Index Главная страница

ПРАВО ЗНАТЬ

В информационные агентства и СМИ
от журнала Индекс/Досье на цензуру

23 декабря 1999 г.

    Cегодня наш журнал обратился в Прокуратуру г. Москвы с заявлением о возбуждении уголовного дела против Премьера Путина и подчиненных ему должностных лиц по статье 237 УК РФ - "Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей". (Заявление прилагается. Все документы - приложения к этому заявлению можно найти на сайте нашего журнала http://index.gdf.ru)

    Коллеги! Конечно же мы понимаем, сколь наивны надежды на то, что наша правовая система может заставить высших представителей власти выполнять законы. Однако, при Вашей информационной поддержке наших усилий хватит, чтобы Правительство, по крайней мере, прекратило информационную блокаду, плотно скрывающую конкретные факты о результатах военных операций в Чечне.
    Только после этого можно надеяться, что общество сумеет заставить своих политиков и генералов вести военные действия в Чечне именно для защиты граждан и мирных жителей Чечни в частности.

    Главный редактор журнала
    Индекс/Досье на цензуру Н. Ним

    Прокурору г. Москвы
    Государственному советнику
    юстиции 2 класса
    Герасимову Сергею Ивановичу

    от главного редактора журнала
    "Досье на цензуру"
    Наума Нима
    (Ефремова Наума Ароновича)
    119021, Москва, Зубовский б-р, 4
    ком 447. Тел/факс 201-50-86
    23 декабря 1999 года

    ЗАЯВЛЕНИЕ

    Прошу произвести проверку и принять решение в порядке ст. 109 УПК РСФСР по фактам сокрытия от СМИ и граждан информации о конкретных событиях, связанных с проведением контр-террористической операции в Чеченской Республике.
    Указанная информация многократно запрашивалась мною у Председателя Правительства Российской Федерации В. Путина, но ни разу не была получена. В ответе на самый первый запрос в адрес Председателя Правительства РФ начальник Департамента правительственной информации А. Коротков направил мне, по сути, необоснованный отказ в предоставлении запрашиваемой информации.
    В данном случае налицо сокрытие фактов и обстоятельств, связанных с жизнью и здоровьем людей, со стороны должностных лиц, обязанных по долгу службы обеспечивать указанной информацией население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности в соответствии со статьями 23 и 41 Конституции РФ, статьей 15 Федерального Закона "О борьбе с терроризмом", статьей 38 Закона "О средствах массовой информации", Распоряжением Правительства РФ от 1 октября 1999 года N1538-р, Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 года N2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию". Полагаю, что в данном случае в действиях (или в бездействии) Председателя Правительства РФ и подчиненных ему должностных лиц имеются признаки деяния, предусмотренного статьей 237 УК РФ Об обстоятельствах указанных событий могу пояснить следующее:

    29 сентября 1999 года от имени возглавляемого мною журнала "Досье на цензуру" я обратился к Председателю Правительства РФ Владимиру Путину с официальным письмом, в котором в соответствии со ст.ст. 38, 39 Закона РФ "О СМИ" просил ответить на ряд вопросов, связанных с проведением контр-террористической операции в Чеченской Республике (Приложение 1).
    Замечу, что вопросы не ставились с целью получить сведения конфиденциального характера или составляющие государственную тайну. Начальник Департамента правительственной информации А. Коротков прислал ответ (N П44-427 от 7 октября 1999 года), который по форме - не более, чем отписка с полным отсутствием запрашиваемой информации (Приложение 2).

    Поскольку, по моему мнению, А. Коротковым было нарушено право редакции СМИ на получение общественно значимой информации, 22 октября 1999 года я обратился в Судебную палату по информационным спорам при Президенте РФ с просьбой рассмотреть соответствие ответа Начальника Департамента правительственной информации действующему законодательству и правовым нормам, а также вынести решение по этому вопросу в соответствии с имеющимися полномочиями (Приложение 3).

    25 ноября 1999 года Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ вынесла решение, которым признавалась необоснованность отказа в предоставлении информации, а руководству Департамента правительственной информации Аппарата Правительства РФ рекомендовалось упорядочить отношения, связанные с реализацией законодательно закрепленного права редакций СМИ запрашивать и получать информацию о деятельности Правительства РФ (Приложение 4).

    Во исполнение решения Судебной палаты начальник Департамента правительственной информации прислал письмо от 30 ноября 1999 года N П44-526 (Приложение 5). Это письмо содержало лишь общеизвестные комментарии к действующему законодательству и, по сути, содержало более развернутый отказ в предоставлении запрашиваемой информации, якобы по тем причинам, что "закон прямо запрещает распространять информацию, раскрывающую "тактику проведения контр террористической операции"" в Чеченской республике. За "более точной информацией по конкретным вопросам, не связанным с разглашением специально охраняемой законом тайны" автор письма предлагал обращаться в МИД России, МВД России, ФСБ России и Росинформцентр.

    Из содержания вышеуказанного письма видно, что руководство Департамента правительственной информации Аппарата Правительства РФ не ставило перед собой цель - выполнить рекомендации Судебной палаты по информационным спорам, а именно "принять надлежащие меры к упорядочению отношений, связанных с реализацией законодательно закрепленного права редакций СМИ запрашивать и получать информацию о деятельности Правительства Российской Федерации".
    Руководствуясь законодательством РФ и рекомендациями Судебной палаты по информационным спорам я направил пять писем (от 6, 7, 8, 10 и 14 декабря) в адрес Председателя Правительства РФ Владимира Путина с конкретными вопросами о результатах действий, которые проводились в рамках контр-террористической операции в Чеченской Республике (Приложения 6, 7, 8, 9, 10). Никаких ответов в установленные законом сроки я не получил. Не получил их и до сих пор.
    Я полагаю, что непредоставление запрашиваемой информации нарушает конституционные права граждан и дезориентирует их, что, в свою очередь, создает реальную опасность жизни и здоровью людей, находящихся на территории Чеченской республики, вынужденных покинуть эту территорию, вынужденных либо предполагающих выехать туда, а также их родным и близким. То есть, в данных действиях должностных лиц присутствуют признаки деяния, предусмотренного статьей 237 УК РФ Для подтверждения сведений, изложенных в моем заявлении и установления всех обстоятельств указанных событий также прошу опросить следующих лиц:

  1. bsp;Путина, Председателя Правительства Российской Федерации,
  2. bsp;Короткова, начальника Департамента Правительственной информации,
  3. bsp;Монахова, заместителя председателя Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ

    Ефремов Н. А. (Н. Ним)

ПРИЛОЖЕНИЯ:

  1. Письмо от 29 сентября 1999 года в адрес Председателя Правительства РФ В. Путина
  2. Письмо начальника Департамента правительственной информации А. Короткова (N П44-427 от 7 октября 1999 года)
  3. Заявление в Судебную палату по информационным спорам при Президенте РФ от 22 октября 1999 года.
  4. Решение Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ от 25 ноября 1999 года N 13 (176)
  5. Письмо начальника Департамента правительственной информации А. Короткова (N П44-526 от 30 ноября 1999 года)
  6. Письмо в адрес Председателя Правительства РФ В. Путина от 6 декабря 1999 года
  7. Письмо в адрес Председателя Правительства РФ В. Путина от 7 декабря 1999 года
  8. Письмо в адрес Председателя Правительства РФ В. Путина от 8 декабря 1999 года
  9. Письмо в адрес Председателя Правительства РФ В. Путина от 10 декабря 1999 года
  10. Письмо в адрес Председателя Правительства РФ В. Путина от 14 декабря 1999 года