Наталия Покровская
Безбарьерная среда: миф или реальность?
Н. Покровская – специальный корреспондент газеты «Московская правда», член Союза журналистов Москвы, лауреат премии Союза журналистов России «За профессиональное мастерство».
Цена вопроса
О том, насколько неудобна городская инфраструктура для пожилых людей и инвалидов, говорится немало. Федеральные и столичные власти из года в год обещают, что в самое ближайшее время проблема безбарьерной среды перестанет портить жизнь миллионам людей с ограниченными возможностями. Однако пока, к сожалению, существенных изменений в жизни инвалидов и пенсионеров не произошло.
Напомним, еще в 1995 году принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который впервые целью государственной политики объявил не социальное обеспечение инвалидов, а предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации общечеловеческих прав и свобод. В законе впервые даны принципиально новые значения основных понятий: «инвалид», «социальная защита инвалидов», обозначена компетенция федеральных и региональных органов власти в решении проблем инвалидности и инвалидов, определена ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности. Законодательно закреплено создание специальных социальных институтов – государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов, на которые возложены функции оценки ограничений жизнедеятельности, разработки и проведения реабилитационных мероприятий с целью восстановления социального статуса инвалида, достижения им материальной независимости.
Но реальное положение дел и по сей день далеко от идеала принятых программ и законодательных актов.
При отсутствии доступной, безбарьерной городской среды большинство трудностей, с которыми в повседневной жизни сталкиваются инвалиды, не преодолеешь. И, конечно, ни о какой серьезной «комплексной реабилитации» не может идти речь, пока человек в инвалидной коляске испытывает трудности в передвижении даже по своей собственной квартире, дверные проемы которой слишком узки, не говоря уже о размерах санузла. А как попасть, скажем, в реабилитационный центр, если до него нужно добираться на метро и автобусе, а в городском транспорте отсутствуют подъемники и пандусы? Впрочем, как и в школах, вузах, магазинах, большинстве поликлиник, театрах и так далее.
Вместе с тем, справедливости ради, отметим, что, согласно распорядительным документам, учитывать потребности людей на коляске обязаны не только федеральные и городские власти. В создании безбарьерной среды должны участвовать и коммерческие структуры. Так, если каким-либо магазином арендуется помещение на длительный срок, то арендатор обязан вход в него сделать доступным. Нарушители, согласно российскому законодательству, должны нести административное наказание. К сожалению, механизм контроля за выполнением этих обязательств на государственном уровне еще недостаточно проработан. Поэтому очень часто коммерческие объекты сдаются без учета проблем инвалидов.
Как отмечается в одном из официальных заявлений Уполномоченного по правам человека в РФ В. Лукина, положительное решение проблемы станет «свидетельством исполнения государством своих собственных обязательств по созданию условий для интеграции инвалидов в общество, повышению качества их жизни». Со своей стороны федеральные власти по-прежнему обещают улучшить положение российских инвалидов к лучшему в ближайшее время.
Неоднократно отмечал недостаточную эффективность деятельности федеральных и региональных структур в сфере интеграции и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями и мэр столицы Юрий Лужков. «В этом отношении Москва – дремучий город», – признал он на одном из заседаний правительства. «Попробуйте представить себе передвижение инвалида-колясочника из одного округа в другой, и вам все станет ясно», – охарактеризовал ситуацию в городе Ю. Лужков.
Столичные нюансы
Сегодня в столице проживают более 1,2 миллиона людей с ограниченными возможностями, из них – около 230 тысяч человек трудоспособного возраста, около 80 тысяч инвалидов Великой Отечественной войны и 28 тысяч детей-инвалидов. Ежегодно в столице впервые признаются инвалидами более 100 тысяч человек. В системе реабилитации города функционирует 1420 организаций, предоставляющих медицинские, образовательные и социальные услуги лицам с ограниченными возможностями.
В столице второй год реализуется Комплексная целевая программа «Социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве» на 2007–2009 годы. Это уже пятая программа, направленная на решение проблем этой категории москвичей. В программу включены более 200 мероприятий, связанных с совершенствованием комплексной медико-социальной реабилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, реабилитацией инвалидов с помощью культуры и искусства, спорта и туризма, формированием комфортной среды жизнедеятельности, развитием социального партнерства. Общий объем затрат по программе за три года составит 36,5 миллиарда рублей. В прошлом году за счет средств городского бюджета 237 инвалидов были обеспечены 359 протезами верхних и нижних конечностей, 497 инвалидам выданы 657 технических средств реабилитации, как не вошедших в федеральный перечень, так и включенных в него. В течение 2007 года денежные компенсации в размере стоимости полагающегося бесплатно транспортного средства выплачены 3532 инвалидам различных категорий, в том числе 2727 инвалидам из числа участников Великой Отечественной войны. Не оставлены без внимания столичными властями и вопросы материальной поддержки инвалидов. Неработающим и работающим инвалидам 1–2 групп выплачиваются ежемесячные городские доплаты. Всем лицам с ограниченными возможностями за счет средств городского бюджета выданы социальные карты москвича для бесплатного проезда на всех видах общественного городского транспорта. Одиноко проживающим инвалидам, достигшим пенсионного возраста или имеющим иждивенцев в возрасте до 18 лет, выплачивается компенсация на оплату услуг связи в размере 190 рублей в месяц. За что, надо сказать, москвичи-инвалиды благодарны столичному руководству.
Однако полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства людей с ограниченными возможностями нереальна без элементарной возможности беспрепятственно передвигаться по городу и без проблем пользоваться столичной инфраструктурой.
«Не хочу смотреть на город из окна»
Именно так, согласно социологическим опросам, обозначают одну из главных проблем, мешающих жить и чувствовать себя равноправными членами общества, большинство инвалидов-москвичей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
– Порой за большим не замечается малое, но очень важное для нас, инвалидов Великой Отечественной, – считает ветеран Великой Отечественной войны М. Н. Елисеев. – Так, например, когда-то в поликлиниках и сбербанках висели объявления «Ветераны ВОВ и инвалиды обслуживаются вне очереди», а затем они исчезли. Если бы вы знали, как нам тяжело стоять в очереди! В погоне за модой в поликлиниках выбросили стулья, а поставили низкие, мягкие диваны, на которые трудно сесть, а встать с них – мука.
Действительно, что уж говорить о безбарьерной среде в масштабах огромного мегаполиса, если такая, казалось бы, мелочь, как удобные стулья, становится проблемой для тех, кто ограничен в своих физических возможностях. Может, прав девяностолетний ветеран: начинать нужно с человеческого участия, людского понимания проблем и бед тех, кто слабее и незащищеннее, с искреннего сочувствия, а не с оказания поддержки «для галочки». Тогда сложные и большие перемены к лучшему произойдут проще и легче. Потому что готово будет к ним не обобщенное общество в целом, а каждый живущий в нашем городе.
Не менее острой остается для людей с ограниченными возможностями и жилищная проблема. Сегодня Департаментом социальной защиты населения города Москвы разработаны и реализуются типовые проекты квартир для инвалидов на кресле-коляске в серии массовой жилой застройки. Для действующих зданий и сооружений разработан и утвержден «Примерный перечень видов работ по приспособлению для инвалидов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города». Однако в ходе плановой проверки в прошлом году было установлено, что только в 30% – 40% квартир, оборудованных для людей с ограниченными возможностями, проживают инвалиды.
На коляске по ступеням
Чтобы не быть голословной, решила попробовать представить, насколько реально сегодня передвижение человека с ограниченными возможностями из одного административного округа столицы в другой на общественном транспорте. Составить мне компанию в поездке от станции метро Выхино до улицы Новый Арбат, неподалеку от которой, в Серебряном переулке, расположен Департамент социальной защиты населения города Москвы, согласился сорокалетний Сергей Т., прикованный к инвалидной коляске после ранения в Афганистане.
Спуск по лестнице с третьего этажа отнял практически все силы и час времени. Помогавшая мне вынести коляску с Сергеем на улицу его жена Катерина обычно проделывает этот путь раз-два в неделю, в одиночестве. «Помогали соседи поначалу, а сейчас, видимо, надоело им, видишь, нет никого. А мужу то в поликлинику надо, то по врачам, да и закиснет он все время дома-то сидеть!» – рассказывает она.
Подземный переход к метро, слава богу, оснащен пандусом. Правда, угол его наклона оказался настолько крут, что упусти я из рук коляску, сидящему в ней Сергею пришлось бы изо всех сил тормозить колеса руками, дабы не врезаться в противоположную стену. Подняться по крутым ступеням на платформу выхинской станции метрополитена помогли сердобольные граждане, спешащие по своим делам. Правда, услышать в спину пару раз ворчливое «опять побираться едут» нам все-таки пришлось.
– А что делать? – грустно улыбается Сергей. – Не буду же я себе на шею табличку вешать, что достаточно зарабатываю, работая на компьютере! В нашем обществе инвалидов чаще всего можно увидеть на паперти. Так что я просто не обращаю внимания на такие выпады.
Пересадку делали на «Таганской». Опять ступени, узкий эскалатор и надежда на помощь граждан, поскольку одному сопровождающему удержать практически на весу, на двух задних колесах, сложную конструкцию коляски вместе с сидящим в ней взрослым мужчиной нереально. Кстати, несмотря на многочисленные разговоры о том, что общество наше с каждым годом становится все менее духовным и сострадательным, проблем с помощью у нас с Сергеем в общем-то не было. Да, на «Киевской-кольцевой» возле очередных ступеней постоять пришлось минут двадцать (путешествовали мы не в час пик, поэтому я долго выглядывала среди проходящих людей мужчин покрепче). Однако подошедшие к нам сотрудники милиции, выяснив, что у нас здесь проблема, а не место сбора милостыни, охотно, без лишних разговоров (не считая напутствия «уезжайте побыстрее!») спустили коляску вниз.
Так, на перекладных руках сочувствующих, добрались мы до станции метро «Арбатская» Филевской линии. Здесь застрять пришлось еще на час. Высоченные ступени круглого вестибюля оказались настолько круты, что я довольно долго приноравливалась, чтобы «взять вес» и не скатиться вместе с Сергеем назад.
– Э, милая, – сочувствует мне проходящий мимо пожилой мужчина. – Да по этим ступеням молодые-то еле поднимаются. Езжай обратно, не подняться вам здесь!
Но природная упертость восторжествовала, да и Сергей, изо всех сил напрягая руки, помогал мне, толкая колеса рывком вперед. Оказавшись на улице, смотрю на часы: путь занял у нас три с половиной часа. Чтобы не попасть в толпу часа пик, вышли мы из дома специально попозже. Пока добирались до условного места (Департамента социальной защиты), стало ясно, что на прием к чиновнику никак уже не успели бы – рабочий день подходит к концу…
Привыкший, в отличие от меня, к такому физическому напрягу Сергей интересуется: как обратно возвращаться будем? В ответ признаюсь, что к метро у меня возникла стойкая неприязнь, и отправляюсь ловить машину. Пятый (!) частник соглашается помочь мне посадить Сергея в машину.
– Можно, конечно, вызвать специальное такси для инвалидов, они есть в городе, – рассказывает мой попутчик. – Но только заранее, а в подобных ситуациях рассчитывать можно только на свои силы, возможности кошелька и добрую волю проезжающих мимо автомобилистов.
Вернув Катерине мужа, который еще нашел в себе силы поиздеваться над моим удрученно-утомленным видом (поняла, мол, почем фунт лиха?!), отправляюсь восвояси. Что ж, эксперимент удался на славу. Город есть, город живет своей жизнью, но людям с ограниченными возможностями в нем места пока нет, несмотря на множество принятых в столице разнообразных программ по комплексной реабилитации и интеграции людей с ограниченными возможностями в наше общество.
Международный опыт в помощь
В прошлом году на московском семинаре «Формирование комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан», в котором, помимо российских специалистов, приняли участие их немецкие коллеги из Сенатского управления городского развития Берлина, столичные власти решили призвать на помощь зарубежных специалистов. По мнению сотрудников управления реабилитации и адаптации городской среды для людей с ограниченными возможностями столичного Департамента социальной защиты города Москвы, создание безбарьерной среды в мегаполисе – задача очень непростая. Особенно если учитывать районы сложившейся застройки, старый жилой фонд центра города и немалое количество проживающих в городе инвалидов, нуждающихся не только в комфортабельном жилье, но и в приспособленных для их нужд социальных объектах, транспорте и пешеходных переходах. Эту проблему столичные власти надеются решить с помощью берлинских коллег, имеющих уже 30-летний опыт по устройству безбарьерной городской среды.
Справедливости ради отметим: несмотря на множество сложностей и нюансов, что-то в Москве по решению этой серьезной задачи все-таки сделано. В столице развивается транспортная инфраструктура, приспособленная для нужд инвалидов. На 186 маршрутах городского транспорта работает 440 низкопольных автобусов и 125 троллейбусов. В самое ближайшее время планируется приспособить к потребностям инвалидов и других маломобильных групп населения 2074 общественных зданий и сооружений, путем понижения бордюрного камня обустроить около 1700 наземных пешеходных переходов, построить в жилых домах-новостройках 124 специально приспособленные квартиры для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. А префектурам и управам районов еще в прошлом году дано поручение приспособить для нужд проживающих инвалидов около 600 квартир и более 800 подъездов в жилых домах. За три ближайших года планируется обустроить более 21 тысячи общественных объектов для нужд лиц с ограниченными возможностями. Предварительная работа уже началась: проведена тотальная паспортизация социально значимых зданий на предмет их доступности. Наконец у властей появилось четкое представление, какие объекты приспособлены, а какие – нет. Кроме того, в столице приняты нормативно-правовые акты, согласно которым ни один новый объект не может быть сдан в эксплуатацию без предварительной экспертизы, определяющей, все ли требования безбарьерной среды в нем учтены. Сложнее со зданиями, давно построенными. В нашем городе 32 тысячи многоквартирных домов, и ни один из них на 100 процентов не адаптирован для инвалидов.
«Свобода от барьеров – цель идеалистическая, – считает один из немецких специалистов, участвующих в московском семинаре. – Сначала от барьеров и стереотипов нужно освободиться в головах, изменив отношение общества в целом к людям с ограниченными возможностями».