Index Главная страница
Рубрика "Старая-новая война"

Общая газета (Москва) , N039

30.9.1999

    ПЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ. ТРАГЕДИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ

    МОЖНО, действительно, замочить "их" и в сортире. "Цена вопроса" вновь, как и тогда, пустяковая, тысячи жизней. Выжигая сегодня Чечню ракетно-бомбовыми ударами, никто, или почти никто, даже не задумывается, что до сих пор страна не знает точной цифры погибших в ходе чеченской "кампании" пятилетней давности. Разброс чисел чудовищный: от пятидесяти до ста тысяч. Впору оцепенеть от ужаса, а мы и удивляться перестали. Более того: общественное мнение сегодня нажимает на кнопку бомбометания вместе с летчиками ВВС России. Общественное мнение сегодня на стороне власти, на стороне ее тупой, носорожьей силы. И философия этой власти проста, как грабли, на которые она тем не менее с постоянным упорством наступает: уничтожим их всех и будет порядок. Но на крови может стоять только храм Спаса. Демократическое, гуманное государство на крови стоять не может.
    Мы опять вынуждены говорить об униженных истинах, потому что Россия начинает путь по третьему за последние двадцать лет кругу беды: Афганистан, Чечня... И вновь Чечня. Мы боимся признаться себе, что на наших глазах вырастает уже третье поколение, меченое несправедливой войной.
    Об этом "Общая газета" предупреждала в январе 1995 года в трагические, полные кошмара и безысходности дни штурма Грозного, когда на улицах города валялись обглоданные собаками трупы российских солдат. Мы писали тогда: "Борис Ельцин виновен перед законом, перед людьми, перед историей". Но и сегодня, спустя пять лет, никто ни перед кем не виновен. А назначенный президентом преемник набирает очки в рейтинге и овладевает лагерной лексикой "замочим их в сортире". Следуя премьерской логике, с Чечней, точнее с народом Чечни, разберутся "паханы". Ясно, впрочем, и то, что народ победить нельзя (пусть действия НАТО в Югославии никого не вводят в заблуждение). Народ можно выбить до единого человека. Короче говоря "замочить".
    А теперь вчитайтесь в эти строки: "У войны против народа нет конца, нет победы. Народ можно только уничтожить". Напечатаны они в "Общей газете" 12 января 1995 года. Принадлежат Анатолию ПРИСТАВКИНУ. Что думает писатель о сегодняшней ситуации, о парализующих волю и разум призывах воевать "до последнего чеченца"?
    Анатолий Приставкин:
    "Недавно я зашел в парикмахерскую, к милой, молодой девочке, которая меня всегда стрижет. И она говорит: Анатолий Игнатьевич, что же происходит? Почему они нас убивают? Галя, спрашиваю, а мы их не убиваем? Она говорит: но сейчас же они напали! Я в ответ: Галя, после того, как несколько лет назад мы напали на них, появилось целое поколение воинствующих юнцов, которые больше ничего не умеют делать.
    ...Листаю свой дневник пятилетней давности, где говорится о Чеченской войне. Ничего не изменилось! Вот летчик публично заявляет о точечных ударах: словосочетание "точечные удары" придумал какой-то юморист оно раздражает пилотов. В общем, летчик опровергает тактику точечных ударов. Ведь на самом-то деле бьют по жилым домам и жилым кварталам. Откуда взялись десятки тысяч беженцев, что сейчас скопились на границе с Ингушетией ? Это люди, попадающие под обстрелы. И опять целый народ бежит от бомб. Ну какие, скажите на милость, точечные удары?Сами военные в это не верят. И будут, как и тогда, взлетать на воздух детские сады и детские дома.
    Что нас опять ожидает ? Мы будем уничтожать их население, а они будут уничтожать наше. Поверх этого будут стоять политики, "денежные мешки", генералы, получающие дивиденды от любой войны. Потом, в конце бойни, если она закончится когда-нибудь, президент, вытирая горючую слезу, скажет: ах, опять мы очень сильно ошиблись. Вот это можно заранее предвидеть.
    Если мы станем наводить порядок танками, несчастье придет на нашу землю неминуемо. Сегодня мы отвечаем на их жестокости, как их жестокости были ответом на наши".
    В январе 95-го на страницах "ОГ" ректор РГГУ Юрий АФАНАСЬЕВ писал: "Когда нет способностей реформировать Россию демократическим путем, вполне естественным выглядит желание прибегнуть к силе. Это одна из причин того, что происходит в Чечне. И в эти дни, когда льется кровь, надо задуматься почему от худого мы идем к наихудшему? "
    И сегодня он считает, что страна стоит на пороге тяжелейших испытаний.
    Юрий Афанасьев:
    "Сегодняшняя российская реальность чудовищна. Власть, вместо того чтобы действовать в интересах большинства граждан страны, превратилась на наших глазах во враждебную силу по отношению к этому большинству. Даже фашистский режим Гитлера не действовал так по отношению к немецкому народу против интересов его большей части. Он был ужасен, но до столь масштабного противостояния со своими гражданами не доходил. У нас же степень вовлеченности власти в противостояние обществу достигло таких размеров, которые пять лет назад представить было невозможно.
    В этом контексте нужно рассматривать и проблему Чечни. Вроде бы действительно, чуть ли не сплочение нации перед зримым врагом. Чеченцы взрывают дома, уничтожают спящих людей... Звучит слово "терроризм". И он действительно материализовался в лице Басаева и Хаттаба. Здесь придется идти до конца, добиться их физического уничтожения. И все же в данном случае я бы поставил одно большое "НО".
    Чечня в ее сегодняшнем виде -наша общая беда. Беда в равной степени и чеченцев, и русских. Мы все как бы пытаемся сбросить с себя ответственность за происходящее в Чечне, за существование этого конфликта. Более того, Путин призывает забыть о том, что было пять лет назад, избавиться от "чеченского синдрома". Он демонстрирует политическую волю, по которой люди в России истосковались. Но воля-то направлена на уничтожение врага, то есть Чечни.
    Это же страшное дело. Ведь, например, Гитлер пришел к власти на волне оскорбленного национального достоинства немцев. Он нашел для них главного врага евреев. Так вот, мы тоже сейчас хотим сплотить нацию на идее уничтожения бандформирований, ну а если положим тысячи чеченцев, то эка беда... И ни слова про то, что у нас общая ответственность с чеченцами за происходящее в Чечне. Мы начинаем смотреть на них, как немцы смотрели на евреев. И на этом не остановимся.
    Теперь приходится говорить не об опасности для страны какого-то авторитаризма, а о том, что мы пытались уйти от тоталитарного государства и пришли к его еще более жесткой форме".
    Без малого пять лет назад мы были очень наивны, пытаясь найти хоть какие-то законные (а это надо подчеркнуть особо) основания для вторжения, рассматривая действия властей через увеличительное стекло Основного закона. Тогда мы попросили экспертов дать правовую оценку происходящему. Их позиция была однозначной. Исса КОСТОЕВ, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам (ныне начальник управления Генпрокуратуры РФ): "Если Чечня субъект Федерации, то военные действия против нее противоречат Конституции и ряду законов. Так, Закон об обороне исключает использование вооруженных сил внутри государства...
    Куда большая, безысходная трагедия начнется после войны. Какой субъект Федерации достанется России? Мстящий, озлобленный. Появится враг. Сегодняшние политики уйдут. Трагедия останется. Национальная политика потерпела чудовищный крах".
    Позиция Иссы Костоева и спустя 5 лет не изменилась:
    "Самое удручающее, что к собственной юридическо-правовой оценке событий января 1995 года мне нечего добавить. Одно к одному! Еще хуже, что сбылся и прогноз на годы "мира": под боком у России мы своим бездействием вырастили врага. Хасавюртовские соглашения, остановившие войну (и это был их единственный смысл! ), отложившие вопрос о статусе Чечни до 2001 года, не значили, что, проснувшись в 2001 году, мы застанем проблему решенной. Мы сами отдали республику на произвол судьбы, открыв путь для вмешательства извне (Саудовская Аравия, Пакистан), сделав ее Меккой для бандитов.
    А на днях вице-премьер г-жа Матвиенко объявила, что выплата пенсий гражданам Ичкерии прекращается. По какому праву платили? По какому прекратили? Опять целый народ должен чувствовать себя выброшенным из правового поля.
    Похоже, цивилизованный способ налаживания отношений не для нас.
    Правовая катастрофа вот как я охарактеризовал бы то, что происходит сегодня на Северном Кавказе. Да и в России в целом".
    И все-таки мы надеялись и верили тогда, надеемся и верим сейчас. Но этого недостаточно. Наш долг предупредить об опасности. Другого оружия у журналистов нет. Поэтому публикацию мы заканчиваем цитатой из статьи Авдрея ФАДИНА (светлая ему память) в том январском номере "ОГ":
    "Если бы военная акция прошла "по Грачеву" (а если сейчас пройдет "по Путину" ? Прим. ред.), ситуация в стране уже сегодня была бы, видимо, иной. Но история хитрее логики. Возможно, именно кошмар маленького кавказского народа остановил всю Россию от сползания в смрад "наведения конституционного порядка". Готовность к смерти какого-нибудь полуграмотного чабана Ахмеда или шофера Мурада оборачивается нашей свободой без оглядки рассуждать о сценариях собственного будущего.
    Не забудем, что сделать это Ахмед и Мурад могли, лишь убивая и калеча какого-то Сашу и Диму... Эти погибшие российские мальчики самой своей смертью тоже отсрочили запланированное для нас "партией войны" будущее".
    ...Сегодня то страшное "будущее" возвращается. Его необходимо предотвратить.
    В подготовке статьи участвовали Ирина Дементьева, Олег Владыкин, Илья Медовой

    Виталий ЯРОШЕВСКИЙ