Index Главная страница

ПРАВО ЗНАТЬ

    СУДЕБНАЯ ПАЛАТА ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СПОРАМ
    ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    РЕШЕНИЕ

    от 25 ноября 1999 г. N 13 (176)
    г. Москва

    Об обращении главного редактора журнала
    "Досье на цензуру" Наума Нима в связи с неполучением
    запрашиваемой редакцией СМИ информации

    В Судебную палату поступило обращение главного редактора журнала "Досье на цензуру" Н.Нима, в связи с тем, что, по мнению заявителя, начальником Департамента правительственной информации Аппарата Правительства российской Федерации А. Коротковым было нарушено право редакции СМИ на получение общественно значимой информации.
    Рассмотрев представленные документы, заслушав заявителя Н.Нима, его представителя Д. Ямпольского, представителя Фонда защиты гласности Г. Пасько, президента правозащитного фонда "Комиссия по свободе доступа к информации "И. Дзялошинского, представителя Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Н. Колосову, Судебная палата установила:
    29 сентября 1999 года главный редактор журнала "Досье на цензуру" Н.Ним от имени редакции этого средства массовой информации направил на имя Председателя Правительства Российской Федерации В.Путина письмо, в котором со ссылкой на нормы статей 38 и 39 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" просил Председателя Правительства Российской Федерации ответить на ряд вопросов, связанных с ситуацией в Чеченской Республике.
    7 октября 1999 г. начальником Департамента правительственной информации А.Коротковым на это письмо был подготовлен ответ, который, по мнению Н.Нима, "по форме - не более, чем отписка с полным отсутствием запрашиваемой информации".
    Судебная палата отмечает, что в ответе Департамента правительственной информации на обращение главного редактора журнала "Досье на цензуру" сказано, что точка зрения Правительства на поставленные вопросы изложена в многочисленных интервью Председателя Правительства российской Федерации В.Путина, опубликованных в российских средствах массовой информации. Вместе с тем, в нем отсутствуют какие-либо ссылки на конкретные публикации.
    Как следует из представленного в Судебную палату письменного пояснения Департамента правительственной информации Аппарата Правительства Российской Федерации (N П44-5/2 от 24.11.00), сотрудники этого Департамента при подготовке ответа Н.Ниму на его письмо Председателю Правительства Российской Федерации от 29.09.99 посчитали, что они имеют дело с заявкой на интервью с Председателем Правительства Российской Федерации. Ссылкам же главного редактора журнала "Досье на цензуру" в его письме Председателю Правительства Российской Федерации на статьи 38 и 39 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" они не придали юридического значения, посчитав их несостоятельными.
    Разрешая данный спор, Судебная палата исходит из того, что в Российской Федерации правовую основу взаимодействия средств массовой информации и органов государственной власти в связи с реализацией прав граждан на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций составляют нормы статей 38-40 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", а также нормы Указа Президента Российской Федерации "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию" N 2334 от 31 декабря 1993 года, согласно которым деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, выражающейся в том числе в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес.
    Судебная палата при разрешении данного спора опирается и на положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1999 г. В частности, на тезис Послания о том, что "серьезным препятствием в установлении доверительных взаимоотношений общества и государства является информационная закрытость органов государственной власти и в первую очередь федеральных министерств и ведомств".
    Исходя их этих правовых и политических резонов, Судебная палата не может согласиться с доводом Департамента правительственной информации о несостоятельности ссылок на статьи 38, 39 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" в письме заявителя Председателю Правительства России.
    Обращение редакции журнала "Досье на цензуру" с общественно значимыми вопросами к главе Правительства правомерно опирается на нормы Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Статья 39 Закона не устанавливает каких-либо формальных требований к форме запроса редакцией СМИ информации о деятельности государственных органов. Возможна даже устная форма запроса.
    Что же касается ответов на запросы информации, то в ст. 40 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" закреплены достаточно четкие формальные и содержательные требования к такого рода документам, а в качестве законного основания для отказа в предоставлении такой информации предусмотрено лишь одно - если это связано с разглашением специально охраняемой законом тайны. Ответ А. Короткова редакции журнала "Досье на цензуру" не соответствует требованиям норм ст. 40 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
    Судебная палата, принимая данное решение, безусловно учитывает и то обстоятельство, что некоторые высшие должностные лица, органы государственной власти Российской Федерации, которые "у всех на виду" даже физически не в состоянии дать интервью каждому журналисту, оперативно ответить на запросы информации каждой редакции СМИ. Вместе с тем, учет этого фактора не должен означать, что волнующие общество вопросы могут оставаться без ответа.
    Учитывая изложенное и руководствуясь п.п. 9, 10 Положения о Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, Судебная палата решила:
    1. Признать, что ответ начальника Департамента правительственной информации Аппарата правительства российской Федерации А. Короткова от 7.10.99 N П44-427 на письмо редактора журнала "Досье на цензуру" Н.Нима Председателю правительства Российской Федерации от 29.09.99 объективно является необоснованным отказом в предоставлении общественно значимой информации редакции журнала "Досье на цензуру" и не соответствует требованиям ст. 40 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
    2. Рекомендовать руководству Департамента правительственной информации Аппарата Правительства Российской Федерации принять надлежащие меры к упорядочению отношений, связанных с реализацией законодательно закрепленного права редакций СМИ запрашивать и получать информацию о деятельности Правительства Российской Федерации.

    Заместитель председателя
    Судебной палаты В. Монахов
    (подпись, печать)


    АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    30 ноября 1999 г.
    П44-526
    Главному редактору журнала "Досье на цензуру" г. Москва
    Н.А.Ниму
    119021, г.Москва, Зубовский б-р, д.4, ком447

    Уважаемый Наум Аронович!
    В соответствии с решением Судебной палаты по информационным спорам от 25 ноября 1999 г. и в связи с Вашим обращением на имя Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина по вопросам, связанным с проведением контртеррористической операции в Чеченской Республике, а также во исполнение решения Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации N 1 от 25 ноября 1999 г., сообщаем следующее.
    Точка зрения Правительства Российской Федерации по вопросу о проведении контртеррористической операции в Чеченской Республике достаточно изложена в многочисленных интервью Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина, которые были опубликованы российскими средствами массовой информации.
    В соответствии со статьей 24 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Председатель Правительства Российской Федерации "представляет Правительство Российской Федерации в Российской Федерации и за пределами Российской Федерации".
    Таким образом, все выступления и интервью Председателя Правительства Российской Федерации являются официальной позицией Правительства Российской Федерации, включая заявления по вопросам, связанным с проведением контртеррористической операции в Чеченской Республике. Исключением из этого правила являются отдельные высказывания В.В.Путина при осязательной специальной оговорке о выражении им своего личного мнения как гражданина Российской Федерации.
    Что касается существа поднятых в Вашем обращении вопросов по прекращению деятельности незаконных вооруженных формирований в ходе проведения контртеррористической операции в Чеченской Республике, сообщаем, что официально объявленная Правительством Российской Федерации контртеррористическая операция проводится в строгом соответствии с Федеральным законом "О борьбе с терроризмом".
    В соответствии с данным законом, борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях защиты личности, общества и государства от терроризма; предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий; выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности (ст. 5 Закона). Согласно статье 16 Закона, контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции. На сегодняшний день нельзя говорить о ликвидации такой угрозы.
    Статья 14 Закона допускает ведение переговоров с террористами при проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей. Вместе с тем Закон (п.2 ст. 14) прямо указывает, что при ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической деятельности не должен рассматриваться "вопрос о выполнении политических требований террористов". Таким образом Закон прямо запрещает Правительству Российской Федерации вести переговоры с учетом их политических требований о независимости Чеченской Республики.
    Одновременно хотим подчеркнуть, что степень детализации Ваших вопросов по тактике проведения операции в Чеченской Республике не позволяет нам давать более подробные ответы в соответствии с п.2 статьи 15 Закона "О борьбе с терроризмом". Закон прямо запрещает распространять информацию, раскрывающую "тактику проведения контртеррористической операции" и т.о. способную "затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции".
    Что касается Ваших вопросов, связанных с гуманитарными аспектами операции, сообщаем, что Правительство осуществляет защиту остальных граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся на территории Чеченской Республики или вынужденно покинувших ее территорию, в соответствии со статьей 18 Закона "О борьбе с терроризмом", Законом "О вынужденных переселенцах" и другими нормативными актами.
    Более точную информацию по конкретным вопросам, не связанным с разрешением специально охраняемой законом тайной, Вы можете получить в МИДе России, МВД России, ФСБ России. Кроме того, ответ на часть поставленных в Вашем обращении вопросов Вы можете в ежедневном режиме получать в Росинформцентре.
    Искренне Ваш,
    Начальник департамента правительственной информации А.Коротков