Главная страница | Номера | Именной указатель | Где купить журнал |
Ирина Кузнецова"У меня есть мечта..."
И. Кузнецова - исполнительный директор Федеральной программы "Дети России" Минобразования России.
Я мечтаю о том, чтобы система заботы о детях, о каждом ребенке - и благополучном, и неблагополучном - была живой, самоподдереживающейся и саморазвивающейся. Пусть финансирование подобных программ идет из самых разных источников, но пусть все общество в целом, средствами, умом, душой его взрослых членов, будет постоянно уделять внимание своим детям, детям России. Принимать в этом участие должно, разумеется, и государство, но - как часть общества, того самого гражданского общества, которое в состоянии решать значительную часть своих проблем самостоятельно. Но это "голубая мечта", и пока приходится полагаться в основном на государство.
Федеральная целевая программа "Дети России" существует с 1996 года, однако только в этом году, когда проблема с безнадзорностью детей стала чрезвычайно острой, правительство наконец обратило на нее серьезное внимание. Я чрезвычайно рада, что нам удалось обосновать и добиться статуса президентской программы для программы "Дети-сироты". Этот статус означает и повышенное внимание, и соответствующее финансирование. Проблема детей-сирот, которых в стране около семисот тысяч, очень многогранна, и на местах предпринимаются самые разнообразные попытки ее решения. Мне очень по душе опыт Самарской области, где местные власти решили, что надо сделать все, чтоб максимальное число сирот оказалось в семьях. По этому же пути следуют в Ханты-мансийском округе, в других регионах. Ведь так важно, чтобы каждый ребенок получил свою долю материнского тепла. Причем непосредственное усыновление необязательно, ведь существуют и приемные семьи, и опекунство. Кстати, проблема усыновления теперь законодательно решена. Процедура разработана таким образом, что теперь ни один ребенок не попадает в никуда, проводится постоянный мониторинг условий жизни и воспитания усыновленных детей, все иностранные агентства по усыновлению лицензированы, и самое отрадное - началось отечественное усыновление. Ведь до последних лет его практически не было, а сейчас благосостояние страны чуть-чуть подросло, и люди стали брать детей. Отечественным усыновителям отдается предпочтение.
В некоторых регионах делают ставку на детские дома, считают, что государственная опека лучше, и кое-где добиваются отличных результатов. Хотя в случае детских домов меня всегда беспокоит дальнейшая судьба выпускников - им ведь очень трудно адаптироваться к жизни в обществе, научиться распоряжаться деньгами, строить семью. После того, как они провели юные годы в детском доме, где за них все решали, очень велика опасность, что они не сумеют создать настоящую семью и что своим детям они уготовят собственную судьбу - откажутся от них. И сейчас очень большое внимание уделяется так называемой постинтернатной адаптации, разработаны и реализуются различные программы, направленные на то, чтобы научить этих детей жить в "большой жизни". Мне очень хотелось бы, чтобы за каждым таким выпускником был закреплен кто-нибудь старший, необязательно педагог или воспитатель, пусть это будет социальный работник или кто-то еще, главное, чтобы выпускник никогда и ни при каких ситуациях не чувствовал, что он совсем один на свете, что ему не к кому обратиться. Когда они покидают детский дом, они же еще совсем дети.
Очень важна для детей-сирот проблема жилья. У большинства из них оно вроде бы и есть, но там живут спившиеся родители, там - ад. Сейчас существует федеральный закон о том, что выпускникам детских домов должно предоставляться жилье, однако здесь многое зависит от местных властей. Мы разработали систему социального страхования для выпускников детдомов, но - пока, во всяком случае, - Минфин России нам ее завернул. Мы хотели бы, чтобы каждый новый этап в жизни выпускника детского дома являлся "страховым случаем", чтобы по такому страхованию он получал значительные выплаты после выпуска, после окончания колледжа или вуза, перед вступлением в брак, то есть в те моменты своей жизни, когда в ней надо устраиваться по-новому. Надеюсь, что рано или поздно нам удастся этого добиться.
К слову сказать, кроме детских домов, в России уже есть некоторый опыт так называемых "детских деревень", "киндердорф". Опыт этот не однозначен, в каждом конкретном случае все зависит от руководителя, от человека. Но все-таки "детские деревни" - тоже общины, и если ребенок прекрасно адаптируется к жизни в общине, это вовсе не означает, что ему будет легко приспособиться к "большой жизни". В отличие от Европы, где такого рода учреждения гораздо более открыты во внешний мир, у нас они все-таки тяготеют к закрытости, что порождает для детей те же проблемы, что и для выпускников детских домов.
Еще одна проблема для бывших детдомовцев - это работа. Здесь мы сотрудничаем с Министерством труда, пытаемся организовать квотирование рабочих мест. Кстати сказать, наше сотрудничество с разными ведомствами, несмотря на некоторые естественные трудности, идет довольно гладко, среди прочего и потому, что заказчиком являемся мы. Обычно мы находим взаимопонимание и с региональными властями, с региональными органами управления образования. Хотя когда где-то проходят местные выборы, нас начинает бить нервная дрожь. После выборов все довольно долго входят в курс дела, новые работники не знают, что нужно в регионе, что можно получить, как оформляются заявки. А иногда мы получаем такие заявки, которые съели бы годовой бюджет всей программы. Пока новые люди притираются, регионы недополучают того, что могли бы и должны бы получить. Вот, например, у нас было прекрасно налаженное сотрудничество с властями Ингушетии, а теперь, после выборов, все остановилось. Но постепенно это наладится.
Налажена практика открытых конкурсов на поставки - тендеров. Мы - крупнейший государственный заказчик в социальной сфере, и конкурсы наши могут быть только открытыми. Поначалу нас донимали "телефонным правом", но постепенно оно уходит в прошлое. Вообще, в этой сфере многое меняется. Правда, мы со своей стороны тоже прикладываем значительные усилия - проводим семинары для участников конкурса до и после его проведения, проводим маркетинговые исследования, рассматриваем жалобы и претензии проигравших. И поставщики постепенно учатся. Те заявки, которые мы получали в первые годы, и те, что получаем сейчас, даже сравнивать трудно. Первыми, кстати, грамотно стали подходить к нашим конкурсам поставщики компьютеров. Интересно также и то, что постепенно все больше споров решается в арбитражных судах. К этому привыкли и мы, и участники конкурсов. Они раз-другой увидели, что можно не только судиться с государством, но и выиграть у него, и теперь арбитражный суд становится нормальным средством разрешения споров. Поставщики теперь уже знают свои права и готовы отстаивать их цивилизованным образом. И меня радует, что в этом есть и наша заслуга.
Делая то, что мы делаем, мы работаем не только с правительством, региональными властями и поставщиками. Мы сотрудничаем и с неправительственными благотворительными организациями, российскими и международными. Зачастую это очень плодотворное сотрудничество, и оно очень многогранное. Отдельные проекты финансируем мы, а фонды вкладывают свои методики, привлекают специалистов, занимаются организационными вопросами. Иногда они вкладывают средства в наши программы, но для нас часто важнее то, что они располагают специалистами, которых нам найти трудно, и берут на себя практическую реализацию того или иного проекта. Из международных организаций мы хорошо сотрудничаем с ЮНИСЕФ, из российских - с фондом "Новые имена" по программе "Одаренные дети".
Для меня программа "Одаренные дети" очень важна. Нам удалось восстановить систему олимпиад, которая снова охватывает всю страну. Те дети, которые участвуют в этих олимпиадах, - это будущие специалисты, будущий средний класс. Помочь им проявить себя - очень важное дело. Пусть немногие из них станут звездами первой величины, но это будущие звезды на местном и региональном уровне, на них уже очень скоро будет опираться российская жизнь. Причем важны не только предметные олимпиады, но и непредметные, например, по граждановедению, которые опираются на систему дополнительного образования. Ведь талант - совсем не обязательно проявляется в математике или литературе, он может проявиться в самых разных областях жизни, а зачастую он многогранен. Мы проводим самые различные фестивали по так называемым творческим дисциплинам. Мы стараемся помогать одаренным детям развивать свои способности, как-то предоставить им возможности реализовать себя дома, на родине. Раньше при первой же возможности они старались перебраться на Запад, теперь этот поток ослабевает. Наверное, тут есть и наш вклад. Если раньше стипендия для одаренных детей составляла всего пятьсот рублей, то теперь это - десять тысяч. Кроме того, в качестве призов на олимпиадах мы стараемся им дарить такие вещи, которые будут им полезны, например, компьютеры. Система олимпиад у нас многоуровневая, а победителю зональной олимпиады Дальнего Востока сейчас просто не доехать до Москвы для участия в олимпиаде всероссийской, и мы оплачиваем ему дорогу. Мы организуем школы предолимпийской подготовки для участников олимпиад на высоких уровнях, готовим их к участию в международных олимпиадах. Хотим создать соответствующие лаборатории при вузах в университетских городах, привлечь "Федерацию Интернет Образование".
Я очень хочу, чтобы любой - каждый! - ребенок получал бы все необходимое ему внимание и заботу. Но пока мы часто сталкиваемся со следующей проблемой: по федеральному закону в школе имеет право и должен обучаться каждый ребенок от 7 до 15 лет, проживающий на данной территории, однако директора школ отказываются, ссылаясь на местные подзаконные акты, принимать детей мигрантов и вынужденных переселенцев. В каждом конкретном случае приходится брать ребенка за руку, вести его в школу и объяснять директору, что он обязан взять ребенка по закону. У нас сейчас очень много законов, прекрасных законов, которые, однако, плохо согласуются между собой. И иногда возникает такое впечатление, что те, от кого зависит принятие решения, выбирают себе закон, который хотят исполнять, и следуют ему, не обращая внимание на другой закон, противоречащий первому. Кроме того, некоторые законы написаны как будто в расчете на прекрасное будущее. Семейный кодекс, например, еще можно как-то исполнять, но исполнение Трудового кодекса в его нынешнем виде - почти нереально. А для того, чтобы защитить тех, кто нуждается в защите, детей в первую очередь, чтобы создать им условия для развития и самореализации, необходимо четко выверенное законодательство.
И снова вернусь к своей "голубой мечте" - к самоподдерживающейся, саморазвивающейся системе заботы о детях, в которой государство будет исполнять лишь одну роль, а список действующих лиц будет включать в себя всех членов общества. Если эта моя мечта осуществится, то проблемы, конечно, будут, но справляться с ними "всем миром" значительно проще и эффективнее.