Index

Содержание номера

Виктория Сергеева

Почти утопическая история с реальными перспективами

В. Сергеева - исполняющая обязанности регионального директора московского офиса организации Международная тюремная реформа.

Добропорядочный отец семейства, никогда не нарушавший закон и исправно плативший налоги, однажды, напившись до чертиков на дне рождения своего коллеги, так горячо отстаивал процессы демократизации в России, что в пылу спора стукнул своего оппонента табуреткой по голове. И все бы ничего, все бы, наверное, осталось внутри трудового коллектива и обсуждалось бы максимум в течение месяца, но удар был достаточно сильный, и кроме простого сотрясения мозга противник получил серьезное осложнение зрения, пролежал полгода в больнице, потратил уйму денег на операции и лекарства и так и остался инвалидом. Поэтому, еще находясь в больнице, он подал заявление в милицию на своего обидчика, требуя наказать того по всей строгости закона. Когда блюстители закона взялись за дело, то никто, ни сам потерпевший, ни его обидчик, ни их коллеги, присутствовавшие на том празднике, уже не помнили, с чего и как все началось и поэтому стали "писать историю" заново. В итоге образовалась версия, в которой красной нитью проходила мысль об умышленности совершенного деяния. Якобы один долгое время лелеял мысль о мести другому за какую-ту давнюю ссору. Сам же "виновник торжества", добропорядочный отец семейства, чувствуя себя глубоко виноватым и не зная куда деться от стыда, соглашался со всеми обвинениями и лишь разводил руками на вопрос о мотивах правонарушения. Итогом всего этого разбирательства стал приговор суда, определивший отцу семейства один год лишения свободы с выплатой некоторой суммы за причиненный моральный ущерб и в качестве возмещения затрат на медицинское обслуживание.

Сказать, что такое решение суда привело всех участвовавших в шок, значит ничего не сказать. Сам потерпевший, рассчитывающий лишь на возврат потраченных на лечение денег и прилюдное покаяние со стороны своего обидчика, стал бить себя в грудь и кричать, что он не этого хотел и не согласен с таким поворотом событий, но ему быстро объяснили, что есть закон, в котором определены меры наказания и других вариантов здесь нет.

Эта история не взята из жизни, хотя вполне могла бы иметь место и даже когда-нибудь и где-нибудь действительно произошла. И суть истории не в том, что кто-то с кем-то чего-то не поделил, а в том, что в общем-то нормальный человек, совестливый и абсолютно не опасный для общества, оказался в местах не столь отдаленных. Многие скажут, так ему и надо, не умеешь пить - не пей, не умеешь сдерживать свои эмоции - посиди в колонии, поучись. А если бы кто-то из нас был на его месте? И все ли мы настолько всегда уверены в себе, что ничего подобного с нами не может произойти никогда?

Но оставим человеческий фактор в стороне и поговорим о возможностях и "невозможностях" закона. В нашем Уголовном кодексе есть 10 видов наказаний, которые не связаны с лишением свободы, причем половина из них используется очень ограниченно из-за повальной бедности и безденежья основной массы населения, не способного платить штрафы и залоги и не имеющего постоянного места работы, а другая не используется совсем, потому что для нашего государства эти наказания являются новыми и никто не знает, "с чем их едят". Одним из этих новых видов наказаний являются общественные работы, в нашем законодательстве они называются обязательными работами, суть которых состоит в том, что правонарушитель возмещает ущерб, причиненный потерпевшему, своим трудом, работая на благо общества и выполняя неквалифицированную низкооплачиваемую работу, при этом ничего не получая за свой труд. Количество часов, которые должен отработать осужденный, определяется судом и может варьироваться от 60 до 240 часов для взрослого и от 40 до 160 для несовершеннолетнего, причем отрабатываются эти часы в свободное от основной работы или учебы время. При вынесении данного вида наказания суд должен принимать во внимание личностные и социальные характеристики правонарушителя, например, состояние здоровья, наличие семьи и постоянного места жительства, профессиональные навыки, психические факторы и так далее. В первую очередь это наказание адресовано тем, кто, как герой из нашей истории, не представляет опасности для окружающих, полностью раскаивается в своем преступлении и готов на все, лишь бы его простили.

С сентября 2000 года международная общественная организация "Международная тюремная реформа" (Penal Reform International) руководит экспериментальным проектом "Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации". Проект осуществляется совместно с Главным управлением исполнения наказаний (ГУИН) Минюста РФ, с рядом учебных заведений, региональными управлениями исполнения наказаний (УИН) и общественными организациями. Финансовую поддержку оказывает Управление по Восточной Европе и Центральной Азии Департамента международного развития Великобритании. Проект направлен на реформирование деятельности уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) - органов, которые исполняют наказания, не связанные с лишением свободы, и будут ответственны также и за исполнение некоторых новых видов наказаний, в частности обязательных работ. Среди других целей проекта - сокращение применения наказания в виде лишения свободы за счет расширения и более эффективного использования альтернативных и других мер уголовно-правового характера, а также создание условий для введения в действие обязательных (общественных) работ. "Опытными полигонами" с начала проекта являлись Томская, Рязанская и Самарская области, а с сентября 2002 года к ним присоединились еще шесть регионов - Новосибирская, Кемеровская, Саратовская, Нижегородская, Орловская и Калужская области.

Проект развивается в нескольких направлениях:

- организационно-правовое:укрепление правовой базы, внесение изменений и дополнений в законодательные и нормативные акты, изменение статуса УИИ и нормативной основы их деятельности;

- образовательно-экспериментальное: создание механизмов исполнения наказания в виде обязательных работ на основе организации работы базовых УИИ в регионах, повышение образовательного и профессионального уровня сотрудников УИИ через организацию тренингов и семинаров, разработка учебно-методических пособий для специального курса подготовки инспекторов на базе Академии права и управления в Рязани;

- информационно-просветительское: пропаганда через средства массовой информации с целью формирования общественного мнения в пользу альтернатив, организация специальных семинаров для журналистов с целью разъяснения целей и задач проекта и представления результатов, работа по информированности судейского и прокурорского корпуса;

- привлечение общественности: использование возможностей НПО в регионах для их более широкого участия в проекте в части предоставления рабочих мест и осуществления контроля за осужденными, а также для роли общественных инспекторов.

Действующее законодательство пока не позволяет использовать обязательные работы как самостоятельный вид наказания (согласно федеральному закону от 13 декабря 2001 года суды смогут выносить приговоры к обязательным работам лишь в 2004 г.), но все же была найдена возможность апробировать на практике их прообраз и тем самым дать обществу почувствовать преимущества и выгоды этого наказания. Используя потенциальные возможности действующих УК и УИК РФ (ч.5, ст.73 УК РФ), суды в нескольких пилотных регионах проекта стали выносить приговоры к условному осуждению с возложением на осужденного особой обязанности - исполнять бесплатные общественно-полезные работы. В результате на сегодняшний день уже исполняется несколько десятков таких приговоров. Работы, которыми занимаются осужденные, связаны с уборкой улиц, территорий, ремонтом, строительством и т.п. и выполняются на предприятиях муниципальной собственности. Местные власти, предоставившие рабочие места, увидели реальную выгоду и заявили о своей готовности помогать в трудоустройстве подобных правонарушителей.

Уголовно-исполнительные инспекции (УИИ), являющиеся ключевым звеном между осужденным и работодателем и обязанные осуществлять контроль за исполнением приговора суда, смогли реально оценить свои возможности и наработать бесценный опыт в установлении контактов с органами местного самоуправления и потенциальными работодателями. И вопреки опасениям сотрудников УИИ, что им придется целыми днями торчать около осужденного и следить, как он работает, выяснилось, что такой необходимости нет, - при условии хорошей организации подготовительной работы и искренней заинтересованности работодателя.

Конечно, для проведения качественной подготовительной работы необходимо время, силы и механизмы. И если с последними вроде все нормально - в рамках проекта было введено много новшеств как в законодательство, так и в текущую деятельность УИИ, то с первыми двумя дело обстоит гораздо серьезней и намного проблематичней. Существующая в настоящее время нагрузка на одного сотрудника превышает "допустимую" как минимум в два раза и составляет около 200 осужденных на одного сотрудника. А в некоторых регионах доходит даже до 300! Оставляет желать лучшего и материально-техническая обеспеченность уголовно-исполнительных инспекций, нет транспорта, помещений, элементарной телефонной связи. Чего уж тут говорить о воспитательно-профилактической работе! Сотрудникам УИИ приходится целыми днями заполнять бесчисленное количество справок, формуляров, форм и прочее. И работают-то в инспекциях в основном женщины... Из числа учебных заведений уголовно-исполнительной системы нет ни одного, занимающегося подготовкой специалистов непосредственно для УИИ, вот и приходится изучать проблему и набираться опыта непосредственно на рабочем месте. Правда, ситуация начинает меняться, поскольку в рамках проекта на базе рязанской Академии права и управления Минюста РФ с прошлого года введена специальность "инспектор УИИ" и уже набрана одна группа студентов, обучающихся этой профессии. Также за 2,5 года проекта были организованы 20 тренингов для сотрудников УИИ в пилотных регионах с целью повышения их знаний и профессиональных навыков. Все это весьма позитивно сказывается не только на квалификации сотрудников, но и на их морально-психологическом состоянии, поскольку ранее эти службы традиционно считались "периферийными" в уголовно-исполнительной системе.

Теперь, пожалуй, вернемся к нашей истории и попробуем пофантазировать: как бы сложились судьбы ее участников, имея наши суды в своем арсенале такой вид наказания, как общественные (обязательные) работы. Добропорядочный отец семейства честно и добросовестно отработал бы энное количество часов, убирая мусор и поливая клумбы вокруг дома своей жертвы, всем своим видом и трудом доказывая, что полностью осознает и признает свою вину. Жертва же, видя, как старательно и регулярно его обидчик орудует метлой, чувствовал бы что-то вроде гордости, что все это делается для него и ради него, и тем самым получал бы моральную компенсацию за причиненную обиду. Люди, живущие в этом доме, наслаждались бы видом своего ухоженного двора и свежими цветами в палисаднике перед окнами. Все как в поговорке: "И волки сыты, и овцы целы"...

Многие скажут, что это утопия, и частично будут правы. И причина здесь не в том, что наше законодательство далеко не совершенно в части альтернативных наказаний, хотя это и так. Мы с вами, обычные люди, ездящие каждый день на работу в переполненном общественном транспорте и копящие деньги на отдых, готовы ли мы с вами принять и понять этот вид наказания? Как мы отнесемся к тому, что люди, нарушившие закон, будут чистить наши подъезды и убирать наши кладбища? Сможем ли преодолеть наш всегдашний страх и предвзятость? Способны ли мы отойти от такого привычного стереотипа, как "вор должен сидеть в тюрьме"?

Я очень верю, что способны и сможем. Потому что нельзя ломать человеческие судьбы только за то, что кто-то когда-то очень сильно напился и не смог совладать с собой. Потому что тюрьмы наши не резиновые и не в состоянии вместить всех тех, кто совершает ошибки. Потому что государству нашему есть куда направить свои денежные средства, вместо того чтобы содержать огромную армию осужденных. И потому что, как ни крути, но идем мы по пути демократизации и прогресса.

Содержание номера | Главная страница