Index

Содержание номера

Светлана Климова
Как "заштопать" социальную ткань

Для описания общественных связей социологи используют иногда метафору "социальной ткани". Можно представить, что связи между людьми на всех уровнях - от личностных до макросоциальных - это нити, скрепляющие общество, которое только в результате подобных связей и может быть названо единым целым. По вертикали эти связи обеспечивают структуры власти, а по горизонтали - институты гражданского общества: партии, профсоюзы, общественные организации. Эти горизонтальные связи основаны не на формальном статусе и отношениях власти-подчинения, а на осознании самими людьми чувства сопричастности к сообществу равных и близких людей и на авторитете лидеров.

Когда россияне отвечают на вопрос социологов: "О ком вы могли бы сказать: "Это - Мы?", - они чаще всего указывают либо на какую-нибудь глобальную общность (например, говорят: "Весь российский народ", "Очень старые люди, которые помнят, как было"; "Люди среднего класса, среднего уровня интеллекта и материального достатка"), либо упоминают своих близких ("кто меня понимает", "мои друзья", "моя семья"). Некоторые люди так и говорят: "Мы - это вся наша улица и вся Россия"; "Моя семья или моя страна - в зависимости от случая". В общем, открыл дверь дома, а там - Россия.

Еще довольно часто упоминаются моральные, личностные качества или образ жизни близких им групп ("Люди, у которых есть совесть"; "опытные"). Ясно, что это - символические общности. В них нет потенциала к осознанию собственной выделенности в социальной структуре, к формированию бытия "для себя". Люди конструируют символические общности потому, что нет реальных, таких, членство в которых ощущалось бы естественно, само собой. Очень редко можно встретить высказывания типа: "Мы - это трудовой коллектив". Социалистические трудовые коллективы распались, но на их месте не появились сообщества, основанные на других критериях причастности (например, корпоративной, профессиональной или профсоюзной принадлежности). Нет сообществ, у которых были бы определенные границы, особые интересы, более или менее постоянный состав, а главное - солидарные практики.

Результаты общероссийского опроса, проведенного Фондом "Общественное мнение" в июле этого года, показывают, что о существовании в России общественных организаций знают или что-то слышали 65% опрошенных. Членами общественных организаций себя считают только 5% россиян: из них 3% состоят в профессиональных союзах, 1% - в организациях, поддерживающих пенсионеров, инвалидов и ветеранов, и 1% - в других общественных организациях. Недавняя встреча В. Путина с представителями общественных организаций прошла для большинства рядовых граждан незамеченной: знают о ней 8% респондентов, что-то слышали 23%, и 60% услышали об этом впервые.

Если судить по этим данным, никаких общественных организаций и, соответственно, никакой социальной интеграции в российском обществе нет. От социальной ткани, сотканной при коммунистическом режиме (профсоюзы, партийные, комсомольские, пионерские ячейки), остались истлевшие клочки; общество пребывает в атомарном состоянии, а значит, никакой консолидации, солидарности, основанных на чувстве "Мы", нет и не может быть.

Но с другой стороны, период социальных потрясений продемонстрировал значительную устойчивость общества, которая обеспечивалась связями, основанными не на формальном членстве в какой-либо структуре, а на ощущении близости образа жизни, нравственных или каких-либо других, столь же неопределенных, но, тем не менее, действенных критериях.

Кроме того, если учитывать, что в советские времена реальных (т.е. созданных самими людьми, а не партийным руководством) общественных организаций не было вовсе, нынешняя ситуация не кажется такой уж плачевной. Создаются и активно действуют тысячи правозащитных, приходских, поселенческих сообществ; заметна деятельность свободных профсоюзов, находят последователей разнообразные клубы по интересам. Другое дело, что эти организации не массовые, и потому претендовать на выражение мнения общества и уж тем более влиять на власти они не могут.

Восемьдесят из ста экспертов Фонда "Общественное мнение" (в их числе были региональные политики, журналисты, представители государственных управленческих структур) сказали, что в их регионе есть общественные организации (опрос проведен в мае 2001 г.). Довольно часто упоминают о подобных организациях и рядовые граждане.

Чаще всего это организации самопомощи, объединяющие людей с одной проблемой и совместно добивающиеся соблюдения своих прав. В рамках этих организаций ведется, главным образом, благотворительная деятельность (организации ветеранов, общества блокадников, чернобыльцев, инвалидов, этнические сообщества помощи соотечественникам, религиозные организации). Другая группа общественных объединений - это правозащитные организации, которые занимаются решением проблем других, а не собственными (комитет солдатских матерей, профсоюзы, правозащитные центры).

Когда начинаешь искать общественные организации и людей, в них состоящих, их находится довольно много (например, в подмосковном городе Химки мы обнаружили около полусотни общественных организаций). Возникает ощущение, что и членов этих организаций должно быть больше одного-двух процентов, зафиксированных опросом. Вполне возможно, что факт принадлежности к таким организациям почему-то отсутствует в самопрезентациях россиян. Например, молодой человек может быть членом спортивного клуба, но на вопрос о "Мы" ответит - "студенты", полагая, что его формальный статус в социально-профессиональной структуре важнее.

Вероятно, некоторые люди, отвечая на вопрос о членстве в общественной организации, вспоминают структуры, которые назывались этими словами при советской власти, и говорят: "не состою", но вполне могут быть при этом, скажем, членами церковных приходов, клубов самодеятельной песни и т.д. Предположение, что "общественными организациями" люди продолжают называть некие полугосударственные образования типа ДОСААФ, подтверждается материалами дискуссий на эту тему, которые проходили в Фонде "Общественное мнение".

"Мне кажется, общественная организация - это когда я буду платить туда взносы, я уже буду автоматически членом этого общества".

Отчетливо звучит мотив, тоже оставшийся от социалистических времен, что общественная организация - это не "мы", а "для нас":

"Они борются за то, чтобы мы лучше жили".

Восприятие членства в общественных организациях через образы советского прошлого наделяет их, по сути, только двумя функциями: социальная помощь и ритуально-символическая причастность членов организации к делам государства и демонстрация лояльности к властям. В русле такого понимания отвергается даже предположение о возможной независимости общественных организаций от государства.

"Модератор: Могут общественные организации быть независимыми от государства?

Юра: Не могут.

Модератор: Почему?

Лена: Зачем тогда нужны эти организации?

Станислав: Это может быть просто формально записано, что организация независима, но на практике так не бывает".

Общественные организации такого типа действительно существуют. Некоторые лидеры подтверждают, что их организации создавались как дочерние структуры тех или иных государственных организаций и выполняют функ-ции, до которых "не доходят руки" у госструктур.

"Практически все руководители поисковых объединений входят в администрацию районов, областей. Либо по линии комитета по делам семьи и молодежи, может по культуре".

"Моя деятельность - продолжение работы, которую ведут те чиновники, которые занимаются проблемами инвалидов в районных управах".

Есть другой тип общественных организаций, возникший в "новое время". Они создаются небольшой группой людей под "модную тему", которая поможет получить зарубежный грант, либо под коммерческий проект, и потому не заинтересованы ни в рекламе своей деятельности, ни в расширении круга волонтеров, чтобы не плодить конкурентов. К таким организациям граждане относятся недоверчиво.

"Часто создание общественных организаций преследует какие-то узкие цели небольшого круга лиц, которые пытаются добиться большей известности, повысить свой имидж, либо преследуются коммерческие интересы".

Неудивительно, что большинство рядовых россиян пока еще не воспринимает общественные организации и фонды как значимые и самостоятельные институты гражданского общества.

Примерно 40% рядовых граждан убеждено, что для них лично польза от некоммерческих организаций не слишком велика (20% считает, что пользы от них нет вообще, и 18% - что она небольшая). И такая же доля затрудняется с ответом. Утверждают, что общественные организации все-таки приносят пользу, 21% опрошенных (опрос проведен в сентябре 2001 г.).

Но есть и третий тип общественных организаций: когда активисты сами находят социальную нишу, которая, по определению, не может быть занята государством, и добиваются от чиновников партнерских отношений.

"Сироты приходят к нам с тем, что государственные органы не выполнили свои функции. Поэтому дружить вовсю с чиновниками у нас нет оснований. Но нас часто приглашают в разные рабочие группы по работе над законодательством, по работе над всякими программами".

Отношения с властями в таких организациях строятся по принципу "заказчик-подрядчик". Есть социальная проблема, которую нужно решать, есть исполнитель, который либо сам проявляет инициативу, либо его находят чиновники, когда вышестоящее начальство начинает особенно настойчиво требовать "мероприятий по возрождению", либо "мероприятий по искоренению".

Обычная организационная структура такой общественной организации - небольшой штат постоянных помощников и возможность мобилизовать волонтеров для проведения тех или иных акций. Количество и возможность быстрой мобилизации волонтеров может косвенно свидетельствовать об эффективности работы организации в тех, конечно, случаях, когда организация в принципе ориентирована на массовую работу. Опрошенные нами лидеры общественных организаций этого типа утверждают, что у них никогда нет проблем с волонтерами.

"У нас постоянно работает восемь человек. Добровольцев сосчитать трудно. Школы всегда радуются, если мы говорим: ребята, давайте придите, помогите нам чего-то. Все бегут просто стремглав. Пожилые люди, если они были активисты, профсоюзники или комсомольцы-целинники, то мы для них привычный образ жизни. Студенты очень охотно дают себя использовать, потому что для них это реальная практика".

На вопрос: "Хотели бы Вы участвовать в работе какой-либо общественной организации?", - большинство опрошенных россиян (73%) ответили отрицательно, 15% выразили такое желание и 11% затруднились с ответом. Напомним, что считают себя членами тех или иных общественных организаций 5% россиян.

Из тех, кто декларирует готовность принять участие в работе третьего сектора, 4% хотели бы заниматься культурно-просветительской деятельностью ("что-то связанное с информацией, культурой и досугом", "что-то связанное с детьми и их досугом"). Благотворительность и социальную поддержку предпочитают 3% ("помогать старикам, одиноким", "вопросы бедности в стране"). Решать экологические проблемы и вопросы благоустройства окружающего ландшафта хотят 2% опрошенных, и еще 2% изъявили готовность поддерживать пенсионеров и участвовать в работе профсоюзов. Ясно, что от готовности до реального действия - дистанция огромного размера. Сам факт такой готовности говорит, пожалуй, лишь о неудовлетворенной потребности в социальном участии. Но масштабы такой потребности, если судить по этим данным, не очень велики.

Из материалов бесед с россиянами (810 интервью в 27 городах России) следует, что основная причина отказа от участия в общественной жизни - это крайне низкий ресурсный потенциал. Грубо говоря, людям бедным, больным и малообразованным очень трудно проявлять социальную активность, даже если эта активность будет направлена на защиту их собственных интересов.

Есть и другие аргументы нежелания работать в общественных организациях. Во-первых, иногда люди считают, что общественная активность сейчас не в моде: "Не участвую. Не в почете это сейчас".

А во-вторых, убеждение в том, что это бесполезное занятие. Все равно, ничего не добьешься:

"Участвовать в них толку мало. И не потому, что они ничего не делают, а так как у них нет ни денег, ни прав".

Мотивы неучастия для тех, кто хотел бы заниматься общественной деятельностью, - это, чаще всего, отсутствие информации о таких организациях и риск навлечь на себя гнев начальства.

"Есть потенциал, активность, могу поучаствовать, базы просто нет. Может, если кто пригласит в общественную организацию для помощи людям (я же знаю, сколько их, обездоленных), то пойду".

"Общественными делами заниматься опасно".

"Сейчас не позволят, не захотят создать такую организацию. Само начальство скажет: не лезь, есть, кому решать вопросы".

Возникает ощущение, что все это - объяснения и оправдания состояния "скорбного бесчувствия" общества. В самом деле: материальные условия жизни большинства людей бывали и похуже. Можно много вспоминать о свирепости коммунистических властей, жестко подавлявших любую социальную самодеятельность. Но вместе с тем, многие ныне существующие общественные организации зарождались тогда, когда хватка тотального партийного контроля была еще достаточно сильна.

Чтобы объяснить факт отчуждения всех от всех, придется использовать слово "рессентимент". Это такое состояние, когда человек (или общество) переживает проблему, которую он (оно) вначале не может, а потом и не хочет решить, потому что сживается с этим состоянием и начинает находить его естест-венным. Возникает чувство апатии, и девальвация, уничижение "другого", не излечивает душу, а делает этот самый рессентимент еще глубже, потому что так удобнее: не нужно ничего делать. Самоаттестация и самооправдание строятся в таком состоянии на двух постулатах: "Я неудачник", "Виноваты в этом другие". Постсоциалистическая травма еще далеко не изжита нашими согражданами, и ожидать, что она "заживет сама собой", нужно будет очень долго. Мы получили довольно много ответов о "Мы", где акцентируется даже не бедность, а униженность ("жалкие", "обездоленные", "неудачники", "забитые жизнью").

Рессентимент в нашем случае направлен на богатых и власть. "Чужие" для россиян - главным образом эти две категории (более половины опрошенных). "Чиновники - вымогатели, лжецы и прохиндеи". "Все шишки". "Олигархи, захватившие деньги нетрудовым путем".

Поскольку, как мы видели, значительная часть россиян связывает деятельность общественных организаций с властями либо с "новыми русскими", которые часто использовали вывеску общественных организаций для своих финансовых махинаций, неудивительно, что отношение к этим общественным организациям настороженное.

Преодолевать рессентимент - это смешанное чувство апатии, обиды и бессильного желания мести - нужно не только для построения институтов гражданского общества, в том числе общественных организаций. Без выхода из этого состояния невозможен и экономический рост, потому что невозможна мобилизация сверхнормативной активности. Человек в таком состоянии будет работать "от сих до сих", стараться не проявлять инициативу и не делать лучше тогда, когда "и так сойдет". Для политиков это состояние неустойчивого равновесия тоже должно быть не очень комфортным (если они это осознают), потому что такая сложная социальная структура, как современное общество, не может быть устойчивой, имея только две точки опоры: первичные, то есть естественные структуры (семья), и верховная власть. Ткань, состоящая только из продольных волокон, даже и не ткань вовсе.

Каков может быть прогноз перспектив развития общественных организаций в этой ситуации? В самом общем виде ясно, что необходим переход из состояния рессентимента в другое, противоположное. Это самая трудная задача. Нужно, чтобы люди поняли, что они "не такие" - бесправные, убогие "совки".

Кто может это сделать - более или менее понятно. Те слои общества, которые обладают социальными ресурсами: властью, деньгами, возможностью создавать образцы поведения и оценок.

Известный польский социолог П. Штомпка, описывая процесс изживания травм переходного периода в Польше, подчеркивает, что именно институциональные структуры помогают гражданам адаптироваться в меняющемся обществе. "Отдел жалоб граждан на правительственных чиновников весьма активен в защите гражданских прав; свободные, независимые СМИ делают прозрачной политическую жизнь, выявляют злоупотребления властью. Демократия укрепляет чувство стабильности, безопасности, ответственности и прозрачности... Стабильность и устойчивость торговли, безопасность деловой среды способствуют экономической жизнедеятельности". Далее он отмечает, что быстро увеличивается число добровольных ассоциаций, клубов и организаций, растет социальное участие, придавая людям чувство безопасности. Наряду с этими новыми формами социальной интеграции, конечно, сохранили свою роль личные связи, унаследованные от коммунистического периода, когда внутренняя ссылка, уход в приватную жизнь были средствами адаптации. Но такие стратегии стали нетипичными. Чаще всего люди создают разные ассоциации, которые помогают им преодолевать травмирующие ситуации в рамках легальных, законных практик.

Теперь - как это сделать.

Дело в том, что любая форма социальной организации возникает вокруг некоторой культурной модели - совокупности культурных, этических, экономических и тому подобных ориентаций. Такие культурные модели присутствуют в обществе в виде регулярной практики. Одна из таких практик в России - высокая роль авторитетных людей в создании социальной структуры. Социолог К. Касьянова подробно описывает, как человек, обладающий высоким личностным статусом, может создать структуру "из ничего": "К нему начинают тяготеть окружающие, искать с ним отношений, желать его общества". Гибкость социальных сетей, основанных на личностном статусе, делает их устойчивыми, позволяя одновременно усваивать, ассимилировать социокультурные образцы других общностей. Высокая значимость личностных отношений в формировании социальных групп означает также, что лидер, занявший высокую статусную позицию, скорее будет действовать с помощью социального механизма "лова сетью", когда авторитет выполняет роль грузила в этой сети (И.В. Мостовая). Проблема только в том, что этот человек должен быть не назначенным авторитетом, а просто быть авторитетным. И тогда могут возникнуть общественные организации третьего из описанных нами типов общественных организаций - не зависящие от властей, но конструктивно сотрудничающие с ними.

Наши данные показывают, что люди, участвующие в работе общественных организаций, с большим оптимизмом смотрят на жизнь, чем "средний россиянин". Во-первых, они уверены, что делают благое дело, а во-вторых, сами чувствуют себя более уверенно перед житейскими невзгодами.

Я участвую в обществе защиты бездомных животных. Находим животных (бездомных очень много), отдаем их в хорошие руки. С удовольствием поучаствовал бы в обществе и по защите прав человека, но таких не знаю. О них мало пишут.

Я принимаю участие в работе ветеранской организации автозавода: два раза в месяц мы общаемся, обсуждаем все текущие вопросы, решаем наши проблемы, беседуем. Приглашаем на наши собрания руководителей завода, представителей военкомата, милиции, комитета социальной защиты. Участие в работе ветеранской организации автозавода позволяет мне чувствовать себя более защищенным, уверенным.

Те же, кто не участвует, но хотел бы быть членом подобной организации, в качестве мотивов называют, прежде всего, удовольствие от общения и социального участия в жизни других людей.

Если бы была действительно полезная для людей организация, я бы работать пошла, так как тоскливо сидеть дома, без общения с людьми.

Просто приятно, когда людям помогаешь чем-то.

У меня есть огромное желание помогать людям. Имею большой жизненный опыт, непримиримость с несправедливостью, обманом. Для того чтобы уважали меня, честных и порядочных людей.

Да, я бы тоже участвовал в общественных организациях, помогал бы в строительстве церкви для людей.

Я, как медик, могла бы помочь малоимущим, бедным людям, которые больны. Я могла бы делать уколы безвозмездно, оказывать медицинскую помощь.

Есть потенциал, активность, могу поучаствовать, базы просто нет. Может, если кто пригласит в общественную организацию для помощи людям (я же знаю, сколько их, обездоленных), то пойду.

Таким образом, если будут создаваться и пропагандироваться образцы социальной активности и авторитетные люди у власти продемонстрируют, что они готовы сотрудничать с общественными организациями, можно будет ожидать пополнения их рядов. Здесь очень велика роль региональных и местных представителей власти. В их распоряжении есть ресурсы, которыми они могут манипулировать, чтобы ускорить процесс самоорганизации (например, уже упомянутая нами практика "госзаказа" на реализацию социально значимых программ). И что самое главное для рассматриваемой нами темы - среди них много действительно авторитетных людей.

Если же таких знаков со стороны власти не последует, если интеллектуальные элиты не будут стремиться делать "героями дня" лидеров общественных организаций, "штопка" социальной ткани тоже, конечно, будет идти, но очень медленно, и "с изнанки". На такое предположение наталкивают высказывания тех наших респондентов, которые эпизодически, а то и регулярно участвуют в тех или иных "общих делах", но при этом не числят себя ни в каких организациях.

Дома я как неотложка. Кого-то уколи, кого-то перевяжи, промой рану, и т.д. Стараюсь никогда не отказывать.

Люди меня тимуровцем зовут: то тому, то другому что-нибудь подправишь, починишь.

Я организую субботники вокруг дома, а в общественных организациях участия не принимаю.

Я помогал в строительстве церкви.

Когда два года назад привезли зимой солдат в наш город, они замерзали в лесу, я и мои друзья делились с ними, чем могли.

В "Союз солдатских матерей" с внучкой относили вещи для солдат в Чечне. А так я не участвую в работе общественных организаций.

Человек не числит себя ни в каких организациях, когда пристраивает бездомных животных или чинит соседям забор. Но это, бесспорно, акты солидарных действий людей, которые занимаются общественной работой более или менее регулярно. Такая работа не видна глазу, настроенному на восприятие организационно оформленных групп, но это не значит, что она не способствует интеграции общества.

Другое дело, что в этом случае социальная практика отчуждается от институциональных структур общества, появляется "двойной стандарт" в ценностно-нормативной системе и теневые практики общественного взаимодействия. Теневые - не обязательно незаконные, они просто другие (ситуативные, гибкие, не ориентированные на формальное членство). Итог: параллельное существование личностных и институциональных структур и двух миров - мира элит и мира рядовых граждан.

В преодолении этого параллельного существования очень велика роль региональных и местных авторитетных людей - представителей интеллигенции, депутатов, руководителей. В их распоряжении есть ресурсы, которыми они могут манипулировать, чтобы ускорить процесс самоорганизации (например, уже упомянутая нами практика "госзаказа" на реализацию социально значимых программ общественными организациями).

Содержание номера | Главная страница