Index Главная страница
Рубрика "Старая-новая война"

Известия (Москва) , N193

14.10.1999

    НЕЖЕЛАННЫЕ ГОСТИ
    Поток беженцев из Чечни возрастает.
    Переселенцам из Чечни организовали на Ставрополье подчеркнуто холодный прием

    Каждый день электричка из осетинского Моздока выгружает на Минераловодском вокзале партии чеченских беженцев. Пассажиры с тяжелыми сумками и гружеными тележками тотчас попадают в руки милиции и людей в штатском: проверка документов, придирчивые вопросы, направление на регистрацию к специалистам миграционной службы.
    Здесь повсюду им дают понять, что они - нежеланные гости. Попав на вокзал, я оказался свидетелем громкой ссоры. Приехавший из Грозного Владимир Вакуленко на чем свет стоит костерил дежурную, которая отказывалась выдать ему вещи, оставленные после ночевки в комнате отдыха, - она требовала за просрочку 30 рублей штрафа. В Грозном и Моздоке Вакуленко настраивали на бесплатные кормежку в Минводах, теплую постель, билет до места следования и подъемные. Наделе оказалось все не так.
    Тем не менее многие земляки Вакуленко - русские грозненцы считают его счастливым человеком. Он вместе с женой и старушкой матерью едет в деревню Линовку на Саратовщине, в предоставленный ему дом. Сельское жилье досталось Владимиру Александровичу год назад от чеченца. Тот сбежал из российского Поволжья в Грозный, где занял квартиру Вакуленко по улице Багратиона. Выселенной семье предложил свой линовский особняк, пояснив, что чеченцам вместе с русскими все равно не жить.
    Семья скиталась по разным квартирам, пытаясь скопить денег на переезд. Электрик по профессии, Владимир Вакуленко выполнял заказы по ремонту и строительству домов богатых чеченцев, в том числе нескольких квартир кровавого героя Кизляра Салмана Радуева в закупленном им подъезде пятиэтажки. Но с начала нынешнего года Вакуленко серьезно заболел и получил инвалидность. О заработках пришлось забыть. В конце концов, бросив в чужих комнатах большую часть имущества, они покинули чеченскую столицу навсегда.
    В нынешней волне чеченцев больше, чем прежде. Раиса Хаджиева с четырьмя детьми тоже из Грозного. Они бегут в Казахстан, где живет ее отец. Хаджиева в отличие от Вакуленко на помощь в Минводах не рассчитывала. Ее возмущает другое - поборы на милицейских постах.
    Вакуленко и Хаджиевы поедут на одном поезде Кисловодск-Новокузнецк. Но друзья по несчастью не общаются друг с другом. Более того, они даже расположились в разных залах вокзала. Косясь на проходящих чеченцев, члены семьи Вакуленко шепотом (грозненская привычка) возмущаются их присутствием здесь, в России. Так велика разделившая этих людей пропасть.
    На вокзале среди русских беженцев можно встретить подвыпивших мужичков, которые уже с трудом вспоминают цель приезда. Один из них протянул мне свое и отсутствующей жены удостоверения вынужденных переселенцев. В документах указаны суммы полученных в 1996 году компенсаций и материальной помощи.
    - Сегодня многих привела сюда память о прежней практике, - считает начальник поста иммиграционного контроля "Минеральные Воды-аэропорт" Виктор Тенищев. - В прошлую чеченскую войны людей здесь обеспечивали всем необходимым. Но тогда российское правительство признавало их статус вынужденных переселенцев и выделяло средства для участников массового исхода из мест боевых действий.. Сегодня ситуация иная. С первых дней нынешнего исхода беженцев из Чечни краевое правительство решительно высказалось против их размещения на Ставрополье. Мотивы ясны: край принял за десятилетие беспрерывных кровавых конфликтов на Кавказе около полумиллиона человек, из-за чего население здесь выросло на 20%. Социальная инфраструктура региона испытывает колоссальные перегрузки. Безработица и преступность в местах компактного поселения беженцев превратились в угрожающую проблему.
    Для отваживания новых переселенцев сегодня используют самый эффективный метод - безразличие, граничащее с враждебностью к приезжим. Результат налицо - на железнодорожном вокзале Минеральных Вод нынче несколько десятков неприкаянных скитальцев. Три года назад их число достигало пяти тысяч.
    Минеральные Воды, Ставропольский край

    Николай ГРИТЧИН