спокойно ходить по улицам. В процессе борьбы мелкие преступники снова становятся хитрыми, сильными, матерыми, и снова начинают организовываться, и т.д. Это замкнутый порочный круг. Сколько столетий нужно наступать снова и снова на одни и те же грабли?

Почему бы не попытаться разорвать этот круг и не проявить внимание и сочувствие к тем, кого Вы называете преступниками? Может быть, им помощь нужна? Я не утверждаю, что не нужны тюрьмы или что сроки должны быть меньше. Наоборот, сейчас эта система в формальном плане, в принципе, сбалансирована с учетом, как Вы говорите, "нашего преступника". Нужно изменение отношения к человеку, туда попавшему. Не ломка и месть, а помощь и сотрудничество. С человеком хотя бы надо поговорить. Но только кто это делать будет...

То, что Вы сказали об арестантах (наркомания, алкоголизм, энцефалопатия), в полной мере относится и к сотрудникам системы. Подавляющее большинство (я говорю с полной ответственностью) сотрудников УИС - сами жертвы общества и семьи, люди неполноценные, от безвозвратного алкоголизма и опускания их удерживает только сама система, требующая приходить на работу трезвым.

И даже если бы сейчас кто-то вдруг из высшего начальства проснулся и посмотрел на все это б...ство и сказал "так дальше жить нельзя", то его светлые мысли воплощать в жизнь было бы некому. Нужно изменение мировоззрения всего общества. К управлению должны приходить люди без агрессии и злобы в душе. А пока есть то, что может сделать каждый для изменения качества своей жизни и жизни общества - научиться прощать. Без этого ничего не произойдет, и любые формальные усовершенствования системы рано или поздно захлебнутся злобой и нетерпимостью.

Прощение - основа благополучия и психического здоровья, и не зря это самая первая и важная христианская ценность. Именно умение прощать, а не формальное следование заповедям, относит человека к христианской вере. Оно нужно с обеих сторон, но кто-то должен начать первым. А кто же, если не более ответственный и сознательный, которыми и являются сотрудники УИС, несмотря на все то, что я только что сказал, поскольку они все-таки, как бы там ни было, стали на сторону порядка и созидания. Вторым их шагом должно стать прощение. Попытайтесь поговорить с самыми матерыми и презираемыми Вами. Поговорить по душам, без масок и стереотипов, за чашкой чая. Попытайтесь узнать, что руководит ими - по крайней мере, Вы же ничем не рискуете, кроме своей озлобленности.

Собственно, для чего Вы сделали сайт и вышли, таким образом, на трибуну - Вас ведь тоже вряд ли все устраивает в Вашей жизни?

Всех благ.Виталий Лозовский.

22 апреля 2005 года

Здравствуйте, Виталий!

Эпиграфом к нижеследующим мыслям хочу сделать цитату из "Одиссеи капитана Блада": "...Человек... это не венец природы, а ее отвратительнейшее создание, и только идиот мог избрать себе профессию целителя этих созданий, которые заслуживали уничтожения".

Мы действительно говорим на разных языках, но тем не менее в переводе не нуждаемся, в том смысле, что не такие уж они и разные.

Я тоже за годы работы общался и с грабителями, и с убийцами, и с прочими подобными людьми. И я бы не стал говорить, что это не конченые люди. Приведу пару примеров.

Однажды ко мне на прием пришел приличного вида молодой человек, от которого пахло одеколоном, что большая редкость в СИЗО. Это обратило на себя внимание, и у нас состоялся небольшой диалог:

- Вы осужденный?

- Да.

- По какой статье?

- По 105-й.

- А срок какой?

- 20 лет строгого.

- Понятно. "Работник ножа и топора"?

- Ножом не работаю.

- А чем же?

- Винтовкой.

- И каковы результаты?

Тут он несколько замялся, и я тогда уточнил:

- Ну, больше 10?

- Больше.

- А почему вы это делали?

- Я делал свою работу. У вас работа здесь, а у меня - там.

- А как оплачивалась работа?

- Смотря какой клиент.

- Ну, например, губернатор.

- От 15-20, а если кто-нибудь простой, как вы, например, то 2-3 тысячи долларов.

На этом наша беседа завершилась.

Вот скажите мне, это конченый человек? Или, освободившись, он станет, например, водителем, или кем-то еще, обзаведется семьей? Сильно сомневаюсь.

Еще один пример. У нас сидел один детоубийца. Он сделал так: переодевшись в священника (!!!), прошел в роддом и задушил пятерых новорожденных.

Кто будет с ним разговаривать, кто его будет прощать? Мы - нет. А Вы? Эти люди, несомненно, заслуживают уничтожения, и не столько из мести, сколько из соображений безопасности для общества и профилактики рецидивов, выражаясь по-медицински. Вы же понимаете, что гангрену лечить бесполезно, нужно отнимать ногу. Так же и тут.

Не спорю, среди заключенных есть люди, которых не назовешь отъявленными злодеями - беднота, малолетки из неблагополучных семей, деды, по пьянке убившие своих бабок, и т.д. С ними можно еще о чем-то говорить, и то не всегда. А вообще, прощать - это не наше дело. Это дело суда - человеческого и высшего. Мое дело - даже не исполнять наказания, а лечить "эти создания". И вправду довольно идиотское занятие, если задуматься.

Я, как ни стараюсь, не могу понять и простить людей, которые вынесли все подчистую из моей квартиры, других людей, ограбивших и избивших меня, укравших у моей жены кошелек с зарплатой за месяц. Бог им судья. Пусть он их прощает, если сочтет возможным. А я буду делать свою работу.

С уважением, Станислав.

25 апреля 2005 года

День добрый, Станислав!

Человека надо рассматривать со всех сторон и, в том числе, в общей картине мира. Поговорили бы Вы с таким киллером в минуты его откровения или отчаяния, узнали бы о его страхах и душевных болях и наверняка бы сменили отношение. Второй описанный Вами случай - это уж совсем похоже на психическую болезнь, и содержать его вероятно надо будет в "дурке" (при таком "анамнезе" его разорвут сами зеки, самое меньшее опустят - это наверняка, не раз такое видел и описывал в своих рассказах).

Примеров можно было бы привести массу, и Вы, и я это можем. Поразмыслить бы надо над другим. Если Вы считаете, что мир - явление случайное, и ничего, кроме нашего ежедневного сознания и нашей жизни, нет, то есть нет Бога, то Вы совершенно правы. В таком случае основной ценностью должно быть удовлетворение повседневных потребностей - пища, развлечения, безопасность. Все, что мешает человеку и обществу, должно быть уничтожено, и прощение - вещь бессмысленная и ненужная.

Если же предположить, что мир создан, и есть Творец, и в этом всем есть некая цель, то это дело совсем другое. Промежуточных же вариантов я не вижу. Так не может быть, чтобы что-то имело цель, а что-то нет, что-то в мире создано случайно, а что-то по Божьей воле.

Поэтому если у Вас есть хотя бы что-то, что мы называем верой в Бога, Вы обязаны распространить эту веру на всю свою жизнь и на все события, которые в ней происходят.

И в этой картинке уже найдется место и преступникам и преступлениям, и психически больным, и, что самое главное, прощению. Ибо если все имеет цель, то и преступники - творенья Божьи и никому не закрыта дорога к покаянию. Преступник должен быть наказан и осужден судом - во всем прочем не нам судить, почему мир так устроен. И помочь этим людям ощутить и свою причастность к Мирозданию и обрести смысл в жизни - величайшая помощь. Которая и начинается с прощения и неосуждения.

Всех благ, Виталий Лозовский.

Содержание номераОглавление номера>>
Главная страницу