Лев Гудков, Борис Дубин
Милицейский произвол, насилие и "полицейское государство"
На протяжении многих лет россияне, в особенности проживающие в крупных городах, не чувствуют в безопасности ни себя, ни своих близких, ни на улице, ни в транспорте, ни даже дома. Угроза хулиганского нападения, грабежа, а все чаще - террористического акта осознается россиянами как весьма острая, но тем не менее привычная. 27% россиян, опрошенных в мае 2004 г. (N=1600 человек), "очень боятся", что они сами и их близкие могут оказаться жертвами теракта, 52% опасаются этого "в какой-то мере". Соответственно, ведущими ценностями для населения России на протяжении последних лет выступали именно "стабильность", "законность и порядок".
С другой стороны, на протяжении тех же лет социологи получали устойчивые данные, свидетельствующие о крайне низком уровне доверия населения России к милиции и правоохранительным органам, которые как будто бы должны этот порядок охранять. Не случайно среди мер безопасности, которые следовало бы предпринять для снижения угрозы терактов, 45% опрошенных в майском исследовании 2004 г. Левада-центра - самая большая группа - назвали "борьбу с коррупцией в правоохранительных органах". За низким доверием к милиции стоит явно ощущаемое россиянами снижение эффективности и качества ее работы.
В то же время, широко рекламируемые в прессе мероприятия властей по чистке рядов милиции от коррупционеров не вызывают безоговорочного доверия граждан. Лишь один из четырех слышавших об этой кампании согласен с ее трактовкой в официальном ключе, а более двух третей опрошенных не верят в то, что она действительно направлена на искоренение преступности в рядах МВД. Значительно более правдоподобной респонденты считают версию о том, что борьба с "оборотнями" - лишь средство решения внутриклановых проблем властной элиты или элемент предвыборной агитации руководителя ведомства Б. Грызлова.
Неудивительно, что в рейтинге доверия различным социальным институтам органы милиции, по оценкам населения, никогда не поднимались выше 13-14-го места. По суммарному выражению негативизма в их адрес они уступают только политическим партиям и российскому парламенту, однако - что важно! - с гораздо более определенным отрицательным отношением (число затруднившихся ответить, то есть некомпетентных или не имеющих своего мнения, здесь вдвое меньше, чем в отношении к партиям или Думе).
С третьей стороны, объем полномочий милиции - и тех, что напрямую связаны с поддержанием общественного порядка, защитой населения, и тех, что относятся к ее постоянно увеличивающимся бюрократическим и тому подобным функциям, - год от года растет, причем общество, его институты, организации никак не контролируют этот процесс. Так, например, недавние инициативы по передаче - безо всякого предупреждения и объяснения - функций ОВИРа паспортным столам отделений милиции стали полной неожиданностью для населения накануне периода летних отпусков, на неопределенное время сделали всю страну "невыездной" и фактически в очередной раз превратили россиян в бесправных и бессильных заложников правоохранительной системы.
И вместе с тем - таков четвертый фактор, влияющий на массовые оценки милиции как института, - у населения России практически нет возможности выбирать себе средства защиты в случае опасности для жизни, имущества и т.д. Кроме помощи со стороны милиции, рассчитывать рядовому россиянину почти что не на кого.
Для опрошенных в 2004 г. жителей российских городов милиция и ГАИ стоят на втором месте в "черном списке" властно-административных учреждений и организаций, систематически нарушающих права, ущемляющих законные интересы граждан1.
Чаще всего горожанам, по их оценке, приходится сталкиваться с такими видами милицейского произвола, как:
- грубость, хамство, оскорбления (на это указали более половины всех опрошенных - 53%),
- волокита в милиции или бездействие сотрудников милиции (51%),
- поборы, вымогательство, взятки (48%),
- неоправданное задержание (проверка документов, обыск, незаконное заключение под стражу) - 40%,
- отказ возбуждать уголовное дело, нежелание искать преступников (29%),
- физическое насилие (избиение, телесные повреждения, пытки) - 24% .
Таковы усредненные данные. Но среди тех, кто относится к милиции критически, с недоверием и опасением (а этот контингент составляет около четверти опрошенных и чаще других к нему принадлежат более молодые, активные и предприимчивые горожане), гораздо выше доля тех, кто подчеркивает постоянный произвол в любых действиях милиции.
Физическое насилие в правоохранительных органах2
По мнению 73% врачей и среднего медперсонала, оказывающих первую медицинскую помощь пострадавшим в результате несчастных случаев или нападений, проблема насилия сотрудников правоохранительных органов в отношении задержанных является весьма серьезной (полагают, что этот вопрос не заслуживает сколько-нибудь серьезного внимания 23%, и 4% считают, что такой проблемы не существует). Применение насилия в отношении задержанных или избиение их случается "довольно часто", считают 43% опрошенных (в Москве и Петербурге - 55%); еще 10% (в Москве - 14%) считают, что это "общая практика" в МВД и других ведомствах этого рода. 46% (в Москве - 32%) полагают, что такого рода явления достаточно редки, представляют собой отдельные случаи. Опрошенные знают, о чем говорят: 77% медперсонала бригад "скорой помощи" приходилось оказывать медицинскую помощь пациентам, пострадавшим от действий сотрудников правоохранительных органов, среди врачей травмопунктов таких было уже 87%.
Мнения о распространенности повседневного милицейского насилия сильнее выражены у работников травмопунктов, чем среди персонала "скорой помощи" (в сумме - 58% и 51%). Подобные различия связаны, видимо, с тем, что для регистрации или помощи пострадавшим от побоев и травм, нанесенных сотрудниками органов правопорядка или в их ведомствах, "скорую" помощь вызывают несколько реже. Пострадавшие вынуждены чаще самостоятельно обращаться за помощью в травмопункты.
Жертвами насилия милиции чаще всего оказываются мужчины, относящиеся к "социально слабым" или уязвимым категориям населения, находящиеся в состоянии частичной или полной невменяемости (или квалифицируемые в таком качестве врачами или милицией). Они не в состоянии должным образом защитить себя в социальном и гражданском отношении, а не только в физическом смысле.
Бьют главным образом тех, кто находится в пьяном виде, "не в себе" и как бы провоцирует жестокое, "нечеловеческое" отношение, подростков и молодых людей, а также бомжей. Но, видимо, бьют "не до смерти", так что люди пострадали, но не настолько, чтобы вызывать "скорую", или находились не в том состоянии, чтобы ее вызывать, а вынуждены идти в травмопункт сами (можно предположить, что и "скорая", со своей стороны, неохотно выезжает на такие вызовы). То же самое можно сказать и о мигрантах, становящихся типичными объектами агрессивного отношения милиции. Женщины в подобной ситуации оказываются не так часто, а травмы, наносимые им, не столь серьезны, раз они обращаются не к "скорой помощи" (2%), а появляются в травмопункте (4%).
Врачи узнают о том, кто нанес побои, стал причиной травм или телесных повреждений, главным образом со слов самих пострадавших (в трех четвертях случаев - 73%). Несколько чаще об этом говорят те, кто приходит или доставлен в травмопункт (79%). Но помимо самих объяснений пострадавших на это указывает типичный характер телесных повреждений (об этом заявляет почти каждый третий работник травмопункта -32% - и каждый пятый врач "скорой помощи" - 21%) или, как это объясняют врачи и медсестры, это ясно из "характера поведения пострадавшего" (12%).
Таблица 1
Причины получения травм или телесных повреждений
(в % к числу опрошенных по столбцу; опрошенные могли назвать несколько позиций, поэтому сумма ответов больше 100%)
(все ответы со слов потерпевших) |
В целом |
Бригады скорой помощи |
Персонал травмопунктов |
При задержании |
61 |
57 |
69 |
Избили беспричинно, "для куража", демонстрации власти |
34 |
32 |
38 |
При "выбивании" информации, нужной сотрудникам правоохранительных органов |
16 |
16 |
17 |
По указанию сотрудников правоохранительных органов избили сокамерники |
3 |
3 |
3 |
Другое |
6 |
6 |
5 |
Жестокость как норма
Несмотря на то, что большая часть врачей считает недопустимым илинеестественным такой порядок вещей, когда людей подвергают насилию или избиениям, все-таки приходится говорить об инерции жестокости как нормы повседневного существования, характерной для репрессивных обществ тоталитарного или полицейского типа. Так, абсолютное большинство опрошенных среди врачей и среднего медперсонала склоняется к тому, что насилие и жестокость, проявляемые к задержанным или подследственным, вызываются самими пострадавшими, неадекватностью их поведения, с точки зрения милиции или конвоя, работников следственных органов (иначе говоря, врачи в большей мере, вынужденно или нет, принимают сторону милиции). Речь идет о проблеме конвенциональных определений параметров жестокости и насилия: мы определенно имеем дело с достаточно явным согласием на "оправданность" его применения или "неизбежность" насилия в таких случаях, когда пьяный или агрессивно настроенный задержанный вызывает ответную и явно чрезмерную - судя по результатам и травмам - жестокость. Лишь каждый пятый из опрошенных медиков полагал, что насилие было ничем не оправданной жестокостью и оно никак не спровоцировано самим пострадавшим.
Таким образом, речь идет о "внутреннем" оправдании побоев и силы, привычном коде жестокого поведения сразу и по максимуму, с которым как бы уже согласились в обществе, в том числе и врачи. Едва ли можно назвать приемлемым поведение пьяных, но кураж милиции - вещь столь же дикая и недопустимая в нормальном обществе, как и асоциальность бомжей и пьяниц.
Ситуация закрытости правоохранительных органов для внешнего контроля, наблюдения, обсуждения (а значит, и для возможности врача встать на другую позицию, кроме милиционера при исполнении) усугубляется сложившимся порядком оповещения о случаях милицейского насилия. В подавляющем большинстве случаев персонал "скорой помощи", но в еще большей части - травмопунктов, обязан сообщать о травмах, полученных со стороны милиции... той же самой милиции. Причем особенно жестко эту обязательность чувствует медперсонал в нестоличных городах, средних по размерам и количеству населения, где "все на виду".
Таблица 2
В соответствии с должностными инструкциями, куда вы обязаны сообщать о фактах причинения гражданам телесных повреждений сотрудниками правоохранительных органов?
(здесь и далее в % к числу опрошенных, по столбцу)
В целом |
Бригады скорой помощи |
Персонал травмо-пунктов |
|
В дежурную часть милиции |
39 |
30 |
60 |
В прокуратуру |
12 |
11 |
15 |
В центральную диспетчерскую |
6 |
9 |
0 |
Другое |
4 |
6 |
1 |
Нет таких инструкций |
16 |
20 |
6 |
Не знаю |
9 |
9 |
8 |
Нет ответа |
20 |
23 |
14 |
Как нетрудно понять, сотрудники милиции и другие представители власти заинтересованы по преимуществу в том, чтобы замять случившееся, вообще не фиксировать его как факт и не придавать огласке. Можно предположить, что в большинстве случаев ситуация почти автоматически и складывается именно так - в их пользу. В отдельных случаях, когда случившееся выходит или грозит выйти за рамки обычного, органы правопорядка и другие власти оказывают на врачей давление, требуя не фиксировать факты причиненного милицией насилия и никуда о них не сообщать. Особенно сильно это давление ощущает, с одной стороны, медперсонал в Москве и Петербурге ("показательных" городах, где концентрируется официальная власть), а с другой стороны - в средних и малых городах, где власть "ближе" и у нее больше возможностей прямого воздействия.
Характерно, однако, что еще настоятельней - в каждом втором случае, если не чаще, - о том же просят... сами пострадавшие. Они явно боятся последствий такого "разглашения" и не верят в его пользу ни для себя, ни для других им подобных. Иными словами, не только медики, но и сами потерпевшие вынужденно принимают сторону милиции, которая и причинила им травмы, - форма реакции на безвыходные условия, известная из истории тоталитарных систем, репрессивных институтов, поведения заложников и жертв террористических актов ("стокгольмский синдром") и проч.
При этом опрошенные медики крайне мало знают про общественные организации, ведущие борьбу с произволом и насилием со стороны правоохранительных органов (в сумме о таковых знают лишь 8% опрошенных). Вместе с тем до трех пятых респондентов (55% сотрудников травмопунктов и 61% бригад скорой помощи), по их словам, согласились бы, знай они координаты подобных общественных организаций, сообщать им о случаях насилия над гражданами со стороны правоохранительных органов.
Подводя итог, можно сказать, что порука насилия, терпения и молчания объединяет сегодня в России не только репрессивные органы - в ее периметр включены и жертвы. Мы имеем дело с социумом, в котором крайне слабо выражены формы позитивной солидарности, интереса и внимания к окружающим и, напротив, с заметной силой действуют различные негативные формы сплочения, принятия точки зрения "репрессивного другого", проявления синдрома коллективного заложничества.
А это значит, что привычных объяснений малой эффективности милиции как института низкой зарплатой сотрудников, социальным отбором наименее культивированного "человеческого материала" и т.п. явно недостаточно (даже при том, что они верны). Как показывают наши исследования за ряд лет, репутация милиции в глазах российского населения не просто окрашена недоверием или разочарованием из-за тех либо иных срывов и изъянов в ее работе. Милиция как система, правоохранительный институт в большинстве случаев утратила признаки законности, поскольку общее мнение, разделяемое почти 4/5 всех опрошенных, связывает их с криминальными структурами, с коррупцией и привычным произволом. Причем объем этого произвола со временем только ширится, поскольку растет объем функций милиции: бюрократической властью на нее возложены функции контроля и удостоверения многих повседневных взаимодействий, обойтись без которых большинство граждан просто не в состоянии. Речь идет о прописке и регистрации, паспортизации, идентификации личности, получении разного рода лицензий и сертификатов - от водительских прав до призыва в армию или разрешения на работу. Увеличивается объем функций милиции (при той же структуре института, том же его кадровом составе и той же неподконтрольности обществу), увеличивается и зависимость населения от нее, а соответственно, растет возможность произвола. При всем том, для большинства россиян милиция сегодня - по-прежнему не имеющий альтернатив институт защиты, хотя и с крайне низкой надежностью и эффективностью (низкой, но не нулевой).
Так что дело здесь не в упущениях системы, а в самой системе, как она складывалась на разных этапах жизни советского государства. Карательно-репрессивные функции милиции, связанные с ее задачами в советское время (защита государства, то есть бюрократической системы власти и управления, организации тоталитарного порядка - от людей, населения), сегодня вовсе не исчезли. Они частично трансформировались в источник милицейского произвола, нелегитимного ресурса милиционеров по эксплуатации отдельных уязвимых групп населения, которые не имеют средств защиты от вымогательства и милицейского "беспредела". Отсутствие контроля над органами милиции, связанное с природой и формой организации власти в постсоветское время, ведет к ее изоляции от других институтов, усилению состояния безответственности перед населением, различными его группами. Привычность милицейского насилия и для самих милиционеров, и для большинства остальных - выражение атомизированности и слабости общества, атрофии в нем самостоятельности, солидарности, воли.
Поэтому более адекватное объяснение накапливающихся институциональных дисфункций в милицейской и правоохранительной системе состоит для нас в том, что работа милиции определяется сегодня сочетанием плохо согласованных или попросту противоречащих друг другу целей и задач, в разное время ставившихся перед ней руководством страны, высшим эшелоном власти, отделявшей себя от социума и противостоящей ему. Каждый набор этих функций воспроизводит различные пласты политической культуры, относящиеся к несходным историческим эпохам существования тоталитарно-репрессивной системы управления обществом.
Лакуны в нормативно-административной деятельности государства (чаще всего это те самые области отношений, которые требуют принципиально иного типа регуляции - экономической, правовой и т.п., действующей через конкуренцию и кооперацию, доверие, взаимность, коалиционность) как раз и образуют зоны институциональной неопределенности, административного произвола, превращающие правоохранительные органы в организации частного или корпоративного "силового предпринимательства"3. Иначе говоря, перед нами не проблемы какого-то особого "переходного периода", а неразрешимый в заданных рамках симбиоз разных социальных систем, парализующих друг друга. Кажущаяся ограниченная дееспособность или неэффективность милиции, суда, правоохранительных органов, представляемые официальной властью или масс-медиа как временные трудности или несовершенства в работе правоохранительных органов и даже всего государственного аппарата, обозначают, на наш взгляд, возникновение качественно нового социального состояния - возникновение полицейского государства.
Полицейское государство - это государство децентрализованного контроля и управления при выродившихся или не развившихся механизмах дифференциации ветвей власти. Функциональные элементы законодательной, судебной, представительной и исполнительной власти переходят при этом к отдельному чиновнику, но только в том особом случае, если он обладает правом принуждения и ресурсами такового. Вся система может венчаться квазиавторитарным лидером, символически представляющим все целое или полноту сверхвласти, а может быть возглавлена некоторой конфигурацией олигархических кланов - важно лишь, что ни тот, ни другие не обладают реальной властью, эффективным контролем на средних и низовых уровнях управления. Они могут волевым порядком или в ходе объявленной кампании уничтожить один или несколько центров влияния, экономической, политической, региональной власти по тем или иным частным мотивам и обвинениям ("коррумпированность", "связь с заграничными агентами влияния", "предательство национальных интересов"), но они бессильны по отношению ко всей системе складывающихся отношений, к принципам ее организации.
Такая композиция власти означает конец мобилизационного общества и его идеологии, усиление традиционализма и ксенофобии в социуме, но особенно - в его военизированных, репрессивных структурах (армии, милиции, "органах"), нарастание процессов стагнации, разложения, усреднения, деградации, которым - в отсутствие других вариантов движения и групп, их всерьез отстаивающих, - придается вид стабилизации. Отличительной чертой подобной "стабилизации" является усиливающаяся неспособность власти к решению системных конфликтов и напряжений, постоянное откладывание принципиальных политических решений "на потом", длительность "временного", как бы переходного существования, обеспечиваемая только ценой снижения человеческого капитала и истощения социальных ресурсов.
Примечания
1 Далее в основном используются и приводятся без дополнительных указаний данные тематического цикла исследований, проведенных Аналитическим центром Юрия Левады (Левада-центр) по заказу Фонда "Общественный вердикт". Первый опрос прошел в мае 2004 г. В представительную для населения крупных городов выборку были включены 2013 жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Ростова на Дону, Нижнего Новгорода, Самары, Екатеринбурга, Перми, Омска, Новосибирска, Уфы и Красноярска.
2 Далее используются данные второго опроса, проведенного сотрудниками Аналитического центра Юрия Левады в июне 2004 г. по заказу того же Фонда "Общественный вердикт". На этот раз опрашивались врачи, фельдшеры и медсестры в бригадах скорой помощи и в травмопунктах различных городов России: целью исследования было получить некоторую косвенную информацию о пострадавших в результате насилия, причиненного гражданам сотрудниками органов правопорядка, то есть о фактах регистрируемого насилия. Всего было опрошено 619 человек (427 работников "скорой помощи" и 192 - травмопунктов) из 42 городов страны.
3 См.: Коленникова О.А., Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Коммерциализация служебной деятельности работников милиции// Социологические исследования, 2004, N3, с.73-83.