Главная страница | Номера | Именной указатель | Где купить журнал |
Валентина МатвиенкоГосударственное дело
В. Матвиенко - вице-премьер Правительства России.
Беспризорность и безнадзорность - одна из самых тревожных проблем современной России. Сегодня в стране около миллиона беспризорных детей, и цифра эта весьма приблизительна, потому что государственные органы, к сожалению, пока не контролируют в полной мере эту проблему.
В России около 700 тысяч детей лишены родительского попечения. Из них только 10% стали сиротами вследствие смерти или инвалидности родителей. Остальные имеют живых кровных родителей, то есть являются социальными сиротами. И еще несколько цифр, демонстрирующих остроту проблемы: число подростков, доставленных в милицию за правонарушения, в 2001 году превысило 1 140 000, 240 тысяч из них - беспризорные и безнадзорные дети.
Это - бедствие, и уже невозможно и далее надеяться на то, что острота проблемы безнадзорности несовершеннолетних постепенно ослабнет вместе с решением общих социально-экономических проблем страны. Правительство обязано было выработать более эффективные и действенные меры.
В этом году Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве заработала по-настоящему. Мы сумели добиться действительной работоспособности механизмов межведомственной координации в деятельности многочисленных органов власти, в той или иной степени занимающихся безнадзорными детьми.
В каждом субъекте России созданы свои Межведомственные комиссии. К сожалению, на следующем (муниципальном) уровне, где и должна производиться основная работа, таких комиссий еще практически не существует.
Сейчас основная задача Правительства состоит в том, чтобы Межведомственные комиссии были не только созданы при всех уровнях исполнительной власти, но и чтобы эти комиссии начали реально работать.
Уже три года Федеральная целевая программа профилактики безнадзорности и правонарушений финансируется в полном объеме. А это означает и создание новых учреждений, которые занимаются профилактикой безнадзорности, и улучшение их материального обеспечения (оснащение транспортом, бытовым, реабилитационным и медицинским оборудованием). Такие учреждения в системе профилактики безнадзорности - это основное звено. Имеются в виду специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, то есть социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи семье и детям.
Я уверена, что по количеству профилактических учреждений мы эту проблему решим, однако остаются серьезные проблемы с качеством их работы. Зачастую эти учреждения размещаются в помещениях, требующих серьезного ремонта, недостаточны по площадям и нуждаются в современном оборудовании, так как при том, что финансирование Федеральной программы обеспечивается на 100%, этих ста процентов все еще недостаточно.
Если мы хотим заниматься реабилитацией по-настоящему, нужны и нормальные классные комнаты, и комнаты для занятий трудом, и хорошие медицинские кабинеты, оборудованные спортивные залы, бассейны. Но самое главное - нужны специалисты другой квалификации.
Когда создавались эти учреждения, оклады там предусматривались по минимальным ставкам. Зарплата социального работника - самая низкая в бюджетной сфере. Пришло время пересмотреть эти давние решения по оплате труда. Ясно, что с детьми должен работать хороший педагог, хороший психолог, хороший врач. Без этого качественных сдвигов в профилактике безнадзорности нам не добиться.
Сегодня деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, опирается на Федеральный закон 1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Это далеко не совершенный закон, однако пока мы должны работать в его рамках. Основная его составляющая - социозащита, а она невероятно сложна в реализации. По этому закону основная тяжесть работы возложена на социального работника, а порой ему трудно (и даже физически небезопасно) выполнять те функции, которые возлагает на него закон. Сейчас мы стараемся организовать действенное сотрудничество социальных работников с МВД. К примеру, операция "Табор" позволила выявить более 5000 детей, эксплуатируемых цыганами в целях наживы. 992 подростка были похищены или взяты в аренду у родителей. Известно, что подростков используют в качестве разнорабочих на рынках, автозаправках и мойках, в различных сферах коммерческой деятельности и даже в фермерских хозяйствах. Совместно с МВД планируются целевые мероприятия по декриминализации этих сфер и изъятию из них детей.
13 марта вышло Постановление Правительства РФ "О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год". На его основе был создан межведомственный оперативный штаб, который координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, направленную на борьбу с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних.
Самая острая ситуация тогда сложилась в Москве и Московской области. Надо отметить, что московское правительство, органы представительной власти приняли оперативные меры. В Москве катастрофически не хватало учреждений по профилактике безнадзорности (их было всего три), и сейчас они открываются одно за другим. На специальном заседании штаба удалось выработать эффективные меры по возвращению несовершеннолетних к местам постоянного проживания...
Необходимо отметить, что и в других регионах есть интересные и очень полезные начинания. В Мордовской, Смоленской, Костромской областях организованы рейды по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении. В Ульяновской области открыли большое число общественных приемных, с участием специалистов и хорошо отлаженным механизмом их работы. Организуются выездные бригады для оказания помощи несовершеннолетним и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Одно из важнейших направлений профилактики безнадзорности и беспризорности - обеспечение социально-позитивного времяпрепровождения детей и подростков. Прежде всего, это учеба. В соответствии с законодательством [1] [1 Конституция РФ, ст. 43 п. 4, и Закон об образовании, ст. 19, п. 2.] основное общее образование является обязательным. Обеспечение этой гарантии имеет важное значение и в свете профилактики правонарушений.
В 1999 году Министерство образования провело разовый обсчет неучащихся детей в возрасте от 7 до 15 лет. Свыше 68 тысяч детей на тот период не училось. Из них 2500 не имели даже начального образования, а более 3000 никогда не ходили в школу.
В этом году, с 1 сентября, органами образования в субъектах Российской Федерации проводится единовременный учет детей, не обучающихся в образовательных учреждениях.
Мы полагаем, что в самих образовательных учреждениях необходимо создавать условия, предупреждающие и предотвращающие безнадзорность учеников. С этой целью в учебных заведениях вводятся должности заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, педагогов-психологов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, освобожденных классных воспитателей.
Для более успешной работы по профилактике безнадзорности необходимо и совершенствование законодательной базы. Это относится и к самому закону об основах системы профилактики безнадзорности, и к дальнейшему регулированию деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, и к защите прав несовершеннолетних, и к усилению ответственности родителей за воспитание, образование и содержание детей.
На последнем моменте мне хотелось бы остановиться особо. Сегодня много говорят о том, что Правительство должно остановить вал беспризорщины, забывая, что сам факт наличия такого огромного количества брошенных детей свидетельствует в первую очередь о безответственном отношении самих родителей к своим обязанностям, их безразличии к судьбе собственного ребенка. Если в каждой семье родители в полной мере осознают свою ответственность за то, какими вырастут их дети, с какими знаниями, умениями и, главное, с каким нравственным багажом войдут они в самостоятельную жизнь, мы можем быть спокойны за будущее нашей страны. Конечно, обделенному родительским вниманием и заботой маленькому человеку государство обязано создать все необходимые условия для достойной жизни, дать возможность получить хорошее образование, интересную работу, обеспечить жильем. К сожалению, у нас еще не сложилась атмосфера всеобщего внимания к проблеме безнадзорности. Пока практически не используются возможности средств массовой информации для формирования взвешенного отношения общества к проблемам профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Надо помнить, что во всех бедах этих детей виноваты взрослые, и, чем скорее общество это осознает, тем быстрее исчезнет из нашей жизни понятие "беспризорность".