Index

Содержание номера

Григорий Пасько
Такое "дитя" умрет, не вскрикнув

Когда я сидел в тюрьме, в различные инстанции государства Российского в мою защиту пришло свыше 24 тысяч писем из 98 стран мира. Из России пришло одно: зэк, с которым мы как-то делили шконку в общей хате, писал из зоны, откуда-то из Комсомольска-на-Амуре, о том, что я не преступник и не японский шпион.

Другой заключенный говорил мне: "Ну писал ты о радиоактивной херне в Приморском крае, ну и что? Хоть одна падла вышла на площадь с плакатом, чтобы тебя освободили?"

Падла не вышла, но огромное количество людей из различных общественных организаций на мою защиту встали. И благодаря им я сегодня хоть и на относительной, но свободе.

Затем, уже после первого приговора, ко мне часто подходили незнакомые люди и говорили, что они переживают за меня и желают только одного: победить в неравной схватке с государством. Мне показалось, что наш народ не сильно любит государство. Или сильно не любит. Но традиции говорить об этом открыто и вслух у народа нет.

Это я все к тому, что гражданское общество в России как таковое, на мой взгляд, отсутствует. Есть лишь очаги его, своеобразные "точечные" участки. (Хотя слову "очаги" лучше бы соседствовать со словом "инфекция", а "точечный" - с авиационными ударами. Но, видимо, такое у нас общество, что сравнивать его можно только с инфекцией или еще с чем-нибудь неприятным.)

В умных книжках записано, что гражданское общество - это совокупность различных структур (социальных, экологических, культурных...), функционирующих ВНЕ государственного вмешательства и формирующих в активном ВЗАИМОДЕЙСТВИИ с государством развитые правовые отношения, "правила игры" различных субъектов социального и индивидуального действия.

В сегодняшней России, на мой взгляд, "правила игры" давно уже в одиночку формирует само государство. Оно в одиночку придумывает законы, в одиночку их сторожит, сажает (в одиночку, то есть, в одиночную камеру) тех, кто, по его мнению, нарушает эти законы. Государство придумывает нам гимны и флаги, доктрины и стиль поведения, кумиров и друзей (где-нибудь в Северной Корее или в Ираке). Оно без нашего согласия затевает войны и перевороты. Оно навязывает нам якобы нами же избранных губернаторов и народных депутатов. И, наконец, само государство пытается в приказном порядке формировать гражданское общество. Способы те же, что и в случае с гимном: директивный спуск сверху. Сегодня назначают гражданский форум, завтра - общенациональный съезд друзей государства (вспомните недавних друзей нашего президента в лице путинюгенда).

Говорят, что еще Жан-Жак Руссо в своем трактате "Об общественном договоре" впервые разделил отождествлявшиеся Дж. Локком политическое и гражданское общество. Членом первого, по мысли Руссо, является подданный, второе же формирует гражданина. Соответственно разделяются права человека и права гражданина. К великому сожалению, Руссо, говоря о правах человека, не привел полный список фамилий, явок и паролей тех лиц, чьи права должны быть обеспечены в государстве. Говорить же о правах человека в России после известной реплики ее президента и вообще считается моветоном. Во всяком случае до тех пор, пока само же государство не издаст перечень сведений (явки, пароли...), подлежащих открытому опубликованию в средствах массовой информации.

Кстати, о них, родимых. О средствах, то бишь. По мнению теоретиков-политологов, особое место в структуре гражданского общества должны занимать независимые от государства СМИ. Вам такие известны в России? Тогда попрошу опубликовать в открытой печати полный список. И обязательно - пароли, явки, фамилии...

Можно вспомнить и другие компоненты, характеризующие гражданское общество. Например, приоритет фундаментальных прав и свобод человека и гражданина; разделение властей; многопартийность; развитие всех форм самоуправления, в особенности территориального; автономию профессиональных сообществ и т.д. Характеризуя отсутствие либо наличие каждого из этих компонентов, можно привести немало ярких примеров.

О защите государством прав человека в России уже который год нам кричат события в Чечне. Впрочем, чего далеко ходить: автору этих строк государство вот уже четыре года пытается доказать, что он не имел права публиковать сведения о радиоактивном загрязнении военными окружающей среды, а если посмел это сделать, то он японский шпион.

Разделение властей хорошо видно на многочисленных примерах независимости судей - зачастую от этих судей действительно ни черта не зависит. Тем более - соблюдение законности и восстановление справедливости. Тем более, когда в роли нарушителя законности выступает государство.

Многопартийность хорошо иллюстрируется недавним слиянием в идеологическом экстазе партий "Единство", "Отечество" и "Вся Россия". (Боюсь ошибиться, но кажется к ним еще кто-то успел примкнуть? Или собирается?)

Территориальное самоуправление (или самоуправство?) я вот уже десять лет наблюдаю в родном и сердцу близком Приморье. Многообразия и развития форм самоуправления я, правда, не заметил. Зато с приходом нового губернатора в крае резко увеличилось количество "Мерседесов".

Об автономии профессиональных сообществ немало сведений можно почерпнуть у создателей "Медиасоюза" и прочих сильно "независимых" от государства коллективов.

Словом, я согласен с теми, кто утверждает, что аморфность и анемичность гражданского общества не проходит бесследно не только для самого общест-ва, но и для государства. (Социальный тупик коммунизма -тому подтверждение.) Но я не верю также и в то, что гражданское общество - активное, боевитое, уважающее себя - можно создать сверху, по одной лишь указке государства или его президента. Такое "дитя" умрет, не вскрикнув, едва появившись на свет.

Гражданское общество может родиться только "снизу" (даже анатомических разногласий я здесь не вижу). Конечно, для этого надо активнее работать тем профессиональным сообществам, которые уже себя зарекомендовали последовательными сторонниками создания свободного, демократического и правового государства. Надо бороться, вступать в диалог, объединяться. Короче - высовываться. Как говаривал старина Ежи Лец, чтобы тебя заметили с той стороны баррикады, надо высунуться с этой.

Содержание номера | Главная страница