Главная страница | Номера | Именной указатель |
М.Н. Волженский -- системный аналитик.
В непрерывной смене "хит-парадов", мелькании "поп-звезд", мельтешении политических лидеров различного ранга незаметно подкрадываются и тихо проходят юбилеи знаковых событий, которые резко изменили ход истории мировой цивилизации и оставили в ней мрачный отпечаток.
Анализ информированности общества об этих событиях показывает, что именно самые драматичные события нашей истории освещены наихудшим образом и, как правило, покрыты толстым слоем вымыслов и откровенной дезинформации.
Типичным примером таких скверно освещённых, драматичных событий в истории России, являются события русско-японской войны 1904-1905гг., столетний юбилей которых неумолимо приближается.
В школьных учебниках истории русско-японской войне 1904-1905 гг. уделено несколько абзацев, из которых следует, что война состоялась по непонятным причинам и началась буквально внезапно; что Россия была к этой войне не готова и войну проиграла; что в ходе войны мы потеряли крейсер "Варяг" в бою при Чемульпо и 2-ю Тихоокеанскую эскадру в Цусимском сражении; что по Портсмутскому мирному договору Россия уступила часть своих владений на Дальнем Востоке Японии... и, собственно, всё.
Оскорбительно неправильно и возмутительно мало. Попробуем кратко показать, как и почему Россия пришла к Цусимской трагедии.
В 1868 году решением верховного правительства Японии - мейдзи, Япония была выведена из состояния изоляции от остального мира. Мейдзи начало подготовку агрессии на материк в Китай и Корею. В 1874 году тридцатитысячный отряд самураев попытался захватить Тайвань. Только энергичные усилия, предпринятые правительством Англии, позволили сохранить статут острова.
В 1885 году Япония предпринимает попытку захвата Кореи. Агрессия Японии сорвана дипломатическими усилиями России.
После очередной неудачи мейдзи приступило к созданию и реализации программы по подготовке агрессии в Китай. Программа предусматривала идеологическую подготовку населения Японии к войне, перевооружение армии, строительство крупного военного флота.
Власти стремились воспитать в народе Японии обожание императора Японии - микадо, олицетворяющего божественную власть на земле, а также веру в избранность японской нации, беспрекословное повиновение, готовность к самопожертвованию - всё то, что с гордостью называлось "самурайским духом". Всякий иностранец оказавшийся в Японии в то время, попадал под непрерывное наблюдение и подозрение. Хорошей иллюстрацией воспитываемой в Японии нетерпимости к иностранцам являются нападения "японского патриота" - Тсуди Санцо на великого князя Николая Александровича (впоследствии Николая II) во время его путешествия по Японии в 1891 году.
В 1894 году Япония начинает войну с Китаем и 17 апреля 1895 года подписывает Симоносекский мирный договор (капитуляцию Китая) по которому Китай отказывается от: островов Тайвань и Пескадорских, Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и портом Талиенван и от протектората над Кореей. В соответствии с тем же договором Китай был обязан выплатить Японии значительную контрибуцию - 400 000 000 иен в пятилетний срок (1).
Россия нуждалась в выходе к незамерзающим портам Тихого океана для Сибирской железнодорожной магистрали, строительство которой было уже начато.
23 апреля 1895 года Россия, Германия и Франция предъявили Японии объединённую ноту с требованием отказа от территориальных притязаний, как препятствующих становлению независимости Кореи, в том числе и от Порт-Артура и порта Дальний.
В декабре 1897 года российская Тихоокеанская эскадра перебазировалась из Владивостока в Порт-Артур.
В 1898 году, между Китаем и Россией, а также между Китаем и Германией были подписаны соглашения, по которым России передавался в аренду (бесплатно) на тридцать лет Ляодунский полуостров с портами Порт-Артур и Дальний, а Германия получала на побережье Жёлтого моря порты Циндао и Кяо-Чао. В российско-китайском договоре предусматривалось право России на постройку Маньчжурской железной дороги от Сибирской магистрали через Манчжурию с конечным пунктом Порт-Артур.
В феврале 1898 года. Царское правительство ассигновало на срочное увеличение численности флота по чрезвычайному бюджету 90 миллионов рублей.
Столкновение России с Японией на Дальнем востоке стало неизбежным.
В декабре 1895 года парламентом Японии была принята "послевоенная программа вооружений", по которой планировалось "состав военного флота утроить, а армию удвоить" и подготовить вооружённые силы к началу боевых действий против России в 1902-03 гг. (2)
В связи с отсутствием в Японии в рассматриваемый период серьёзной судостроительной базы мейдзи планировало заказать на передовых судостроительных фирмах и купить за границей крупные "линейные" корабли (броненосцы и броненосные крейсера) - в Англии, США, а также во Франции и Италии - на сумму 95 млн иен. Однако уже в конце 1896 года сумма ассигнований на закупку кораблей для военного флота была увеличена с одобрения японского парламента на 148 млн иен. Финансирование судостроительных программ Японии было обеспечено с одной стороны Китайской контрибуцией (своевременность выплат по которой поддерживалась Россией), а с другой стороны займами, которые предоставили Японии крупные английские и американские банки.
С 1895 по 1903 г. Японией было закуплено более 24 крупных, "ударных" кораблей (классов: эскадренный броненосец (Эск Бр (6 - Англия), броненосный крейсер (Бр кр (4 - Англия), (2 - Франция), (2 - Германия), лёгкий крейсер (10).
В 1902 г. формирование военного флота Японии было в основном закончено (в 1903 г. Япония закупила у фирмы "Ансальдо" (Италия) только два броненосных крейсера - "Ниссин" и "Кассуга"). В последнем предвоенном 1903 году Япония тратила более 70% средств выделяемых на содержание военного флота на его боевую подготовку.
Россия создавала свой военный флот не спеша и ориентировала его для борьбы с флотами всех вероятных противников (Англия, Германия, Турция, Япония) на всех театрах (в Северном и Балтийском морях, в Чёрном и Средиземном море, на Тихом океане). Первая Русская 20-летняя программа судостроения была принята ещё в 1881 году и ориентировалась исключительно на отечественных производителей.
В связи с быстрым ростом численности германского флота в 1895 году Морское министерство настояло на принятии промежуточной программы судостроения для флота Балтийского моря, ориентированной на период 1895-1902 год на сумму 149 млн рублей. Однако уже к концу 1895 года взгляды русского правительства на положение дел на Дальнем Востоке изменились.
Особое совещание Русского Правительства в ноябре 1895 года констатировало:
"...Образ действий Японии обнаружил самые сильные завоевательные стремления...". И далее - принятые решения:
"1. Япония подгоняет окончание своей судостроительной программы к году окончания Сибирского пути, что указывает на возможность вооружённого столкновения в 1903-1906 годах;
2. Япония всеми силами будет стремиться перебросить на материк свою армию, а потому в случае войны флоту будет принадлежать первенствующая роль на театре военных действий;
3. России необходимо теперь же выработать программу судостроения для Дальнего Востока таким образом, чтобы наш флот на Дальнем Востоке превышал значительно японский".
Несмотря на полную ясность сделанных в ноябре 1895 года заявлений, только в декабре 1897 г. Особым совещанием Русского Правительства было определено, что главные силы должны быть на главном театре, каковым для данного времени являлся Дальний Восток, и был установлен состав эскадры флота Тихого океана.
20 февраля 1898 г. была утверждена дополнительная программа судостроения, требовавшая чрезвычайных ассигнований в 90 млн рублей. Всего же по программам 1895 и 1898 гг. на строительство флота планировалось израсходовать до 250 млн рублей. По этим планам постройка части кораблей заказывалась за границей.(Эск Бр - "Цесаревич" (Франция); "Ретвизан" (США); Бр Кр - "Баян" (Франция); Кр 1 р-га - "Варяг" (США); "Богатырь", "Аскольд" (Германия); Кр 2 р-га - "Новик" (Германия), "Боярин" (Дания); Тр-т - "Океан" (Германия).
При формировании программ подготовки флота к боевым действиям на Дальнем Востоке главный стратегический просчёт содержался в докладе министерства финансов, в котором утверждались о невозможности для японской стороны подготовить вооружённые силы к началу боевых действий ранее 1905 г. в связи с необеспеченностью финансирования. Министерство финансов России не учло возможность получения Японией крупных займов. Прогноз министерства финансов был приинят за основу всей программы подготовки России к началу военных действий.
Соответственно, планы подготовки к началу войны всех российских государственных учреждений, ответственных за подготовку вооружённых сил и обеспечивающей действия вооружённых сил инфраструктуры исходили из прогноза Министерства финансов и ориентировались на 1905 г. К этому сроку планировалось завершить программы строительства кораблей, береговых батарей на Ляодунском и Квантунском полуостровах, дорог, подъездных путей, казарм и хранилищ, оборудование мест стоянок флота в Порт-Артуре, создание в Порт-Артуре дока и судоремонтного предприятия для ремонта крупных боевых кораблей...
При планировании подготовки флота к боевым действиям в 1905 г. не предусматривалось время, необходимое для боевой учёбы сил флота (или боевой подготовки) с целью достижения их боевой слаженности и отработки взаимодействия сил флота с береговой артиллерией и береговой системой наблюдения.
Причудливое сочетание взглядов морских кругов России на ведение вооружённой борьбы на море и принятых правительством (по результатам оценки действовавших в различные периоды угроз) судостроительных программ предопределило состав основных, боевых сил Российского флота.
1.Основной ударной силой флота являлись корабли класса эскадренный броненосец, броненосец.
Считалось, что:
Для ведения боёв с силами германского флота на Балтике и боёв за Черноморские проливы целесообразно иметь мощный артиллерийский, бронированный корабль водоизмещением 10 000-16 000т, с артиллерией главного калибра до 305мм (12") в "двухорудийных" башнях, с ограниченной дальностью плавания - до 2500миль и скоростью хода ? 16-18уз. К кораблям такого класса относились броненосцы Санкт-Петербургской постройки: "Александр II"*, "Николай I"*, "Бородино" ("Кн. Суворов", "Александр III", "Орёл", "Слава" (3) и броненосцы, построенные на Николаевском Черноморском Судостроительном Заводе: "Ростислав", "Три святителя" ("Кн. Потёмкин", "Иоанн Златоуст", "Евстафий"(4).
(*) Здесь и далее знаком (*) отмечены корабли со скоростью хода менее 16 узлов и со "старой артиллерией" имеющей длину ствола 30-35 калибров, тогда как на кораблях постройки после 1896 г. (не отмеченных знаком (*) устанавливалась артиллерия с длиной ствола 40-45 калибров;
Для обороны баз флота на Балтике и на Черном море целесообразно иметь небольшие артиллерийские, бронированные корабли водоизмещением до 5500 т, с артиллерией главного калибра до 254 мм (10") в "двухорудийных" башнях, с ограниченной дальностью плавания < 2000 миль и сравнительно небольшой скоростью хода < 16уз. Были построены броненосцы береговой обороны ("Апраксин"*, "Ушаков"*, "Сенявин"*.).
Для ведения боёв с силами японского флота в морях Тихого океана (в Японском и Жёлтом морях) целесообразно иметь мощные артиллерийские, бронированные корабли водоизмещением 10 000-13 000 т, с артиллерией главного калибра до 305мм (12") в "двухорудийных" башнях, с дальностью плавания 4500-5000 миль и скоростью хода ? 17уз. К кораблям такого класса относились броненосцы "Наварин"*, "Сисой Великий"*, "Полтава" ("Петропавловск", "Севастополь"), "Ретвизан", "Цесаревич".
Для ведения операций "крейсерской войны" в открытом океане в интересах нарушения морских торговых перевозок, прежде всего островных государств (Англия; Япония), во главе отрядов крейсеров целесообразно иметь мощные артиллерийские, легко бронированные корабли водоизмещением до 13 000 т, с артиллерией главного калибра до 254мм (10") в "двухорудийных" башнях, с большой дальностью плавания > 6000миль и сравнительно высокой скоростью хода до 19 уз. К кораблям такого класса относились броненосцы "Ослябя", "Пересвет", "Победа".
Необходимо отметить, что Россия никогда не планировала морских боёв с английским "Гранд Флитом" или германским флотом "Цур Зее", но предусматривала действенные меры по сдерживанию этих сил на заранее оборудованных позициях.
2. Основным видом боевых действий на море (в открытом океане) при вооружённых конфликтах с Англией или Японией считалась "крейсерская война". Планы ведения крейсерской войны в открытом океане в интересах нарушения морских торговых перевозок, предусматривали наличие в составе флотов соединений броненосных (с лёгким бронированием), быстроходных (до 21 уз) крейсеров водоизмещением 10 000 - 12 000 т, с многочисленной артиллерией калибром до 203мм (8"). Было построено 3 крейсера такого класса - "Рюрик", "Россия" и "Громобой". Отличительной особенностью русских броненосных крейсеров являлась их неприспособленность к действиям в генеральных сражениях в составе "боевой линии" (состоящей из эскадренных броненосцев). Эти крейсера должны были действовать в составе отрядов совместно с лёгкими броненосцами типа "Ослябя". Одновременно необходимо отметить, что броненосные крейсера Японии были предназначены для совместных действий с броненосцами в составе "боевой линии".
3. Бронепалубные крейсера 1-го ранга предназначались, в основном, для ведения разведывательных и конвойных действий в дальней морской и океанской зоне. Отличительной особенностью этих кораблей являлось водоизмещение ? 6000 т, лёгкое бронирование, большая дальность плавания (до 4000миль), высокая скорость хода (до 22-24 уз), многочисленная артиллерия среднего калибра (8-12) х 152мм (6"). С 1901 года в состав флота вошли крейсера "Паллада", "Диана", "Аврора", "Олег", "Варяг", "Аскольд", "Баян", "Богатырь". Корме перечисленных выше крейсеров, на флоте имелись крейсера 1-го ранга постройки до 1890 года: "Владимир Мономах"*, "Дмитрий Донской"*, "Адм. Нахимов"*, "Адм. Корнилов"*. Эти корабли имели более низкую скорость хода - до 17 уз, кроме того, на них не была проведена модернизация артиллерийских систем.
4. Бронепалубные крейсера 2-го ранга предназначались для ведения разведывательных и оборонительных действий непосредственно в близи своего побережья и пунктов базирования флота. Эти корабли имели водоизмещение 2000-3000 т, лёгкое (6") бронирование, дальность плавания 2000-3000 миль, скорость хода 20-25 узлов, лёгкую артиллерию калибра 120 мм. В составе флота находились крейсера 2-го ранга "Светлана", "Новик", "Боярин", "Алмаз", "Жемчуг", "Изумруд".
Из показанного перечня кораблей первого и второго ранга, входивших в состав русского флота перед началом Русско-японской войны, очевидно, что корабельный состав флота был достаточно многочисленным, но разнородным.
Из 48 кораблей 1-2 рангов, числившихся в строю на момент начала войны, в условную "боевую линию" могло быть поставлено не более19 броненосцев, существенно различающихся по своему предназначению и боевым возможностям. При этом из состава "боевой линии" только 50% кораблей имели срок службы менее пяти лет, тогда как в японском флоте все линейные корабли имели срок службы менее пяти лет, то есть были современными и однотипными.
Необходимо показать отдельно состояние русской корабельной артиллерии перед началом русско-японской войны.
Получив в середине 1880-х годов "бронебойный снаряд С.О. Макарова" и установив оптимальную дистанцию стрельбы таким снарядом до 30 кабельтовых (на этой дистанции снаряд пробивал броневую плиту до 203 мм толщиной), в России пошли по пути уменьшения веса снаряда в интересах повышения настильности траектории и повышения меткости стрельбы. При этом иные пути повышения меткости стрельбы - за счёт применения оптических прицелов и базисных дальномеров, а также более совершенных средств управления артиллерийским огнём, - оказались вне зоны внимания руководства флота.
Относительный вес заряда в таких снарядах составлял 1,2-2,5% от веса снаряда. Предложенные русскому флоту заводом Рудницкого тонкостенные фугасные снаряды - "бомбы", выполненные из высокопрочной стали, с большим содержанием взрывчатого вещества, были отвергнуты, как чрезмерно дорогие.
Одновременно в японском флоте пошли по пути создания боекомплектов фугасных снарядов, эффективность и точность попадания которых не зависели от дистанции стрельбы. Не смотря на то, что эти снаряды кувыркались в полёте, они разрывались безотказно. Японские фугасные снаряды не пробивали броню, но мощностью взрыва срывали (или смещали) броневые плиты приклёпанные к бортам кораблей, создавая при взрывах огромное количество осколков, поражающих личный состав. Взрыв такого снаряда при падении в воду у борта корабля создавал эффект взрыва малой морской мины. В Японии не пожалели средств на новейшие прицелы, дальномеры и приборы управления артиллерийским огнём и перед началом войны с Россией овладели искусством меткой стрельбы с дистанций, недостижимых по тому времени для всех флотов мира (более 70 кабельтовых).
Читатель вправе спросить, а знали ли в руководстве флота и в царском правительстве об описываемом состоянии дел (боевом потенциале сил)? Утверждаю уверенно: ЗНАЛИ.
Во всеподданнейшем докладе на высочайшее имя в 1894 году контр-адмирал С.О. Макаров, генеральный инспектор артиллерии флота, писал: "...снаряжение снарядов далеко отстало от всего остального, как отстали и способы пользования артиллерией и управления артиллерийским огнём".
Необходимые усовершенствования, предлагаемые председателем Морского технического комитета (высший технический орган ГШ флота) вице-адмиралом Ф.В. Дубасовым, останавливались резолюциями управляющих Морским министерством вице-адмиралов П.П. Тыртовом и, позже, Ф.К. Авеланом.
Переговоры с фирмой "Армстронг" о поставке на корабли русского флота дальномеров Барра и Струда начались только в 1898 г. и длились до начала русско-японской войны. В результате оказалось, что современными по тем временам приборами управления артиллерийским огнём были вооружены только корабли построенные после 1898 г. Все другие, ранее построенные, русские корабли первого и второго рангов имели на снабжении в качестве дальномеров "микрометры Люжоля - Мякишева", оцифрованные до дистанций в 40 кабельтовых, в то время как японские системы управления огнём обеспечивали стрельбу с дистанций до 80-90 кабельтовых.
Самоуспокоенные "верхи", не желали думать ни о новой тактике навязывания боя противнику на малых дистанциях (при которой русские бронебойные снаряды могли бы пробивать броню), ни о заготовлении мощных фугасных снарядов, ни о вооружении кораблей флота современными средствами управления огнём.
Перед началом войны Первая Тихоокеанская эскадра, с главной базой в Порт-Артуре, состояла из наиболее современных, боеспособных кораблей русского флота. В её состав входили:
эскадренные броненосцы: "Ретвизан"; "Цесаревич", "Петропавловск", "Полтава", "Севастополь", "Пересвет", "Победа";
броненосные крейсера: "Рюрик"; "Россия"; "Громобой" (базировались на Владивосток);
крейсера первого ранга: "Аскольд"; "Баян"; "Варяг"; "Диана"; "Паллада"; крейсер "Богатырь" (базировался на Владивосток);
крейсера второго ранга: "Новик"; "Боярин".
минные заградители: "Амур"; "Енисей";
а также достаточное число миноносцев и канонерских лодок.
В 1902 г. эскадра была ослаблена переводом с Тихого океана на Балтику броненосцев "Сисой Великий" и "Наварин" и крейсера 1 ранга "Владимир Мономах".
Одновременно отряд кораблей в составе броненосца "Ослябя", крейсера "Аврора" и нескольких миноносцев, вышедший в 1903 г. с Балтики на Дальний Восток под командой контр адмирала Вирениуса, к месту назначения не прибыл, так как был возвращён из Красного моря в Санкт-Петербург из-за поломок на миноносцах, входивших в состав отряда.
Кроме того, в соответствии с обязательным "цензом плавания" в 1902 г. на Тихоокеанском флоте произошла массовая ротация командных кадров. В тыл России, с предвоенного театра боевых действий (флота) были переведены опытные адмиралы и командиры - тихоокеанцы: Чухнин, Скрыдлов; Бирилёв. На их места были назначены люди, не имеющие конкретных знаний и опыта службы на сложном, специфическом театре, которым предстояло "выплавать" установленный "цензом" срок. Например, командиром 2-го броненосного отряда 1-й тихоокеанской эскадры был назначен профессор мореходной астрономии Военно-Морской академии - князь Ухтомский, а командиром минного заградителя "Енисей" был назначен преподаватель курса химии взрывчатых веществ минных офицерских классов капитан 2-го ранга Степанов и т.д. Вновь назначенные на флот кадры командного состава не успели к началу войны освоиться с выполнением возложенных на них обязанностей.
Была страшная путаница в системе управления вооружёнными силами. Адмиралов было больше, чем кораблей. Наместник императора на Дальнем Востоке, генерал-адъютант адмирал Е.И. Алексеев сковывал деятельность командующего эскадрой тихого океана. Командир порта Порт-Артур и командир крепости Порт-Артур не подчинялись командующему эскадрой, а полцчали приказы лично от Наместника его императорского величества. Согласованных планов обороны береговых частей крепости и эскадры не было и т.д.
В то же время даже имеемыми силами эскадра могла эффективно противоборствовать противнику при грамотной расстановке сил и правильной постановке задач. Но в вопросах дислокации сил флота также были очевидные просчёты. Например, нельзя было держать все броненосные силы в Порт-Артуре. В соответствии с основным предназначением кораблей быстроходные эскадренные броненосцы "Пересвет" и "Победа" необходимо было бы объединить с отрядом броненосных крейсеров и перебазировать во Владивосток, что не позволило бы японскому флоту концентрировать боевую мощь и т.п.
Необходимо показать обстоятельства начала военных действий в январе 1904 г.
С середины 1903 года посол России в Японии барон Розен и военно-морской агент (атташе) капитан 2 ранга А.И. Русин систематически доносили о верных признаках подготовки Японии к войне с Россией: о начале мобилизации запасных; о реквизиции и вооружении судов торгового флота; об организации "Главной квартиры" (ставки) верховного командования.
30 декабря 1903 г. министр иностранных дел Японии Комуру вручил послу России НОТУ МЕЙДЗИ с предложениями по решению корейского вопроса. При этом было высказано устно, что "промедление с решением будет крайне неблагоприятно для обеих сторон".
О ноте правительства Японии был оповещён Наместник императора - адмирал Е.И. Алексеев, который распорядился 16 января 1904 г. перевести флот в повышенную готовность и вывести эскадру на внешний рейд Порт-Артура.
17 января 1-я тихоокеанская эскадра встала на якоря на внешнем рейде Порт-Артура. Командующий эскадрой вице-адмирал О.В. Старк рапортом запросил соизволения Наместника:
установить вокруг кораблей противоминные сети;
организовать разведку быстроходными крейсерами на опасных направлениях;
отозвать корабли "стационеры" (крейсер "Варяг", канонерские лодки "Кореец", "Сивуч", "Маньчжур2) из корейских портов.
Наместник, твёрдо считавший, что любая инициатива снизу должна быть наказана (или подавлена), начертал на рапорте собственноручно: "Ждать высочайших распоряжений".
22 января министр иностранных дел России вручил японскому посланнику Курино "Ответ правительства России".
24 января решением мейдзи дипломатические "сношения" Японии и России были прерваны, о чём было вручено соответствующее уведомление русскому послу в Японии, что было равнозначно объявлению войны. В 23.00 24 января 1904 года командующий флотом Японии адмирал Того получил боевой приказ "начать военные действия на море". В приказе флоту Японии ставилась задача: уничтожение сил русского флота по частям.
25 января были развёрнуты и приведены в полную боевую готовность силы японского флота, в портах Японии и на переходе морем были захвачены 6 русских транспортов и пароходов...
Этого же числа уведомление о прекращении дипломатических сношений прочитали в Петербурге и европейских столицах. Однако Наместника Императора на Дальнем Востоке огорчать подобной новостью не торопились, и он получил информацию о начале войны с Японией в 23.30. 26 января 1904 г., одновременно с торпедами с японских миноносцев, которыми оказались повреждены три эскадренных броненосца ("Цесаревич", "Ретвизан", "Севастополь") и крейсер первого ранга "Паллада", стоявшие на рейде. Атаку на Порт-Артур по схеме действий японского флота 26 января 1904 г. можно рассматривать как первую репетицию перед нападением на Пирл-Харбор в декабре 1941 г.
27 января Россия потеряла в корейских портах корабли-стационеры (крейсер "Варяг", канонерские лодки "Кореец", "Сивуч", "Маньчжур").
29 января на внешнем рейде Порт-Артура на собственных минах погибли минный заградитель "Енисей" и крейсер 2-го ранга "Боярин". Начало военных действий с Японией было удручающим...
Хронология основных событий русско-японской показана в таблице (Таблица автора в формате MSExcel -- Ред.). Об этой войне написаны многотомные труды, в которых, к сожалению, очень много частных, политизированных оценок, разбор которых весьма поучителен, но требует отдельных монографий.
В России нарастало недовольство всех без исключения слоёв населения очевидными ошибками руководства страны и горькими поражениями на Дальнем Востоке.
17 июля 1904 г. на Обводном канале бомбой был убит министр внутренних дел В.К. Плеве. Именно Плеве принадлежала мысль о том, что любое недовольство можно сломить подъемом патриотических настроений. Эта идея пережила министра...
Перенесёмся в Россию к началу августа 1904 г., когда 1-я тихоокеанская эскадра, потеряв броненосцы "Петропавловск" и "Цесаревич", крейсера "Аскольд", "Варяг", "Диана", "Новик", "Боярин", "Рюрик" (Владивосток), миноносцы "Стерегущий", "Страшный", "Решительный", "Грозный", "Бесшумный", минный заградитель "Енисей" и четыре канонерские лодки, оказалась блокированной в осаждённом японцами, обстреливаемом осадной артиллерией Порт-Артуре.
10 августа 1904 г. Особое государственное совещание в присутствии Николая-II, Управляющего морским министерством Ф.К. Авелана и Начальника Главного штаба морских сил России, контр-адмирала З.П. Рожественского постановило сформировать и послать на театр военных действий 2-ю Тихоокеанскую эскадру. При этом было объявлено, что 2-я Тихоокеанская эскадра выполняет самостоятельную стратегическую задачу по деблокированию осаждённого Порт-Артура и завоеванию господства на море объединёнными усилиями двух эскадр.
При принятии решения об отправке эскадры на Тихий океан в августе 1904 года, было очевидно, что:
отправляемых в составе эскадры сил, для самостоятельных действий по деблокированию Порт-Артура, явно недостаточно;
корабли 1-й Тихоокеанской эскадры, запертые в бассейнах внутреннего рейда Порт-Артура, уничтожаются осадной артиллерией японцев, и шансов на то, что корабельный состав уцелеет до подхода 2-й Тихоокеанской эскадры было мало;
операции сухопутных войск, направленные на деблокирование Порт-Артура, скорее всего успеха иметь не будут, так как японская сторона не имеет ограничений в подвозе пополнений и вооружений.
Как уже говорилось, были живы идеи покойного Плеве. Отправка эскадры имела целью снизить напряжённость в общественном мнении и поднять очередную волну патриотических настроений. "Не отдадим Артур японским макакам !.."
Никто не верил в боевой успех, вероятность боевого успеха при столкновении в бою сил японского флота и русской эскадры не просчитывалась (то есть была близка к нулю).
Уже в сентябре, когда эскадра еще только собиралась в Либаве, операция сухопутных войск по освобождению захваченного японцами Ляодунского полуострова была сорвана после разгрома группировки русских войск под командованием Куропаткина под Ляояном (02.09.1904 г.) и на реке Шахе (22.09.1904 г.). Сама возможность существования группировки русских войск в Манчжурии оказалась под сомнением. Судьба Порт-Артура была решена...
О великие и гнусные позёры российской истории! Под прощальный возглас императора: "Ребята! Отмстим япошкам за "Варяга" и "Корейца"! Не посрамим славы Российского флага!" 2 октября 1904 года 2-я тихоокеанская эскадра была отправлена из Либавы на Дальний Восток.
Первую часть плавания (02.10 - 16.12.1904), пока отряд Рожественского и Энквиста шли вокруг мыса Доброй Надежды к Мадагаскару, пока они у Мадагаскара ждали встречи с отрядом броненосцев под командой Фелькерзама (01.05.1905 г.) и отрядом крейсеров Добротворского (01.02.1905 г.), которые прошли в Индийский океан через Средиземное море, Суэцкий канал и Красное море, на кораблях эскадры моряки в большинстве своём были уверены, что участвуют в большой политической "демонстрации силы". Никто не верил в возможность боевого успеха в случае боя с главными силами адмирала Того.
Во время стоянок на Мадагаскаре и в бухте Носси Бе пришли скорбные известия из России:
16 декабря 1904 г. сдан Порт-Артур, 1-я Тихоокеанская эскадра уничтожена. Русский флот на Тихом океане представлен тремя владивостокскими крейсерами;
9 января 1905 г. в Петербурге правительственными войсками расстреляна мирная демонстрация;
1 февраля 1905 г. из Либавы на соединение с эскадрой Рожественского вышел отряд контр-адмирала Небогатова (после ухода отряда Небогатова на Балтике остались броненосец "Александр II" и крейсер "Память Азова", так как оба корабля нуждались в ремонте);
4 февраля в Москве бомбой эсера И.П.Каляева, убит, приговорённый судом партии эсеров ("...за воровство из народных пожертвований и угнетение сограждан..."), московский генерал-губернатор, великий князь С.А. Романов;
6 февраля 1905 г. разгромлена русская армейская группировка в сражении под Мукденом. Потери: 60 тыс. убитых, 80 тыс. раненых. В плен попало 23 знамени, 40 тыс. пленных и практически вся армейская артиллерия - 608 орудий.
После Мукденского поражения война с Японией в Манчжурии проиграна.
В Петербурге начали менять отношение к эскадре Рожественского. Понимая всю безнадёжность дальнейших военных действий, тем не менее, там и думать не хотели о возможности возвращения эскадры на Балтику, к самой столице империи, в накалённую народной яростью после всех поражений обстановку, нельзя вернуть 15 000 здоровых молодых мужчин в возрасте от 20 до 30 лет.
Напрасно писал свои статьи Кладо об отсутствии шансов на успех у эскадры. Напрасно адмиралы Чухнин и Бирилёв обращались с рапортами на высочайшее имя с просьбой отозвать эскадру обратно на Балтику. Напрасно Рожественский испрашивал высочайшего соизволения немедля имеемыми силами прорываться во Владивосток, дабы не дать японскому флоту восстановить свои силы после осады Порт-Артура...
Приказ из Петербурга был краток: "... ждать соединения с отрядом Небогатова и следовать во Владивосток для овладения Японским морем". (Никто не должен вернуться назад - читалось между строк в этом приказе...)
Возмущённый читатель спросит, почему такая безысходность?!. Нет, это не безысходность. Это твёрдая уверенность, что успех во всяком бою строится на боевой мощи, знаниях и умении людей, идущих в бой, которые, в определённых сочетаниях, обеспечивают боевой дух - стремление победить и, в конечном счёте, победу в бою. Если общие теоретические знания и были, то боевой мощи (сопоставимой с мощью противника) и умения использовать боевую мощь не было во все.
Вот как оценивали морские артиллеристы эскадры Рожественского (5) боевой потенциал (боевую мощь) русской и японской эскадры после присоединения ко 2-й тихоокеанской эскадре кораблей отряда контр-адмирала Н.И.Небогатова 27 апреля 1905 года.
Русская эскадра Японский флот
Число выстрелов в минуту 134 360
Вес залпа в минуту 8 тонн 21,2 тонны
Вес взрывчатых веществ в мин. 0,2 тонны 3 тонны
Дистанция эскадренной стрельбы 30 кабельтовых 70 кабельтовых
Авторы показанного выше анализа не знали того, что соотношение сил было еще более не в пользу русских. На корабли эскадры был загружен не прошедший полигонных испытаний боезапас (ориентированный на безопасное хранение в тропических широтах) с влажностью пироксилина в снарядах 30% вместо обычной влажности 10-12%. Снаряд с влажным пироксилином, попадая в цель, чаще всего вообще не взрывался, что было установлено только в середине 1906 г. (6).
4 марта 1905 г. эскадра Рожественского, повинуясь приказам из Санкт-Петербурга, покинула Мадагаскар и вышла в открытый Индийский океан, направляясь к юго-восточной Азии... Только 27 апреля, у берегов Вьетнама, произошла встреча эскадры Рожественского с отрядом контр-адмирала Небогатова.
Перед сражением З.П.Рожественский, весь его штаб был поглощен мыслями о неизбежности поражения. Только "параличом мысли и воли" командующего и его штаба, вызванного сознанием неизбежности предстоящего разгрома, можно объяснить всем известные промахи в управлении эскадрой. Пренебрежение артиллерийской и морской подготовкой в период плавания; отказ от разработки вариантов замысла предстоящего сражения и тактических планов сражения; отсутствие стремления командовать боем (с переносом своего флага на один из быстроходных крейсеров действующего вне боевой линии броненосцев); непротивление японской разведке перед сражением и т.п.
О самом Цусимском сражении написаны многотомные труды, и поэтому разбирать ход баталии сызнова было бы неправильно.
Ползущие с девятиузловой скоростью лучшие русские броненосцы были последовательно подставлены под сосредоточенный огонь всей японской колонны. Адмирал Того, начав бой в 13.45, к 19.50 потопил броненосцы "Ослябя", "Имп. Александр III", "Кн Суворов", "Бородино" и добился тяжёлых повреждений на броненосце "Орёл". Противник постоянно маневрировал вне зоны досягаемости артиллерии русской эскадры и вёл залповый, эскадренный огонь по назначенным целям. Можно только поразиться высочайшей живучести русских кораблей и героизму их экипажей продержавшихся под таким огнём неприятеля до 5 часов.
Схема маневрирования в период боя 14.05.1905г. с 13.45 до 19.50 составлена штурманом броненосца "Орёл" лейтенантом Ларионовым в японском плену и является "классической схемой" маневрирования русской и японской эскадр в бою.
В дневном бою 14 мая третьим, четвертым, пятым и шестым отрядами крейсеров адмирала Того был атакован тыл русской эскадры. Тыл охраняли два быстроходных крейсера "Олег" и "Аврора". Они сдерживали натиск втрое превосходящих сил японцев совместно с тихоходными крейсерами "Владимир Мономах" и "Дмитрий Донской". Несмотря на отчаянное сопротивление, японцам удалось уничтожить артиллерийским огнём транспорты "Урал", "Камчатка", "Иртыш", "Русь", но транспорты "Анадырь", "Корея", "Свирь", а также госпитальные суда "Орёл" и "Ксения" были спасены крейсерами. Схемы маневрирования отряда крейсеров русской эскадры в этом бою нет, а японцы до настоящего времени не хотят делиться воспоминаниями о своих "не полных" успехах.
Ночью с 14 на 15 мая атаками миноносцев были уничтожены броненосцы "Наварин", "Сисой Великий", и броненосный крейсер "Адм. Нахимов". Обстоятельства гибели этих кораблей описаны по расспросам уцелевших и захваченных в плен моряков.
Утром 15.05.1905 г., окружённые главными силами японского флота, броненосцы "Орёл" (сильно повреждённый), "Николай I" (под флагом контр-адмирала Небогатова) и броненосцы береговой обороны "Апраксин", "Сенявин" после непродолжительного обстрела с японской стороны сдались в плен.
В 17.00 15.05 в неравном бою с отрядом крейсеров адмирала Камимуры погиб броненосец береговой обороны "Адмирал Ушаков".
Названия кораблей, фамилии командиров кораблей участвовавших в Цусимском сражении и их "воинское счастье" показано в таблице N2.
Из 38 кораблей и судов, которые находились в боевом строю 2-й тихоокеанской эскадры 14.05.1905 г.,
потоплены противником - 21 корабль;
погибло в море 210 офицеров; 4836 матросов, всего -5046 человек
пленены - 6 кораблей (4 броненосца, 1 миноносец; 1 госпитальное судно) 246 офицеров, 5831 матрос;
интернированы - 6 кораблей;
прорвались во Владивосток - 3 корабля;
ушел в Россию -1 корабль.
Японский флот потерял в бою 3 миноносца, 116 человек убитыми и 538 человек ранеными.
Россия заключила мирный договор с Японией не сразу после потери на Дальнем Востоке своих вооружённых сил. По причинам внутренней ситуации в стране позорный Портсмутский договор с Японией был подписан только 5 сентября 1905 г. По тем же причинам пленённые и интернированные "цусимцы", "артурцы" и воины армии Куропаткина были возвращены в Россию только в 1906 году.
Для выяснения обстоятельств Цусимского боя 14-15 мая 1905 года в 1906-1907 годах в Петербурге, в обстановке строжайшей секретности, работала специальная следственная комиссия. "Заключение", составленное комиссией, было опубликовано только в марте 1917 года.
З. П. Рожественский был осуждён, но не за бездарное руководство подготовкой эскадры к бою, не за самоустранение от командования эскадрой в бою. При подобном обвинении и разборе он ненароком мог бы сказать на суде много лишнего... Рожественского судили за сдачу в плен миноносца "Бедовый".
Высочайший гнев излился на контр-адмирала Н.И. Небогатова за то, что он сохранил жизнь 5000 молодых людей, а не продолжил бессмысленное сопротивление (попросту не организовал их истребление). Ведь эти 5000 человек, вернувшись из японского плена, никогда не простят руководству страны трагедии Цусимы! Эти 5000 неожиданно уцелевших - питательная среда для любой оппозиции!
У большинства современников в 1905 году не хватило мужества прямо показать на руководство страны и, в первую очередь, на государя императора, как на лиц, сознательно стремившихся погубить свой собственный флот ради подавления волны антиправительственных выступлений. Эти массовые антиправительственные выступления были обоснованы и позднее переросли в революционное движение народа породившее множество больших и малых политических партий.
Вспомним одни только военно-морские бунты против самодержавия, только в 1905 году:
восстание на броненосце "Кн. Потёмкин-Таврический" - июнь 1905 г.;
восстание в Кронштадте - 26-27 октября 1905 г.;
восстание в Севастополе - ноябрь 1905 г.
Вот что предвидела и не смогла упредить хорошо отлаженная машина жандармского управления, сознательно рекомендуя царскому правительству истребить 2-ю тихоокеанскую эскадру как опасный концентрированный источник народного возмущения.
Это преступление в 1905 году осталось без наказания.
История нашего отечества страшна непрекращающейся во времени дуэлью правящих кругов и российского народа. Постоянно "наступаем на одни и те же грабли", делаем одни и те же ошибки... Пример русско-японской войны в этом плане особенно поучителен. Русско-японская война показала народу всю гнилость и неспособность царского правительства управлять огромной страной. Всенародная ненависть и презрение к бездарным властным структурам рождены руско-японской войной.
Определился "исторический цикл России" - от разгрома до переворота - 10-15 лет.
Думая о русско-японской войне и её последствиях, вспоминаю удачное высказывание "учёного-олигарха" Б.А. Березовского. На вопрос журналиста: "В чем заключается сейчас, по Вашему мнению, наибольшая опасность для России?" он не задумываясь ответил: "В "серости" её ЭЛИТЫ".
(1) Романов Б.А. "Об обстоятельствах связанных с происхождением китайско-японской войны". Очерки дипломатической истории русско-японской войны. Изд.2-е, Акад .Наук СССР, М.-Л.,с. 26 и след.
(2) В результате исполнения программы вооружений за период 1895-1903 годы численность сухопутных войск возросла в три раза до 600 000 чел. (по штатам военного времени), тоннаж флота увеличился в четыре раза: с 60 000 т в 1895 г. до 278 000т - 1903г . (1) С. 33.
(3) Корабли класса "Бородино" достраивались после начала русско-японской войны и были переданы флоту летом 1904 г. Эск. Бр. "Слава" был передан флоту в середине 1905 года.
(4)Необходимо обратить внимание читателя на то, что, в соответствии с действовавшим в тот период Берлинским трактатом 1879 г., российские боевые корабли были лишены права прохода через Черноморские проливы. Хитрый "европейский политик" не допускал возможности объединения российской силы в открытом океане.
(5) Костенко В.П. "На Орле в Цусиме". (Аналогичные цифры были приведены в рапортах на высочайшее имя адмирала Чухнина и адмирала Бирилёва.)
(6) Крылов А.И. "Воспоминания и размышления".